Разработка предложений по совершенствованию действующей системы патриотического воспитания студенческой молодежи

Автор: Березовский Д.П.

Журнал: Теория и практика современной науки @modern-j

Статья в выпуске: 6-1 (12), 2016 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена разработке предложений по совершенствованию системы патриотического воспитания студенческой молодежи. Приводятся основные результаты поисково-экспериментальной работы проведенной в соответствии с разработанными критериями патриотической воспитанности студентов: интеллектуально-познавательного, эмоционально-мотивационного и деятельно-практического

Патриотическое воспитание, совершенствование системы воспитания молодежи, предложения по совершенствованию действующей системы патриотического воспитания

Короткий адрес: https://sciup.org/140269095

IDR: 140269095

Текст научной статьи Разработка предложений по совершенствованию действующей системы патриотического воспитания студенческой молодежи

The article is devoted to the development of proposals for improving the system of patriotic education of students. The main results of the search and experimental work carried out in accordance with the established criteria of patriotic education of students: intellectual and cognitive, emotional and motivational, and actively and practical.

Tags: patriotic education, improving the education of the youth system, proposals for improving the current system of patriotic education.

В настоящее время одним из наиболее актуальных направлений по развитию человеческого капитала студенческой молодежи следует считать внедрение механизмов патриотического воспитания в образовательные процессы высшей школы.

На контрольном этапе опытно-экспериментальной работы с помощью разработанного диагностического инструментария проводился анализ эффективности разработанной и внедренной организационно -педагогической системы.

Обобщение результатов поисково-экспериментальной работы было осуществлено в соответствии с разработанными критериями патриотической воспитанности студентов: интеллектуально-познавательного, эмоционально-мотивационного и деятельнопрактического. Внедряемая методика обеспечила повышение уровня сформированности патриотических качеств у студентов: показатели сформированности интеллектуально-познавательного компонента выросли на 40-60% в ЭГ, а в КГ - на 5-25%; показатели сформированности эмоционально-мотивационного компонента в ЭГ выросли на 20-70%, а в КГ - на 5-50%; показатели сформированности деятельностнопрактического компонента в ЭГ выросли на 40-70%, а в КГ - на 2-36%.

В итоговом контрольном срезе обнаружена уровневая градация патриотической воспитанности студентов. Определение уровня патриотической воспитанности осуществлялось в начале и в конце формирующего эксперимента. Обобщенные данные оценки уровней патриотической воспитанности студентов представлены в таблице 1.

Сравнительный анализ диагностического и итогового срезов показал повышение уровня патриотической воспитанности студентов ЭГ. Так, количество студентов с низким уровнем патриотической воспитанности уменьшилась с 23,8% до 2,1%, со средним уровнем - с 67,7% до 54,2%, с высоким уровнем увеличилась с 8,5% до 43,7% .

В процессе определения уровня сформированности у студентов доминантных качеств личности-патриота на контрольном этапе установлено, что высокий уровень сформированности доминантных качеств личности патриота обнаружили: в контрольных группах - 48 студентов (19,0%), в экспериментальных группах - 62 студента (24,5%); средний уровень - в контрольных группах - 127 студентов (50,2%), в экспериментальных группах - 149 студентов (58,9%); низкий уровень - в контрольных группах - 78 студентов (30,8%), в экспериментальных группах - 42 студента (16,6%).

Результаты контрольного среза показали существенный рост всех показателей сформированности гражданской позиции, а также качественное изменение человеческого капитала студента: усиление положительных связей студентов с государством, стремление активно участвовать в жизни общества, конструктивность анализа социальных явлений, снижение негативизма при оценке общественных процессов.

По интегративными показателями уровней сформированности когнитивного, эмоционального и деятельностного компонентов получены следующие данные:

Таблица 1

Распределение студентов контрольной и экспериментальной групп по уровням сформированности компонентов гражданской позиции (в%)

Компонент

Группа

Низкий

Средний

Высокий

Патриотическая

Контр.

28,8

46,6

24,6

направленность

Эксп.

6,2

31,5

61,2

Гражданская

Контр.

27,4

31,5

41,1

информированность

Эксп.

5,2

22,4

71,4

Гражданская

Контр.

15,1

41,1

43,8

активность

Эксп.

3,1

23,5

73,4

Из представленных в таблице данных четко видно, что по всем компонентам гражданской позиции наблюдается ярко выраженная положительная динамика. Это проявляется в значительно меньшем количестве студентов, имеющих низкие уровни и существенном увеличении числа участников эксперимента с высоким и средним уровнями сформированности патриотической позиции.

Положительная динамика обнаружена в понимании сущности патриотических качеств, более высоком уровне сформированности умения дать им корректные определения, более четком выявлении потребности студентов быть информированным о жизни государства и потребности углубить свои знания. Полученные результаты свидетельствуют о росте ответственности за будущее России, желание сделать вклад в развитие государства.

Анализ результатов внедрения организационно-педагогической системы позволяет сделать выводы о том, что показатели по разработанным критериям относительно высокого и среднего уровня выражены более ярко. Студенты стали более активно интересоваться национальными ценностями и традициями, военными традициями родного края, с большим уважением относиться к языку, понимать, что язык является сокровищницей национальной культуры, "душой" народа, в ней, как в зеркале, отражается самобытный менталитет нации, ее история и культура; активным стало стремление узнать историю своей семьи и своего края, интерес к истории страны и мира, достаточно большое количество студентов заинтересовались созданием собственного генеалогического дерева с помощью специальных компьютерных программ и поиском информации о прошлом своей семьи; большой интерес у студентов вызвали занятия, посвященные изучению основных положений Конституции России, что обусловило рост их стремление сформулировать свою позицию относительно политических и экономических событий в стране, интерес к ее будущему, возможностей обеспечения прогрессивного и динамичного развития государства; охотнее и ответственностью студенты стали относиться к труду, постепенно формируя понимание того, что их будущая профессиональная деятельность является способом влиять на прогресс страны, расцвет Родины; более яркими стали эмоциональные реакции студентов на проблемные ситуации, связанные с необходимостью защиты Отечества; более выраженным - интерес к процессу самоанализа и самокоррекции, осознание необходимости повседневной деятельности в пользу Родины.

Обнаруженная на контрольном этапе положительная динамика уровня сформированности у студентов доминантных качеств личности патриота свидетельствует об эффективности разработанной организационно-педагогической системы и необходимость ее внедрения в высших учебных заведениях.

Таким образом, полученные результаты подтвердили эффективность предложенных педагогических условий и разработанной методики формирования качественной составляющей человеческого капитала в студенческой среде, а также активной гражданской позиции.

Список литературы Разработка предложений по совершенствованию действующей системы патриотического воспитания студенческой молодежи

  • Концепция Новой четвертой государственной программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mkunmic.beluo.ru/doc/proekt koncepcii petrioticheskogo vospitaniya 2016-2020.pdf.
  • Кузнецов В.Н. Российская идеология 21: опыт социологического исследования формирования российской идеологии XXI века. М., 2004.
  • Курганская М.Я. Патриотические ценностные ориентации российской студенческой молодежи: автореф. дисс. канд. социол. наук. М., 2012.
Статья научная