Развитие газового дела в России до 1917 г

Автор: Быков Виктор Юрьевич

Журнал: Власть @vlast

Рубрика: Отечественный опыт

Статья в выпуске: 3, 2018 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются проблемы становления газового дела в России в конце XIX - начале XX в. Анализ ранних этапов формирования российского газового дела позволяет систематизировать исторические данные и показать процесс становления газовой промышленности СССР-России.

Природный газ, газопровод, газовый промысел, нефть, скважина, газовое месторождение

Короткий адрес: https://sciup.org/170168986

IDR: 170168986

Текст научной статьи Развитие газового дела в России до 1917 г

Вдореволюционной России случайным образом было открыто немало газовых месторождений, из которых можно было бы получать природный газ, но вплоть до начала XX в. использованию природного газа не уделялось особого внимания, и имевшиеся газовые месторождения практически не осваивались. В 1834 г. руководитель нефтяных промыслов в Баку Н.И. Воскобойников в запи- ске, адресованной министру финансов Е.Ф. Канкрину, указывал, что «полезно было бы очищать ее [нефть] через перегонку на месте же, что для казны весьма мало будет стоить, ибо близ самих колодцев белой нефти имеются естественные огни» [Шахназаров 1928: 6]. Данное обращение так и осталось без ответа, и никакие действия предприняты не были.

В начале XX в. был обнаружен природный газ на территории современной Саратовской области. В 1906 г. братья Мельниковы на своем хуторе вблизи села Дергачи при бурении скважины с целью поиска артезианских вод на дне колодца обнаружили газ, который от случайной искры воспламенился [Быков 2017б: 63; Ефимова и др. 2015: 54]. После проведенного анализа было установлено, что в газе содержится значительная доля метана. Позже предприимчивые купцы построили на хуторе кирпичный и стекольный заводы, которые отапливались и работали с помощью газа. Район, где находился завод, долгое время носил название «Стеклогаз». Опыт, традиции, навыки и знания, полученные при эксплуатации Мельниковского промысла, во многом способствовали успешному освоению газовых залежей вблизи Саратова в 1940-х гг. [Быков 2017а: 38; Быков 2016: 134; Демидова и др. 2016: 71; Захаров 2016: 99].

Редкие случаи использования природного газа (нефтяной газ) в промышленных целях в России встречались еще во второй половине XIX в. В 1859 г. предприниматель В.А. Кокорев на своем нефтеперегонном заводе использовал попутный нефтяной газ для прогрева нефтеперегонных емкостей. Местность, где был построен завод (недалеко от храма огнепоклонников в Сураханах), с древних времен известна выходами из земли природного газа. В настоящее время описанный во многих источниках храм сохранился и используется как музей.

Способ использования и транспортировки естественного дарового топлива на Кокоревском заводе вблизи Сурахан был весьма интересным: над источающими газ разломами земной коры закрепляли специальные ящики, зацементированные каменной кладкой. Выходящий на поверхность газ скапливался под колпаками, которых было 40 штук, а далее по трубам подавался в котельную. Использовался газ не только для отопления и нагрева, но и для освещения заводских и жилых помещений. Применение природного газа при освещении помещений владельцу завода ежегодно позволяло экономить около 684 пудов керосина, а благодаря отоплению завода природным газом экономилось 112 тыс. пудов мазута [Фукс, Матишев, Комарова 1997: 55].

В XIX в. это был один из немногих известных фактов промышленного применения дарового естественного газа в России. Стоит отметить, что частные случаи использования газа и отдельные эксперименты все же проводились. В Морском сборнике 1864 г. описаны случаи использования естественного газа для освещения порта в Баку и отопления заводских машин1. Однако в других странах освоение природного газа происходило более успешно, продуктивно и быстро [Информационно-аналитический… 1998: 39].

Вопрос об использовании природного газа в России активно обсуждался во второй половине XIX в. В 1876 г. Д.И. Менделеев поднимал тему широкого практического применения природного газа, получаемого из нефтяных скважин. Осознавая всю важность и значимость природного газа для экономики, Д.И. Менделеев отмечал: «…газ – это топливо будущего, при котором не может быть и речи ни о полноте горения, ни о дыме» [Рагозин 2013: 23]. Но, несмотря на предложения и внимание научного сообщества, российские нефтяники- промышленники до начала XX в. основным и незаменимым топливом считали нефть.

В начале XX в. все же пришло понимание того, что даровое естественное топливо, которым и являлся попутной нефтяной газ, необходимо утилизировать с пользой для человека. Бурение первой специальной газовой скважины было начато в 1901 г. на месте, где раньше располагался завод В.А. Кокорева. Бурение производилось Бакинским нефтяным обществом [Шахназаров 1928: 7]. Важно, что газ выходил наружу из всех пробуренных скважин, на всем участке бурения. Нефтяные промышленники после срочной прокладки трубопровода приступили к использованию природного газа как топлива для паровых котлов.

Промышленное освоение отдельного газового месторождения в России началось в 1906 г. в окрестностях города Дербента, на территории крупнейшего нефтяного месторождения Дагестанские Огни. Эта скважина была пробурена для стекольного завода. Но в годы Гражданской войны завод перестал функционировать и был уничтожен. Снова восстановили его только в 1922 г. Уже в 1925 г. реконструированный завод, работая на добываемом природном газе, достиг производственных объемов стекла в 14 тыс. т в год. Суточная потребность завода в газе составляла 35 тыс. куб. м [Нариманов, Фролов 1993: 14].

В 1909 г. газ нефтяных скважин принялись эксплуатировать в Грозном. Ранее здесь добывалось значительное количество нефти, но ее объемы с каждым годом сокращались, в то время как газ фонтанировал с неослабевающей силой и при постоянном давлении [Стопневич 1919: 23]. Газ под собственным давлением по газопроводу длиной 280 м подавался в котельную, где утилизировался в топочных камерах паровых котлов.

В начале XX в. основные месторождения природного газа были разработаны на Бакинском промысле в Сураханах и вблизи Грозного. Но кроме этого активно осваивались Дербентское, Ставропольское, Урало-Эмбенское и Дергачевское месторождения естественного газа. Уже в начале XX в. были обнаружены, открыты, но еще не освоены Бердянское, Закаспийское, Ухтинское, Кубано-Черноморское, Керченское, Ферганское и Прибайкальское месторождения.

В 1909 г. И.Н. Стрижов высказывал мнение об использовании природного газа из скважины, располагавшейся неподалеку от Грозного: «Целесообразно провести газопровод до города Грозного и отпускать газ жителям и промышленникам для отопления домов, для действия двигателей, печей, паровых котлов на фабриках и заводах и для освещения города» [Стрижов 1909: 112]. Также вопрос о налаживании газолинового производства активно поднимался вплоть до 1917 г. инженерами нефтяных промыслов братьев Нобелей.

После того как в 1904 г. промысловый район в Сураханах на официальном уровне был признан газоносным, местным нефтяникам, имевших газоносные участки, разрешалось добывать попутный газ с последующей платой «попуд-ного сбора» при эквивалентном расчете 600 куб. футов за 1 пуд нефти. Процесс взимания этого налога представляется неясным, т.к. промышленники и налоговые органы не располагали необходимым оборудованием и счетчиками для измерения объемов добычи, а подсчеты добываемого газа производились, как говорится, «на глаз».

По газопроводу длиной более 10 км от месторождения в Сураханах до Балахано-Сабунчинского района газ проходил под собственным давлением. Из-за отсутствия возможности механически нагнетать давление в трубопроводе при помощи компрессоров первые газовики не могли использовать газовые залежи со слабым давлением [Нариманов, Фролов 1993: 135]. Поэтому множество пластов и газовых горизонтов остались невостребованными и заброшенными.

В конце 1907 г. «газовый период» Сураханского месторождения закончился, практически не успев начаться. Дело в том, что скважины вскрыли богатейшие нефтяные горизонты, нефть выбрасывалась из земли мощными нефтяными фонтанами. С этого момента началась погоня за нефтью, а естественный газ вновь стал побочным и второстепенным продуктом. Активные поиски нефти и сотни пробуренных скважин уничтожили газовые горизонты. Для обнаружения богатых нефтяных пластов нефтяники, принеся в жертву газовые залежи, выпустили на воздух миллиарды кубических метров газа. Несмотря на неточность и относительность имеющихся статистических данных, все же это характерное явление напрямую отразилось на показателях: в 1907 г. было добыто 124 тыс. т, а в 1909 г. – всего лишь 52,5 тыс. т природного газа1. «Пятьдесят лет систематической порчи газоносных пластов, в смысле затопления их водой и пуска в воздух газа – слишком продолжительный срок, чтобы ошибки прошлого могли бы быть легко исправлены» [Шахназаров 1928: 11]. История индустрии природного газа – история невероятных экономических потерь. Практикуемые методы добычи, транспортировки и использования газа являлись источником его утраты, значительно превосходящей объем действительно потребляемого газа.

Так зарождалось газовое дело страны. Находясь в постоянной тени нефти и являясь ее «пасынком», газ долгое время воспринимался как второстепенное и неперспективное сырье. Огромные массы естественного газа просто уничтожали, выпуская его в атмосферу. Энтузиасты газового дела пытались обратить внимание научного и инженерно-технического сообщества на проблемы добычи и использования природного газа как естественного, экологически чистого, дешевого, многофункционального и доступного топлива, но раз за разом упирались в стену непонимания. В начале XX в. еще не произошло массовое осознание того, что естественный газ имеет все возможности стать одним из ключевых видов топлива. Локальные случаи переориентации промыслов на добычу газа носили хаотичный и зачастую случайный характер.

Список литературы Развитие газового дела в России до 1917 г

  • Быков В.Ю. 2016. Особенности организации и управления строительством газопровода Елшанка-Саратов. -Власть. № 6. С. 134-137
  • Быков В.Ю. 2017а. Газификация города Саратова в 1940-е годы. -Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. № 3-1(77). С. 38-41
  • Быков В.Ю. 2017б. Из истории Мельниковского месторождения природного газа. -Научный журнал Российского газового общества. № 2. С. 63-67
  • Демидова Е.И., Ефимова Е.А., Захаров А.В., Быков В.Ю. 2016. Из истории Астраханского газового комплекса. -Научный журнал Российского газового общества. № 1. С. 71-82
  • Ефимова Е.А., Демидова Е.И., Захаров А.В., Быков В.Ю. 2015. Этапы развития газовой отрасли. -Газовый бизнес. № 2. С. 52-62
  • Захаров А.В. 2016. Из истории газификации Нижнего Поволжья. -Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. № 3(62). С. 99-103
  • Информационно-аналитический сборник. Зарубежная информация. 1998. М.: ИРЦ «Газпром». Вып. 4. С. 37-43
  • Нариманов А.А., Фролов А.Н. 1993. Газовая промышленность вчера, сегодня, завтра. М.: Недра. 205 с
  • Рагозин В.И. 2013. Нефть и нефтяная промышленность. Репринтное издание 1884 г. СПб: Альфарет. 588 с
  • Стопневич А.Д. 1919. Природные газы в России. -Естественные производительные силы России. T. IV. Вып. 39. Петроград. 37 с
  • Стрижов И.Н. 1909. Утилизация естественного газа из скважин на нефтяных промыслах -Труды ТО ИРТО за 1909 г. Вып. IV. С. 110-117
  • Фукс И.Г., Матишев В.А., Комарова Н.Н. 1997. В.А. Кокорев -один из славной когорты российских нефтепромышленников. -Нефтяное хозяйство. № 6. С. 54-56
  • Шахназаров М.Х. 1928. Естественный газ, его добыча и утилизация. -М.-Л.: Нефтяное изд-во НТУ ВСНХ СССР. 429 с
Еще
Статья научная