Развитие личностного потенциала будущих психологов в процессе профессиональной подготовки
Автор: Алонцева Александра Ивановна
Журнал: Общество: социология, психология, педагогика @society-spp
Рубрика: Психология
Статья в выпуске: 3, 2020 года.
Бесплатный доступ
Проблема личностного потенциала является сегодня очень актуальной, так как его наличие обеспечивает конкурентные преимущества в процессе жизнедеятельности. Особенно важна разработка данной проблемы применительно к будущим психологам, так как их личностный потенциал помогает не только успешно решать собственные проблемы, но и выступает «инструментом» в решении профессиональных задач в момент оказания помощи людям. Проблема личностного потенциала до сих пор остается неоднозначной. Существует множество мнений и подходов к этому вопросу, но общим для всех является идея о том, что это возможность, проявляющаяся только при активности самого субъекта. В статье представлены эмпирические результаты исследования личностного потенциала будущих психологов в процессе профессиональной подготовки. Проанализированы личностные качества, оказывающие наибольшее влияние на развитие личностного потенциала.
Личностный потенциал, личные качества, деятельность, психологи, профессиональная подготовка, студенты, высшая школа, высокие достижения
Короткий адрес: https://sciup.org/149133490
IDR: 149133490 | DOI: 10.24158/spp.2020.3.11
Текст научной статьи Развитие личностного потенциала будущих психологов в процессе профессиональной подготовки
Современный человек должен уметь мобильно адаптироваться и быть эффективным в ситуации постоянно изменяющихся требований: самостоятельно распоряжаться своей жизнью, активно и результативно проявлять себя, определять направления своего развития и применения. Именно личностный потенциал позволит соответствовать указанным требованиям современности, обеспечивая конкурентные преимущества самой личности и организации, в которой конкретный человек будет реализовывать себя как субъекта профессиональной деятельности [1]. Данная проблема особенно важна именно для психологов, так как, помимо способности самим быть успешными и эффективными, им необходимо уметь ориентировать на это людей, обратившихся к ним за помощью или являющихся объектами их профессионального сопровождения. Поэтому вопрос изучения личностного потенциала будущего психолога довольно актуален.
Разработка понятия личностного потенциала берет начало в работах по философии (Н.А. Бердяев, Г. Гегель, Р. Декарт, И. Кант, М.К. Мамардашвили, Ф. Ницше, А. Швейцер, М. Ше-лери др.) и активно разрабатывался как зарубежными (А. Маслоу, Р. Мей, Г. Олпорт, К. Роджерс, Э. Фромм, В. Франкл и др.), так и отечественными психологами (Д.А. Леонтьев, Е.В. Руденский, В.И. Слободчиков, Н.И. Шевардин и др.).
В исследованиях современных отечественных ученых (В.В. Барабанова, О.А. Воронина, М.Е. Зеленова, Д.А. Леонтьев и др.) отмечается, что период обучения в вузе (время становления субъекта как профессионала) является активным для формирования жизненных стратегий и стратегий самореализации личности. На данном этапе продолжается формирование ценностей, внутренних убеждений, личных принципов. Перечисленные особенности делают важным для изучения личностного потенциала именно студенческий возраст [2].
Не существует общепринятого определения понятия «личностный потенциал». Так, В.К. Сафонов при описании потенциала спортсменов пишет, что личностный потенциал – это собственная активность, со стороны личности проявляемая для реализации заложенных потенциалов [3]. Д.А Леонтьев в своих работах указывает, что личностный потенциал представляет собой интегральную характеристику индивидуально-психологических особенностей личности, которая обеспечивает стабильность в жизнедеятельности посредством преодоления внешних и внутренних обстоятельств на фоне давлений и изменяющихся внешних условий [4]. К.А. Абуль-ханова и Т.Н. Березина рассматривают личностный потенциал как сложную категорию, характеризующую жизненную перспективу, которая, по мнению авторов, и является движущей силой, обеспечивающей эффективность и результативность будущего [5].
Обобщая изложенную выше информацию, можно заключить, что личностный потенциал выступает важной личностной характеристикой, одномоментно обуславливающей возможность для развития и сам процесс развития. Он существует как наличественная возможность, которая проявляется только при определенных обстоятельствах – активности человека в процессе «делания». Данную точку зрения поддерживают многие ученые (Б.Г. Ананьев, Д.А. Леонтьев, В.Н. Марков, Р.П. Мильруд, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе и др.), указывая, что личностный потенциал – это интегральная категория, которая не существует сама по себе, для ее проявления необходима деятельность в различных видах, которая и выступает источником, обеспечивающим высокий уровень достижений человека. В связи с чем мы можем заключить, что личностный потенциал представляет собой интегральную характеристику личности, обеспечивающую возможность высоких достижений и имеющую в своей основе деятельностную направленность, которая обеспечивает личности возможность формировать поведенческую реакцию, соответствующую наличествующей обстановке, с целью достижения наибольшей эффективности.
Период профессиональной подготовки обладает мощным потенциалом для формирования изучаемой нами категории. В высшей школе создаются условия, приближенные к реальной трудовой деятельности, что в свою очередь стимулирует студентов к самостоятельному нахождению решения профессиональных задач, активизируя их позицию в поиске информации и побуждая их самообразование и саморазвитие, что, как итог, способствует проявлению и развитию личностного потенциала [6].
Процесс обучения профессии не рассматривается только как передача опыта и знаний, это понятие включает в себя намного больше: воспитание, развитие будущих субъектов профессиональной деятельности, способ преобразования своих природных задатков и возможностей, а следовательно, обеспечивает развитие личностного потенциала.
По мнению многих ученых (Е.В. Бондаревская, Х.Г. Гадамер, А.А. Реан, Л.В. Байбородова, Б.Б. Коссов, М.Е. Кузнецов, А.В. Хуторской и др.), полноценное интеллектуальное, социальное и личностное развитие человека должно осуществляться в их единстве, совершенствуя личность, обеспечивая индивидуальное развитие каждого обучающегося и формируя его личностный потенциал [7].
Несмотря на большое количество работ, посвященных проблеме личностного потенциала, не разработан вопрос о личностном и индивидуальном развитии будущего психолога, в частности, о факторах, определяющих личностный потенциал психолога.
В своем исследовании мы выдвинули предположение о том, что личностный потенциал будущего психолога представляет собой интегральную характеристику личностных черт, обеспечивающих его развитие в разной степени.
Исследование проводилось в течение четырех лет. Каждый учебный год анализировались все курсы обучения. Таким образом, в исследовании полного периода обучения была задействована только одна учебная группа. При этом мы имели в распоряжении четыре среза (разных учебных групп) на каждом курсе обучения. В исследовании ежегодно принимали участие порядка 119 студентов-психологов, 81 % из которых – девушки.
На основе теоретического анализа и сформулированного определения личностного потенциала нами был подобран комплекс диагностических методик, который позволит охарактеризовать компоненты изучаемого явления в первую очередь как категории, содержащей в своей основе деятельностную направленность личности и обеспечивающей возможность формировать поведенческую реакцию, обеспечивающую достижение наибольшей эффективности: сформулированное Д.А. Леонтьевым определение смысложизненных ориентаций (СЖО); опросник толерантности к неопределенности (MSTAT-I) Д. Маклейна в адаптации Е.Г. Луковицкой; опросник В.М. Моросановой и Р.Р. Сагиева, изучающий стиль саморегуляции поведения (ССП-98); тест Дж. Маддукса и М. Шеера на определение уровня самоэффективности в переводе и модификации Л. Бояринцевой под руководством Р.Л. Кричевского; методика изучения временной перспективы Ф. Зимбардо в адаптации А. Сырцовой и др.; тест жизнестойкости, созданный С. Мадди, в переводе и адаптации Д.А Леонтьева и Е.И. Рассказова; опросник «Контроль за действием» Ю. Куля в адаптации И.А. Васильева и С.А. Шапкина.
Все изучаемые компоненты мы разделяем на две подгруппы.
-
1. Компоненты, характеризующие психологический настрой (как готовность совершать действия), это смысложизненные ориентации (шкалы «Цели в жизни», «Процесс жизни», «Результативность жизни»), самоэффективность, временная перспектива, жизнестойкость (шкала «Вовлеченность»).
-
2. Компоненты, характеризующие поведенческие проявления (как реализуемая активность), это смысложизненные ориентации (шкалы «Локус контроля – Я», «Локус контроля – жизнь»), толерантность к неопределенности, стиль саморегуляции поведения, тест жизнестойкости (шкалы «Контроль» и «Принятие риска»), контроль за действием.
С целью расчета интегрального показателя был использован метод экспертных оценок. В качестве экспертов выступили психологи-практики как люди, знающие профессиональную деятельность «изнутри» и имеющие представление о качествах, необходимых для реализации себя как эффективного профессионала, способного находить оптимальные решения в условиях изменяющихся обстоятельств. Экспертами выступили психологи, занимающиеся частной консультативной практикой; работающие на промышленных предприятиях и образовательных учреждениях; являющиеся специалистами по проведению тренингов.
Группа экспертов (10 психологов-практиков) проранжировали важность каждой диагностируемой шкалы (из числа используемых методик) для показателя «Личностный потенциал» в листе экспертной оценки. Согласованность полученных результатов измерялась при помощи расчета конкордации. Из числа психологов-практиков, выступивших в роли экспертов, оценки «8» получили наибольшее значение согласованности (W = 0,764), именно эти результаты в дальнейшем и использовались нами для анализа.
С помощью экспертов мы получили вес каждой шкалы (в сумме ц = 1), который был применен для расчета интегрального показателя личностного потенциала. Основываясь на полученных результатах, мы можем констатировать, что на развитие личностного потенциала в большей степени влияет активная жизненная позиция; способность личности инициировать процесс реализации намерения; умение удерживать себя в этом состоянии необходимое время, то есть саморегуляция поведения; хорошая стрессоустойчивость; вера в положительный результат своей деятельности.
Произведенные расчеты интегрального показателя личностного потенциала позволили получить такие результаты: исследуемый показатель у студентов-психологов находится в интервале от 0,42 до 0,62. Мы можем предположить, что отсутствие максимальных значений (или близких к ним) показателей связано с началом профессионального и жизненного пути, который будет реализован в перспективе, а следовательно, сложится много условий и обстоятельств для продолжения формирования личностного потенциала, который в ходе жизнедеятельности будет и проявляться, и продолжать формироваться.
Для анализа результатов динамики личностного потенциала мы использовали два расчета. Первый получен на основе данных одной учебной группы в течение всего периода ее обучения. Второй – на основании среднего арифметического показателя личностного потенциала на соответствующих курсах в разных учебных группах психологов за период исследования.
При первом расчете интегральный показатель личностного потенциала, полученный на первом и четвертом курсах, значимо увеличился (t =1,8 при p ≤ 0,05), также значимое различие обнаружено между показателями второго и четвертого курсов. Из этого следует, что рост личностного потенциала происходит за период обучения, но не поступательно вверх, а со снижением показателя на втором курсе.
При втором расчете интегрального показателя личностного потенциала значимые различия на уровне p ≤ 0,05 (t = 1,6) выявлены между третьим и четвертым курсами. Прослеживается и тенденция к росту исследуемого показателя в сравнении между первым и завершающим курсами и также данный рост происходит не поступательно вверх, а со снижением показателя на третьем курсе. Возможно, выявленные снижения показателя связаны с переходом от преобладания эмоциональной составляющей в выборе профессии (когда в начале обучения студенты имеют интерес в связи с «романтическим» отношением к профессии, наличием любопытства из-за незнания различных аспектов обучения ей) к преобладанию рациональной составляющей (формируется сознательное представление о предстоящей деятельности, как бы «заинтересовываются ей повторно», но уже сознательно, с пониманием всех трудностей, издержек и привлекательных сторон профессии).
Анализ личностных характеристик, взаимосвязанных со значениями личностного потенциала, показал следующие результаты. При первом расчете (на основании данных одной учебной группы) при снижении показателя на втором курсе наибольшее влияние на результат оказало снижение значений по шкалам «Саморегуляция» (r = 0,501), «Контроль за действием при неудаче» (r = 0,49), «Временная перспектива» (r = 0,53). При росте показателя на третьем курсе наибольшее влияние на результат оказал рост значений шкалы «Саморегуляция» (r = 0,561), а также снижение по шкалам «Толерантность к неопределенности» (r = –0,43) и «Контроль за действием при неудаче» (r = –0,516). При росте показателя на четвертом курсе наибольшее влияние на результат оказал рост значений «Толерантность к неопределенности» (r = 0,61), «Контроль за действиями при планировании» (r = 0,58) и «Саморегуляция» (r = 0,503).
При втором расчете (на основании данных учебных групп за период исследования) нами выявлено, что при росте показателя на втором курсе наибольшее влияние на результат оказало увеличение значений по шкалам «Саморегуляция» (r = 0,308), «Жизнестойкость» (r = 0,275) (контроль, принятие риска) и «Толерантность к неопределенности» (r = 0,383), а также снижение значений по шкале «Контроль за действием при неудаче» (r = –0,372). При снижении показателя на третьем курсе наибольшее влияние на результат оказало снижение значений шкал «Саморегуляции» (r = 0,338), «Контроль за действием при неудаче» (r = 0,282). При росте показателя на четвертом курсе наибольшее влияние на результат оказало увеличение значений по шкалам «Толерантность к неопределенности» (r = 0,371), «Контроль за действиями при неудаче» (r = 0,274), «Осмысленность жизни» (r = 0,284).
Представленные математико-статистические данные, полученные при втором расчете, подтверждают результаты, выявленные при первом: наличие наибольшего влияния на интегральный показатель личностного потенциала компонентов, характеризирующих поведенческие проявления, в отличие от компонентов, определяющих психологический настрой, тем самым показывая приоритетность в личностном потенциале именно «действенных» компонентов, в отличие от компонентов, описывающих готовность совершать действия по достижении высоких результатов.
Таким образом, подводя итог, мы можем констатировать, что личностный потенциал будущего психолога представляет собой интегральную характеристику личностных черт, обеспечивающих его развитие в разной степени. Из числа личностных качеств наибольше влияние на показатели личностного потенциала оказывают такие характеристики, как саморегуляция, контроль за действиями при неудаче, толерантность к неопределенности. Процесс роста личностного потенциала происходит не линейно вверх, а всегда сопровождается периодом спада. Наибольшего влияния на интегральный показатель личностного потенциала оказывают компоненты, представляющие действенную активность личности. Полученные нами результаты могут быть учтены при разработке и проведении практических занятий по дисциплинам, наполнении содержания учебной и производственной практик студентов-психологов, а также выступать перспективой исследования вопросов о структуре, компонентах, уровневой градации и функциях личностного потенциала психологов.
Ссылки:
Редактор: Шейхетова Ирина Александровна Переводчик: Кочетова Дарья Андреевна
Список литературы Развитие личностного потенциала будущих психологов в процессе профессиональной подготовки
- Avey J.B., Nimnicht J.L., Pigeon N.G. Two field studies examining the association between positive psychological capital and employee performance // Leadership & Organization Development Journal. 2010. Vol. 31. № 5. P. 381-401. DOI: 10.1108/01437731011056425
- Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования. М., 2013. 239 с.
- Суворова Е.В., Андреева О.В., Емец Т.В. Профессионально-личностный потенциал и параметры оценки его развития // Перспективы науки и образования. 2019. № 3 (39). С. 88-100. DOI: 10.32744/pse.2019.3.7
- Сафонов В.К. Психология спортсмена: слагаемые успеха. М., 2018. 288 с
- Леонтьев Д.А. Личностный потенциал: структура и диагностика. М., 2011. 679 с
- Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. СПб., 2001. 304 с
- Компетентностный подход в образовательном процессе: монография / А.Э. Федоров, С.Е. Метелев, А.А. Соловьев [др.]. Омск, 2012. 210 с.
- Мухамедшина А.В. Реализация компетентностного подхода в условиях проектирования информационно-обучающей среды высшего учебного заведения // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конференции (г. Чита, декабрь 2011 г.). Чита, 2011. С. 222-225.
- Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированное образование: опыт разработки парадигмы. Ростов н/Д., 2006. 198 с.
- Гадамер Х.Г. Истина и метод. М., 2007. 704 с.
- Олешков М.Ю., Уваров В.М. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины. М., 2006. 191 с.
- Zimmerman B.J., Bandura A., Martinez-Pons M. Self-motivation for academic attainment: The role of self-efficacy beliefs and personal goal setting // American educational research journal. 1992. Vol. 29, № 3. P. 663-676. DOI: 10.3102/00028312029003663