Реактивные изменения репродуктивной системы крыс и их потомства в антенатальный период онтогенеза на фоне нагрузки шротом семян кунжута
Автор: Павлова О.Н., Гарипов Т.В., Пинаева О.Н.
Статья в выпуске: 4 т.220, 2014 года.
Бесплатный доступ
В статье рассмотрены реактивные изменения репродуктивной системы крыс на фоне нагрузки шротом семян кунжута. В эксперименте использованы 80 - самок и 32 - самца, массой 190-210 г, которые были разделены поровну на 8 групп и получали шрот семян кунжута в виде суспензии в дозе 10 мг/100 г веса тела, объемом 1 мл. Контрольным животным вводили дистиллированную воду объемом 1 мл. За животными вели ежедневное наблюдение. Оценивали эмбриональную (пред - и постимплантационную) смертность; у плодов - массу тела, кранио-каудальные размеры, а также состояние органов репродуктивной системы самцов и самок. Установлено, что нагрузка шротом семян кунжута оказывает гонадотропное действие, уменьшает число спермиев с патологией; у самок в уменьшении атретических тел яичников и увеличении зрелых фолликул. Выявлено увеличение среднего количества крысят в помете и мест имплантации из расчета на самку, снижение общей смертности эмбрионов, увеличение массы и кранио-каудальных размеров плодов, а также массы плаценты.
Шрот семян кунжута, крысы, репродуктивная система, гибель зародышей доимплантационная, гибель зародышей постимплантационная, кранио-каудальные размеры, плодово-плацентарный индекс
Короткий адрес: https://sciup.org/14288396
IDR: 14288396
Текст научной статьи Реактивные изменения репродуктивной системы крыс и их потомства в антенатальный период онтогенеза на фоне нагрузки шротом семян кунжута
Состояние репродуктивной системы является прямым отражением особенностей поддержания динамического постоянства состава и свойств внутренней среды и устойчивости основных физиологических функций организма [6]. Исходя из этого нами изучено состояние репродуктивной системы крыс при нагрузке шротом семян кунжута. Кунжутный шрот обладает специфическим химическим составом. В нем содержатся насыщенные и полиненасыщенные жирные кислоты, триглицериды и глицериновые эфиры, витамины А, В 1 , Е, С, РР, влияющие на состав крови, скорость роста, состояние нервной и пищеварительной системы [1, 2, 3, 4].
Из минеральных компонентов шрот богат кальцием, фосфором, железом, калием, магнием, что делает его незаменимым для костей и суставов. В состав шрота семян кунжута также входит вещество фитин – способствующее восстановлению минерального баланса организма; пищевые волокна, лецитин и сезамин – антиоксидант, используемый для профилактики многих заболеваний, в том числе раковых и способствующий снижению уровня холестерина в крови. Аналогичную функцию снижения холестерина выполняет содержащийся в шроте β-фитостерин. Благодаря наличию β-фитостерина, снижается риск заболевания атеросклерозом, проявляется противовоспалительное действие шрота [1, 2, 3, 4].
Кунжутный шрот в технологическом плане отход пищевых производств, что делает его привлекательным в использовании, так как для терапевтического эффекта достаточно малых концентраций активных субстратов, что выгодно с экономической стороны [3].
Целью данной работы явилось изучение состояния репродуктивной системы крыс и их потомства в антенатальный период для выявления возможного биологического действия шрота семян кунжута.
Для реализации поставленной цели предстояло решить следующие задачи: в зависимости от длительности поступления шрота семян кунжута в организм крыс оценить эмбриональную (пред- и постимплантационную) гибель плодов; развитие, массу тела и кранио-каудальные размеры плодов, плодово-плацентарный индекс, а также состояние органов репродуктивной системы самцов и самок.
Материалы и методы. Исследование проводили на 80 самках и 32 самцах беспородных половозрелых крыс массой тела 190-210 г (табл. 1).
Суспензию шрота семян кунжута готовили на дистиллированной воде и вводили животным ежедневно в соответствии с групповой принадлежностью и установленным сроком внутрижелудочно в дозе 10 мг/100 г веса тела, объемом 1 мл. Контрольным животным вводили дистиллированную воду объемом 1 мл. За животными вели ежедневное наблюдение.
Таблица 1 – Группы экспериментальных животных
Номер группы |
Материалы исследования |
1 |
Самки и самцы получали суспензию шрота семян кунжута в течение 21 дня до оплодотворения. |
2 |
Самки получали суспензию шрота семян кунжута в течение 21 дня до оплодотворения, самцы получали воду дистиллированную |
3 |
Самцы получали суспензию шрота семян кунжута в течение 21 дня до спаривания с самками, самки получали воду дистиллированную. |
4 |
Самки получали суспензию шрота семян кунжута 21 день до наступления беременности, а также с 1 по 13 сутки беременности |
5 |
Самки получали суспензию шрота семян кунжута 21 день до наступления беременности, а также с 14 по 20 сутки беременности |
6 |
Самки получали суспензию шрота семян кунжута с 1 по 13 сутки беременности |
7 |
Самки получали суспензию шрота семян кунжута с 14 по 20 сутки беременности |
8 |
Контрольная группа животных |
9 |
Самцы получали суспензию шрота семян кунжута в течение 41 дня |
Для получения самок с датированным сроком беременности использовали 4-4,5 месячных крыс-самок, к которым вечером подсаживали самцов (из расчета 1 самец на 2-3 самки), а утром брали влагалищные мазки. День обнаружения спермиев в мазке считали первым днем беременности. Беременных крыс содержали в отдельных клетках, обеспечив их необходимой подстилкой для устройства гнезда. У них учитывали общее состояние, поведение, регистрировали динамику изменения массы тела, продолжительность беременности, течение родов.
Учет результатов эксперимента проводили на 20-й день беременности. После эвтаназии крыс на вскрытии в яичниках подсчитывали количество желтых тел, в матке – места имплантации, число живых и погибших зародышей. Учитывали также состояние плаценты. Оценивали анатомическое строение плодов, определяли массу плодов и кранио-каудальные размеры [5].
Показателями негативного действия шрота семян кунжута считали эмбриональную (пред- и постимплантационную) гибель плодов и отставание в развитии, проявляющееся уменьшением массы тела и кранио-каудальных размеров плодов. Предимплантационную эмбриональную смертность рассчитывали по разнице между количеством желтых тел и количеством мест имплантации в матке. Постимплантационную гибель определяли по разнице между числом имплантаций и числом живых плодов. Изучали также общую эмбриональную смертность, размер помета, выход живых плодов [5].
Цифровой материал подвергали статистической обработке с определением критерия Стьюдента с использованием программы Sigma Stat 6.0 [5] .
Результаты исследования. На протяжении всего периода беременности не было отмечено достоверных различий в динамике массы тела беременных самок во всех экспериментальных группах по сравнению с контролем.
Установлено, что среднее количество крысят в помете только в 7 экспериментальной группе соответствовало контролю, в остальных группах было достоверно больше: в 1 группе на 22,4 %, во 2 – на 26,2 %, в 3ей –на 18,7 %, в 4 – на 31,8 %, в 5 ой – на 24,3 % и в 6 ой – на 13,1%. Количество желтых тел из расчета на одну самку в 1, 2, 3, 6 и 7 экспериментальных группах было примерно на одном уровне и соответствовало контролю. При этом в 4 группе среднее количество желтых тел из расчета на одну самку было больше на 21,0 %, а в пятой группе – больше на 12,3 % относительно контроля. Количество мест имплантации из расчета на одну самку в группах 3 и 7 так же соответствовало контролю, а в группах 1, 2, 4, 5 и 6 было больше на 19,82 %, 24,32 %, 41,44 %, 27,93 % и 12,62 % соответственно.
Доимплантационная гибель зародышей во всех экспериментальных группах была достоверно ниже, чем в контроле на 18,5 (3-я группа) – 62,96% ( 4ая группа). Постимплантационная гибель зародышей в 6 экспериментальной группе соответствовала контролю. В группах 1 и 3 она была ниже, чем в контроле на 50%, а во второй экспериментальной группе ниже на 25%. В экспериментальных группах 4, 5 и 7 постимплантационная гибель зародышей была выше, чем в контрольной группе на 300%, 125% и 75% соответственно.
Общая смертность зародышей во всех экспериментальных группах была достоверно ниже, чем контроле на 16,13 – 54,84%.
Средняя масса плодов у 3, 6 и 7 групп почти не отличалась от контроля. В остальных группах масса плодов была достоверно выше, чем у животных контрольной группы на: в 1 группе – 18,3 %, во 2 группе – 15,3 %, в 4 группе – 17,5 %, а в 5 группе – 13,1 %. Кранио-каудальный размер плодов в группах 3, 6 и 7 соответствует контролю, а в группах 1,2, 4 и 5 достоверно больше на 15,6 %, 18,3 %, 19,8 % и 12, 6 % соответственно относительно контроля. При этом коэффициент массы/длинны плодов во всех группах был примерно одинаков и соответствовал контролю. Средняя масса плаценты в группах 2, 6 и 7 соответствовала контролю. В группах 1, 4 и 5 масса плаценты была больше, чем в контроле на 13,2 %, 28,9 % и 23,7 % соответственно, а в группе 3 она была меньше, чем в контроле на 10,5 %. Плодо-плацентарный индекс во всех экспериментальных группах, кроме 4 группы был примерно одинаков и соответствовал контролю. В 4 группе он на 11,1 % был выше, чем в контроле.
В группах 1, 2, 4 и 7 аномалий развития не наблюдается. В контрольной группе выявлено 3 плода с нарушениями внешнего развития (2,6 %), в третьей – 1 крысенок (0,8 %), в 5-ой – 2 плода (1,6 %), и
ЛИТЕРАТУРА: 1. Биктулов Л.Н. Исследование токсичности шрота кунжута для получения биологически активной добавки к пище / Л.Н. Биктулов, Ю.Л. Герасимов, П.П. Пурыгин, С.В. Первушкин //Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т.11, №1(5), 2009. 2. Куркин А.В. Флавоноиды как перспективный источник экопротекторов / А.В. Куркин // Экология и здоровье человека: труды XI Всероссийского конгресса на тему: «Проблемы выживания человека в техногенной среде современных городов» 5-7 декабря 2006.-
в 6-ой – 2 крысенка (1,7 %). Результаты оценки состояния внутренних органов плодов показали, что аномалии в развитии наблюдались в контрольной группе у 7 крысят (6,1 %), во 2 и 5 группах по 1 крысенку (0,7 % и 0,8 %), в 3 группе у 2 крысят (1,6 %) и в 6 группе у 3 крысят (2,5 %). Задержка оссификации грудной кости наблюдалась у 1 крысенка (0,9 %) в 7 экспериментальной группе, подъязычной кости - у 2 крысят в контрольной (1,7 %), а также 3 и 6 группах (1,6 % и 1,7 % соответственно). Задержка оссификации костей пясти и плюсны зафиксирована у 1 крысенка во 2, 5 и 6 экспериментальных группах (0,7 %, 0,8 % и 0,8 % соответственно).
Результаты оценки репродуктивной системы свидетельствуют, что в сперме у самцов, получавших шрот семян кунжута, спермиев с патологией меньше на 16-19%%, чем в контроле.
У самок крыс, по сравнению с контролем, меньше на 20,6% количество атретических тел яичников, граафовых пузырьков больше на 18,5 %; фолликул с двумя и более слоями гранулезных клеток больше на 29,0 %. Однако фолликул с одним слоем гранулезных клеток меньше на 4,2 % по сравнению с контролем.
Выводы:
-
- шрот семян кунжута обладает гонадотропным действием, проявляющимся у самцов в увеличении массового коэффициента семенников и предстательной железы; уменьшением патологических форм спермиев, а у самок уменьшением атретических тел яичников и увеличением зрелых фолликул;
-
- в зависимости от длительности поступления шрота в организм самок отмечено увеличение среднего количества крысят в помете и мест имплантации из расчета на самку;
-
- на фоне нагрузки шротом семян кунжута снижается общая смертность эмбрионов, увеличивается масса и кранио-каудальный размер плодов, также средняя масса плаценты; уменьшается вероятность кровоизлияния в мозговых оболочках плодов.
Самара, 2006.- С. 159-160. 3. Павлова О.Н. Оценка морфологического состава крови крыс на фоне нагрузки внутрижелудочно шротами семян винограда, граната и кунжута // Известия Самарской государственной сельскохозяйственной академии: Выпуск №1/2012 – Самара, 2012. – С. 43-47. 4. Павлова О.Н. Гистоморфологическая характеристика ткани печени и морфологического состава крови крыс как реакции на шрот семян кунжута / О.Н. Павлова, Ю.В. Григорьева // Вестник медицинского института «РЕАВИЗ»: Реабилитация, Врач и Здоровье: Выпуск № 2 (6)/2012 – Самара, 2012. – С. 65-73. 5. Руководство по экспериментальному (доклиническому) изучению новых фармакологических веществ / под общ. ред. Р. У. Хабриева. – 2-изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 2005. – 832 с. 6. Каримова Р.Г., Гарипов Т.В. Формирование сенсорно-двигательных рефлексов белых крыс в ранний постнатальный период онтогенеза под влиянием фуроксанов // Ученые записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н.Э. Баумана. – 2004. – Т 179. – С. 177182.
РЕАКТИВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ РЕПРОДУКТИВНОЙ СИСТЕМЫ КРЫС И ИХ ПОТОМСТВА В АНТЕНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ОНТОГЕНЕЗА НА ФОНЕ НАГРУЗКИ ШРОТОМ СЕМЯН КУНЖУТА
Павлова О.Н., Гарипов Т.В., Пинаева O.Н.
Резюме
В статье рассмотрены реактивные изменения репродуктивной системы крыс на фоне нагрузки шротом семян кунжута. В эксперименте использованы 80 – самок и 32 – самца, массой 190-210 г, которые были разделены поровну на 8 групп и получали шрот семян кунжута в виде суспензии в дозе 10 мг/100 г веса тела, объемом 1 мл. Контрольным животным вводили дистиллированную воду объемом 1 мл. За животными вели ежедневное наблюдение. Оценивали эмбриональную (пред - и постимплантационную) смертность; у плодов - массу тела, кранио-каудальные размеры, а также состояние органов репродуктивной системы самцов и самок. Установлено, что нагрузка шротом семян кунжута оказывает гонадотропное действие, уменьшает число спермиев с патологией; у самок в уменьшении атретических тел яичников и увеличении зрелых фолликул. Выявлено увеличение среднего количества крысят в помете и мест имплантации из расчета на самку, снижение общей смертности эмбрионов, увеличение массы и кранио-каудальных размеров плодов, а также массы плаценты.
REACTIVE CHANGES IN REPRODUCTIVE SYSTEM OF RATS AND THEIR OFFSPRING antenatal ONTOGENESIS ON THE BACKGROUND OF LOAD SCHROTH SESAME SEEDS
Pavlova O.N., Garipov T.V., Pinaeva O.N.