Реалистическое и условное пространство живописи в контексте художественного образа
Автор: Столярова Е.Г., Березин А.Е., Жерноклва О.А.
Рубрика: Гуманитарные науки
Статья в выпуске: 84 т.24, 2022 года.
Бесплатный доступ
Целью статьи является анализ, выявление общего и частного в организации композиционного пространства живописи для наиболее точного отображения художественного образа в изобразительном искусстве. Дан анализ основных видов пространства в композиции; предложено принципиальное деление на реалистическое и условное пространство в решении художественного образа изобразительного искусства; определено понятие художественного образа и выявлены основные средства передачи его выразительности в композиции. В статье рассматриваются основные понятия, приемы и принципы организации пространства на картинной плоскости в изобразительном искусстве. Определено, что композиционные особенности организации трехмерного пространства обусловлены использованием линейной, обратной, перцептивной, сферической и световоздушной перспективами построении, как её отдельных элементов, так и всей структуры композиции художественного произведения. Проанализирована роль пространства в создании художественного образа в рамках реалистической и условной живописи. Авторы статьи пришли к выводу, что принципы и приемы работы над композицией реалистической и условной имеют общее и частное. К общим приёмам создания композиционного пространства относятся основные законы композиции, такие как организация центра, равновесия, ритма, движения, статики, нюанса и тождества, а также стето-воздушная перспектива. Различается использование законов различных видов перспективы (для реалистического решения художественного образа и пространства композиции используется линейная, перцептивная перспективы; для условного решения композиции применяют обратную, сферическую перспективы и аксонометрические способы построения формы в пространстве). Различаются и способы работы с цветом и формой.
Изобразительное искусство, художественный образ, эстетика, перспективное построение, плоскость, пространство, композиция
Короткий адрес: https://sciup.org/148324313
IDR: 148324313
Список литературы Реалистическое и условное пространство живописи в контексте художественного образа
- Герман, М. Модернизм. Искусство первой половины ХХ века / М. Герман. - Москва, 2003. - 476 с.
- Гильдебранд, А. Проблема формы в изобразительном искусстве / А. Гильдебрант. - Москва, 2000. 1. -105 с.
- Даниэль, С. М. Европейский классицизм / С. Даниэль. - Санкт-петербург, 2003. - 300 с.
- Даниэль, С. М. Искусство видеть: о творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о восприятии зрителя / С.М. Даниэль. - Ленинград: Искусство, 1990. - 221 с.
- Дмитриева, Н. Изображение и слово / Н. Дмитриева. - Москва, 1962. - 314 с.
- Игнатов, И. О. Проблемы пространства и цвета в позднем творчестве Марка Ротко: дис. ... канд. искусствоведения / И.О. Игнатов. - Москва, 2013. - 30 с.
- Иттен, И. Искусство цвета / И. Иттен; [пер. с нем. Л. Монаховой]. - Изд. 4-е. - Москва: Д. Аронов, 2007. - 94 с.?
- Каган, М. С. Морфология искусств / М.С. Каган. - Москва: Искусство, 1972. - 440 с.
- Кандинский, В. Точка и линия на плоскости / В. Кандинский. - Санкт-Петербург, 2005. - 236 с.
- 10.Мозжухина, Т. В. Нео-экспрессионизм как феномен культуры германии: «Новые дикие» Германии: автореф. дис. ... канд. филос. наук / Т.В. Мозжухина. - Москва, 2001. - 24 с.
- Раушенбах, Б.В. Пространственные построения в живописи: очерк основных методов / Б.В. Раушенбах. -Москва: Наука, 1980. - 288 с.
- Раушенбах, Б. В. Системы перспектив в изобразительном искусстве: общая теория перспектив / Б.В. Раушенбах. - Москва: Наука, 1986. - 254 с.
- Столярова, Е. Г. Новейшее изобразительное искусство. Основные тенденции и направления / Е.Г. Столярова // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре. Архитектура и градостроительство: сб. ст. / под ред. М.В. Шувалова, А.А. Пищулева, Е.А. Ахмедовой. - Самара, 2019. - С. 832-836.
- Штелер, Т. Обратная перспектива: Павел Флоренский и Морис Мерло-Понти о пространстве и линейной перспективе в искусстве Ренессанса / Т. Штелер // Историко-философский ежегодник 2006 / Ин-т философии РАН. -Москва: Наука, 2006. - С. 320-329.