Реализация конституционного права на благоприятную окружающую среду в трудовых отношениях
Автор: Сагандыков Михаил Сергеевич
Журнал: Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право @vestnik-susu-law
Рубрика: Проблемы и вопросы теории государства и права, конституционного права
Статья в выпуске: 1 т.20, 2020 года.
Бесплатный доступ
Конституционное право на защиту окружающей среды имеет межотраслевой характер. В трудовом законодательстве уделяется не достаточно много внимания экологическим вопросам. В этой связи требуется изменение подхода к экологическим проблемам в процессе трудовой деятельности и в рамках социального партнерства между работниками, работодателями и государством. Поддерживается мнение о необходимости регулирования отношений в сфере труда, связанных с окружающей средой, в рамках института социального партнерства. Правовое регулирование отношений между работником и работодателем в области сохранности окружающей среды должно осуществляться в двух направлениях. Во-первых, с целью обеспечения работодателем требований охраны труда в части соблюдения экологических предписаний. Во-вторых, с позиции выполнения работником правил внутреннего трудового распорядка, также касающихся требований экологической безопасности. Сделан вывод о необходимости внесения дополнений в ст. 21 и 22 Трудового кодекса РФ в части закрепления обязанностей работника и работодателя в области сохранности окружающей среды на рабочем месте и в процессе труда.
Защита окружающей среды, экологическая безопасность, трудовые отношения, конституционные права, охрана труда, дисциплина труда
Короткий адрес: https://sciup.org/147231501
IDR: 147231501 | DOI: 10.14529/law200116
Текст научной статьи Реализация конституционного права на благоприятную окружающую среду в трудовых отношениях
Вопросы экологической безопасности выходят в настоящее время на первый план государственной политики. С одной стороны, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции РФ). Кроме того, Конституция РФ обязывает государство проводить федеральные программы, способствующие, помимо прочего, экологическому благополучию, рассматриваемому в контексте обеспечения охраны и укрепления здоровья населения (ч. 2 ст. 41 Конституции РФ).
С другой стороны, экологические проблемы сопровождают реализацию экономических преобразований в стране, создают препятствия в развитии государства и общества. Не зря в разделе «Экология живых систем и рациональное природопользование» Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683, в частно- сти, говорится об обеспечении качества окружающей среды, необходимого для жизни человека и устойчивого развития экономики, ликвидации экологического ущерба от хозяйственной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата, принятии мер, направленных на стимулирование внедрения инновационных технологий и развития экологически безопасных производств.
Столь большое значение, которое вопросам охраны окружающей среды придается в основополагающих документах, обуславливает изменение подхода к экологическим проблемам в процессе трудовой деятельности и в рамках социального партнерства между работниками, работодателями и государством.
Один из разделов Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2019–2021 гг. содержит раздел «Условия и охрана труда, промышленная и экологическая безопасность», где одной из задач ставится модернизация системы обеспечения промышленной, технологической и экологической безопасности.
В то же время в трудовом законодательстве нормы об охране окружающей среды и экологической безопасности практически отсутствуют. В Трудовом кодексе РФ они встречаются только в ст. 41 и 210, посвященных соответственно примерному перечню условий коллективного договора и направлениям государственной политики в сфере охраны труда [1, с. 50].
Несмотря на то, что в России отсутствует четкое представление о границах социальной ответственности работодателя, с уверенностью можно утверждать, что в современных условиях содержание данного понятия выходит далеко за пределы соблюдения работодателем трудовых прав работников и представляет собой комплекс норм трудового и экологического права, права социального обеспечения, требований охраны и гигиены труда, правил экономики и этики [8, с. 192].
Д. В. Черняева справедливо полагает, что социальная ответственность работодателя заключается «в добровольном принятии предприятиями ответственности за свое воздействие на общество по трем взаимосвязанным направлениям – экономическому, экологическому и социальному» [7, с. 27]. В то же время, по верному утверждению Е. В. Жилин-ского, работники во многих случаях подвергаются двойному негативному экологическому влиянию: воздействию вредных факторов как во время работы, так и в местах проживания [3, с. 37].
Сказанное выше определяет непосредственную связь трудового права с экологическими вопросами, указывает на необходимости правового регулирования отношений, связанных с защитой окружающей среды, нормами трудового законодательства. Безусловно, в таком контексте стоит говорить о необходимость дополнения традиционной «зоны ответственности» работодателя – охраны труда работников – требованиями экологического благополучия в процессе и в результате труда.
Концептуальное изменение подходов к охране труда предопределяет изменение задачи правового регулирования в данной сфере. Должен развиваться системный подход к охране труда работников, включающий учет всех видов экологических рисков и позво- ляющий объединить такие компоненты, как экологическое благополучие рабочих мест и здоровье работников [6, с. 105].
В связи с отсутствием сколь бы то ни было действенных положений трудового, природоохранного, иного законодательства в области экологического благополучия в трудовой деятельности одним из эффективных путей формирования правовой среды, учитывающей в вопросах охраны труда требования экологической безопасности, является механизм социального партнерства. Д. С. Велиева и М. В. Пресняков объясняют необходимость использования этого инструмента. Конституционный Суд РФ не раз отмечал, что в деятельности работодателя должен присутствовать баланс соблюдения различных разнонаправленных конституционных предписаний. В случае с обеспечением работодателем требований экологической безопасности такой баланс выражен в сочетании права работодателя на свободу экономической деятельности и права каждого на благоприятную окружающую среду. В таком ракурсе именно социальное партнерство в состоянии обеспечить повышение уровня гарантий, связанных с экологической безопасностью рабочих мест и самого производства [2, с. 19–22].
Дополнительным стимулом к решению на различных уровнях социального партнерства вопросов охраны окружающей среды могло бы стать уточнение в Трудовом кодексе РФ понятия социально-трудовых отношений, которые в соответствии со ст. 23 составляют предмет социального партнерства. Определения этому понятия можно дать различные – это вопрос для отдельной дискуссии, но необходимо расширить его содержание за счет экологических отношений [5, с. 28].
Правовое регулирование отношений между работником и работодателем в области сохранности окружающей среды должно осуществляться в двух направлениях. Во-первых, с целью обеспечения работодателем требований охраны труда в части соблюдения экологических предписаний. Во-вторых, с позиции выполнения работником правил внутреннего трудового распорядка, также касающихся требований экологической безопасности.
Во втором случае речь идет не только о производственной дисциплине на рабочем месте, но и об обязанности работника осуществлять трудовую функцию, не причиняя вред иным лицам. Другими словами, работник обязан не только соблюдать экологические требования охраны труда для сохранения жизни и здоровья как своих, так и других работников, но и производить товары работы, услуги, отвечающие экологическим требованиям, не совершать экологических правонарушений, направленных на причинение вреда. В то же время, если соблюдение требований охраны труда относится ко всем работникам, то обвинить в совершении экологического правонарушения по действующему законодательству можно не каждого.
Одним из элементов состава экологического правонарушения является специальный субъект, то есть лицо, осуществляющее профессиональную деятельность в сфере использования природных ресурсов либо непосредственно сопряженную с обязанностью сохранения окружающей природной среды [4, с. 143]. Вместе с тем, как мы уже отметили, соблюдение экологических предписаний является элементом дисциплины труда любого работника. Так, в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Закон о защите населения) любой гражданин обязан соблюдать меры безопасности в повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций.
Может показаться, что данное правило не относится ко всем работникам, поскольку не любая работа в принципе может быть сопряжена с возможностью возникновения чрезвычайной ситуации. Действительно, в соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона о защите населения под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Федеральный Конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (далее - Закон о чрезвычайном положении) связывает введение такого положе- ния с наличием чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайными экологическими ситуациями, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникших в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекших (могущих повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующих проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.
В свою очередь трудовое законодательство приравнивает к чрезвычайной ситуации не только вышеперечисленные обстоятельства, но и, например, пожар, производственную аварию, несчастный случай на производстве (ст. 72.2 Трудового кодекса РФ). Согласитесь, вызвать своими действиями такие последствия в состоянии любой работник, даже если его трудовая функция прямо не связана с обеспечением сохранности окружающей среды или безопасности производства. Например, причиной пожара или несчастного случая могут быть нарушения работником простых правил обращения с бытовыми отходами.
Другими словами, соблюдение работником в процессе трудовой деятельности обычных правил, связанных с сохранностью окружающей среды, непосредственно касается реализации Закона о защите населения. В этом смысле субъектом экологического правонарушения может быть любой работник.
-
Н. С. Куделькин справедливо полагает, что одним из приоритетных направлений развития законодательства о дисциплинарной ответственности работников за экологические правонарушения является более детальная разработка трудовых обязанностей должностных лиц, деятельность которых сопряжена с сохранностью окружающей среды [9, с. 71]. Но, на наш взгляд, этого не достаточно. Поскольку трудовая деятельность каждого работника так или иначе соприкасается с окружающей средой и может причинить ей вред, необходимо законодательное определение обязанностей в этой сфере для всех работников.
Мы полностью согласны с тем, что должностные обязанности тех работников, чья профессиональная деятельность протекает в рамках экологических отношений, должны быть зафиксированы максимально подробно. Для других работников такой необходимости нет. Но в рамках соблюдения требований охраны труда каждому работнику должна быть вменена обязанность бережного отношения к окружающей среде, соблюдения элементарных экологических предписаний.
Возможно, начать следует с включения соответствующей обязанности работника в ст. 21 ТК РФ. Вообще очень странно, что она там отсутствует, ведь именно в процессе трудовой деятельности совершаются экологические правонарушения. Допустим, такая норма могла бы выглядеть так: «Работник обязан соблюдать требования экологической безопасности и бережно относиться к окружающей природной среде». Безусловно, подобная обязанность выглядит абстрактной, но даже в таком виде она даст возможность привлечь работника к дисциплинарной ответственности за нарушение экологических норм.
В то же время соблюдение работником экологических предписаний не должно быть в отрыве от создания работодателем соответствующих условий труда. Причем в этом случае работодатель должен обеспечить, во-первых, благоприятные условия окружающей среды для работника (либо предоставить необходимые средства защиты при работе в неблагоприятных экологических условиях), а, во-вторых, – возможность выполнения работником обязанности по соблюдению экологических требований. В этой части также было бы не лишним включение соответствующих положений в ст. 22 Трудового кодекса РФ об обязанностях работодателя.
Таким образом, реализация конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду должна обеспечиваться разными методами, среди которых и коллективно-договорное регулирование в рамках механизма социального партнерства, и централизованное регулирование требований охраны окружающей среды в процессе труда, адресованных как работнику, так и работодателю.
Список литературы Реализация конституционного права на благоприятную окружающую среду в трудовых отношениях
- Аббасов, П. Р. Соотношение правовых режимов служебной и профессиональной тайн / П. Р. Аббасов, В. А. Васильев // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия "Право". - 2018. - Т. 18. - № 1. - С. 49-53.
- Велиева, Д. С. Социальное партнерство: новые подходы к решению экологических проблем / Д. С. Велиева, М. В. Пресняков // Экологическое право. - 2008. - № 6. - С. 19-25.
- Жилинский, Е. В. Социальные последствия капитализации труда: демографический аспект / Е. В. Жилинский // Журнал российского права. - 2009. - № 8. - С. 36-42.
- Куделькин, Н. С. Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения / Н. С. Куделькин // Труды Института государства и права Российской академии наук. - 2010. - № 2. - С. 142-148.
- Морозов, П. Е. Пути преодоления несовершенства трудового законодательства о социально-трудовых отношениях / П. Е. Морозов // Российская юстиция. - 2015. - № 2. - С. 25-28.
- Серегина, Л. В. Концептуальные подходы к охране труда в Российской Федерации / Л. В. Серегина // Журнал российского права. - 2015. - № 11. - С. 95-106.
- Черняева, Д. В. Социальная ответственность работодателя / Д. В. Черняева // Трудовое право в России и за рубежом. - 2016. - № 1. - С. 24-28.
- Шевченко, О. А. Социальная ответственность работодателя в современных экономических условиях в России и во Вьетнаме: сравнительный анализ / О. А. Шевченко, П. Е. Морозов, Х. Х. Чан // Актуальные проблемы российского права. - 2016. - № 8. - С. 190-204.
- Юридическая ответственность за экологические правонарушения / М. М. Бринчук, О. Л. Дубовик, А. Л. Иванова, Н. С. Куделькин. - М.: ИГП РАН, 2012. - 179 с.