Реализация принципа корпоративного самоуправления на уровне Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации
Автор: Мурылев И.М.
Журнал: Общество: политика, экономика, право @society-pel
Рубрика: Право
Статья в выпуске: 3, 2025 года.
Бесплатный доступ
Принцип корпоративного самоуправления в адвокатуре реализуется через деятельность органов адвокатского самоуправления, включая Федеральную палату адвокатов РФ и адвокатские палаты субъектов РФ. В настоящей статье автором проанализирован правовой статус Федеральной палаты адвокатов РФ через призму принципа корпоративного самоуправления, выделено его внешнее и внутреннее проявление, распределены соответствующим образом функции и полномочия указанного органа адвокатского самоуправления. Делается вывод о том, что реализация принципа корпоративного самоуправления, в том числе через Федеральную палату адвокатов РФ, не означает полной самостоятельности и бесконтрольности в поведении адвокатской корпорации и ее членов. Система органов адвокатского самоуправления, с одной стороны, иерархична, с другой - имеет систему сдержек и противовесов. В системе органов самоуправления Федеральная палата адвокатов РФ занимает особое место.
Адвокатура, принципы адвокатуры, корпоративное самоуправление, федеральная палата адвокатов рф, органы самоуправления
Короткий адрес: https://sciup.org/149148062
IDR: 149148062 | DOI: 10.24158/pep.2025.3.18
Текст научной статьи Реализация принципа корпоративного самоуправления на уровне Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации
Введение . Принцип корпоративного самоуправления в адвокатуре, как и подавляющее большинство принципов в праве, не существует автономно, сам по себе. Его реализация обеспечивается через деятельность различных организационных единиц в рамках адвокатского сообщества: Федеральной палаты адвокатов РФ (далее – ФПА РФ), адвокатских палат субъектов РФ, адвокатских образований и их органов. Как справедливо отмечает В.А. Шавин, «основной целью создания и федеральной, и региональной палат является обеспечение функционирования института адвокатуры в целом, что составляет содержательный аспект принципа самоуправления» (Шавин, 2018).
Целью настоящего исследования является определение роли ФПА РФ в механизме реализации принципа корпоративного самоуправления адвокатуры. Для достижения указанной цели автором были поставлены следующие задачи: выделить, какие функции и полномочия ФПА РФ соотносятся с принципом корпоративного самоуправления; проанализировать, как указанные функции и полномочия, с одной стороны, претворяют его в жизнь, и, с другой – защищают его; определить характерные черты реализации принципа корпоративного самоуправления именно на уровне ФПА РФ как одного из органов адвокатского самоуправления.
Научная новизна исследования заключается в том, что полномочия ФПА РФ рассматриваются через призму принципа корпоративного самоуправления1, а не с позиции принципов самоуправления и независимости, что является для науки более традиционным подходом2. Кроме того, выбранная тема в целом является малоисследованной в юридической литературе.
Методы и методология исследования . Методологическую основу исследования составили общенаучные и частнонаучные методы познания. В ходе работы использовались диалектический метод познания, системный, формально-юридический и герменевтический методы.
Внутренний и внешний аспекты реализации принципа корпоративного самоуправления на уровне ФПА РФ . ФПА РФ была образована на I Всероссийском съезде адвокатов 31 января 2003 г. Основы ее деятельности и функции отражены в ст. 35 Федерального закона от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»3 (далее – Закон об адвокатуре).
Из данной статьи можно выделить несколько положений, прямо относящихся к реализации принципа корпоративного самоуправления в адвокатуре:
-
1) ФПА РФ является общероссийской негосударственной некоммерческой организацией, объединяющей адвокатские палаты субъектов РФ на основе обязательного членства. ФПА РФ, как орган адвокатского самоуправления в РФ, создается в целях представительства и защиты интересов адвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, координации деятельности адвокатских палат, обеспечения высокого уровня оказываемой адвокатами юридической помощи, а также реализации иных задач, возложенных на адвокатуру в соответствии с законодательством РФ (п. 1, 2 ст. 35 Закона об адвокатуре);
-
2) ФПА РФ образуется Всероссийским съездом адвокатов. Образование других организаций и органов с функциями и полномочиями, аналогичными функциям и полномочиям Федеральной палаты адвокатов, не допускается. Устав ФПА РФ принимается Всероссийским съездом адвокатов (п. 4, 5 ст. 35 Закона об адвокатуре);
-
3) решения ФПА РФ и ее органов, принятые в пределах их компетенции, обязательны для всех адвокатских палат и адвокатов (п. 7 ст. 35 Закона об адвокатуре).
Приведенные положения закона примечательны тем, что демонстрируют, как принцип корпоративного самоуправления реализуется ФПА РФ «внутри адвокатского сообщества» и «вне его».
Внешнее проявление заключается в представительской функции ФПА РФ. Т. е., Федеральная палата адвокатов, как орган адвокатского самоуправления, представляет всю адвокатскую корпорацию во взаимоотношениях с основными субъектами публичного права – государством и органами местного самоуправления. Судья Конституционного Суда РФ в отставке К.В. Арановский в своем особом мнении к Определению Конституционного Суда РФ от 08.02.2011 г. № 192-О-О по этому поводу писал, что «адвокатура представляет собой профессиональное сообщество и основана … на началах самоуправления, органом которого является Палата (часть 2 статьи 35). Будучи профессиональным объединением граждан, адвокатура вправе защищать свои корпоративные интересы, действуя в порядке корпоративности и самоуправления через свои органы. Палата же, определяемая законом как орган адвокатского самоуправления, не только обязана действовать в этом качестве, но и не может, по сути, иметь иных законных интересов, чем интересы адвокатуры»4.
Внутренний же аспект принципа корпоративного самоуправления связан с тем, что ФПА РФ учреждается самим адвокатским сообществом, а не государством, и она через свои обязательные решения напрямую влияет на деятельность адвокатов, адвокатских палат субъектов РФ.
Как сказано выше, ФПА РФ представляет собой объединение всех адвокатских палат субъектов РФ, основанное на обязательном членстве. Из этого следует, что, с одной стороны, самоуправление предполагает свободу внутреннего регулирования (относительную, в пределах законодательных норм) и построения, а главное – свободу принятия решений по вопросам адвокатской деятельности, с другой – самоуправление обуславливает, по сути, обязательное вовлечение всех членов сообщества в систему самоуправления.
Как отмечено в комментарии к Закону об адвокатуре под редакцией А.В. Гриненко, «без такого объединения невозможно добиться реальной независимости адвокатуры как необходимого условия адвокатской деятельности. При этом под корпоративными интересами следует понимать не интересы отдельных адвокатов и не механическое сложение интересов всех адвокатов, входящих в корпорацию. Частный интерес отдельного адвоката может в некоторых случаях даже противоречить интересам адвокатского сообщества как такового»1.
Одним из явных проявлений принципа корпоративного самоуправления является то, что в соответствии со ст. 36 Закона об адвокатуре высшим органом ФПА РФ является Всероссийский съезд адвокатов, состоящий из представителей адвокатских палат субъектов Российской Федерации, т. е. управление адвокатурой осуществляется исключительно членами сообщества .
Всероссийский съезд адвокатов решает вопросы, непосредственно связанные с реализацией принципа самоуправления адвокатуры (внутренний аспект): принимает внутренние нормативы, которые обеспечивают работу сообщества и органов самоуправления (Устав ФПА РФ, Кодекс профессиональной этики адвоката (КПЭА), обязательные стандарты оказания квалифицированной юридической помощи и иные стандарты адвокатской профессии); формирует состав Совета ФПА РФ, избирает членов ревизионной комиссии ФПА РФ, членов Комиссии по этике и стандартам (являющихся адвокатами); разрешает вопросы финансовой деятельности ФПА РФ и иные организационные моменты.
Таким образом, несмотря на свой особый статус, ФПА РФ не является неконтролируемым «органом внутренней власти» системы. Она формируется адвокатами и работает для них.
Реализация принципа корпоративного самоуправления во взаимоотношениях ФПА РФ с адвокатскими палатами субъектов РФ . Управление сообществом осуществляется ФПА РФ также посредством координации деятельности адвокатских палат субъектов РФ (ст. 20 Устава ФПА РФ2, далее – Устав). Для этого Федеральная палата адвокатов обеспечивает соблюдение адвокатскими палатами субъектов РФ законодательства об адвокатуре, решений ФПА РФ и ее органов, формирует единые принципы и критерии работы квалификационных комиссий и советов адвокатских палат субъектов РФ, утверждает рекомендации по вопросам дисциплинарной практики адвокатских палат субъектов РФ и др. Специфика приведенных «полномочий ФПА РФ по координации действий адвокатских палат и обеспечению надлежащего уровня оказываемой юридической помощи исключает возможность образования в Российской Федерации нескольких других организаций с тем же названием и теми же функциями»3.
В свою очередь, адвокатская палата субъекта РФ создается в целях обеспечения оказания квалифицированной юридической помощи, ее доступности для населения на всей территории данного субъекта Российской Федерации, организации юридической помощи, оказываемой гражданам Российской Федерации бесплатно, представительства и защиты интересов адвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях, контроля за профессиональной подготовкой лиц, допускаемых к осуществлению адвокатской деятельности, и соблюдением адвокатами кодекса профессиональной этики адвоката (п. 4 ст. 29 Закона об адвокатуре).
Из изложенного можно сделать вывод, что адвокатские палаты субъектов РФ являются самостоятельными органами адвокатского самоуправления. ФПА РФ непосредственно в деятельность палат не вмешивается, но определяет основные ориентиры в их работе. В иерархии подчиненности решениям адвокатская палата субъекта РФ находится в зависимости от ФПА РФ, однако вправе оказывать влияние на работу ФПА РФ в установленном законом и Уставом порядке. Следовательно, в структуре органов адвокатского самоуправления действует своего рода система сдержек и противовесов, обеспечивающих разграничение функционала органов самоуправления и их работу.
Реализация принципа корпоративного самоуправления во взаимоотношениях ФПА РФ с адвокатами . Что касается взаимодействия ФПА РФ непосредственно с членами сообщества (адвокатами), то здесь также имеются особенности. Так, решения ФПА РФ безусловно обязательны для всех членов сообщества. При этом законодательно установлено недопущение вмешательства органов самоуправления в работу конкретного адвоката. Вместе с тем отсутствие непосредственного влияния на индивидуальную деятельность адвокатов не предполагает отсутствие всяких ориентиров и границ их работы.
Помимо этого, в соответствии со ст. 21 Устава, ФПА РФ содействует повышению профессионального уровня адвокатов, разрабатывает и утверждает порядок и единую методику профессионального обучения адвокатов, помощников адвокатов и стажеров адвокатов; устанавливает обязательные для исполнения единые нормы профессиональной этики адвоката, порядок приема квалификационного экзамена, оценки знаний претендентов и оформления результатов экзамена.
Таким образом, основным объектом управления в контексте членов сообщества является обеспечение условий, при которых адвокатами будет оказываться квалифицированная и профессиональная помощь гражданам.
И.С. Яртых в своем исследовании отмечал, что «объектом управления является адвокатура, как профессиональное некоммерческое объединение юристов, призванное обеспечить квалифицированную юридическую помощь населению, представительство на суде и в других органах государственной власти, защиту в уголовном судопроизводстве. Деятельность отдельных адвокатов является объектом управления лишь в случаях решения кадровых вопросов, дисциплинарной ответственности и поощрений. (Сама же индивидуальная работа адвокатов по оказанию юридической помощи, представительству и защите находится, в основном, за пределами управления, ибо составляет предмет регулирования процессуального права, хотя качество работы отдельных адвокатов может и проверяться, и оцениваться органами управления)»1.
Действия ФПА РФ по обеспечению квалифицированной помощи не только являются реализацией публично-правовой функции адвокатуры в целом, но и обязательным атрибутом управления внутри системы. При этом мы полагаем, что именно эта задача является основополагающей в деятельности всех органов адвокатского самоуправления, поскольку она обеспечивает достижение назначения института адвокатуры как такового.
Основным документом, определяющим качественные критерии правовой помощи, оказываемой адвокатами, является принятый I Всероссийским съездом адвокатов КПЭА. Помимо этого, ФПА РФ разработаны и утверждены на Всероссийских съездах адвокатов стандарты профессионального обучения и повышения профессионального уровня адвокатов и стажеров адвокатов, подготовки и направления адвокатских запросов, осуществления защиты в уголовном судопроизводстве, оказания адвокатами бесплатной юридической помощи. Таким образом, ФПА РФ обеспечивает нормативное управление по отношению к членам сообщества и дает ориентиры в деятельности для недопущения нарушения прав адвокатов и доверителей.
Следует также отметить, что не все элементы содержания принципа корпоративного самоуправления реализуются на уровне ФПА РФ. Так, например, ее полномочия крайне ограничены в рамках дисциплинарного производства. Основную нагрузку по этому вопросу на себя берут адвокатские палаты субъектов РФ. Также ФПА РФ напрямую не участвует ни в приеме новых членов в адвокатское сообщество, ни в их исключении из корпорации. Представление интересов всего адвокатского сообщества также осуществляется Федеральной палатой адвокатов на федеральном, а не на региональном уровне и т. п.
При этом указанное не свидетельствует ни о порочности существующей системы управления, ни о необходимости ее модернизации. Речь идет лишь о рациональном распределении полномочий между федеральным и региональным уровнями и выстраивании наиболее эффективной модели деятельности органов самоуправления.
Заключение . Подводя итог всему вышеизложенному, можно сделать следующие выводы.
-
1. Реализация принципа корпоративного самоуправления адвокатуры на уровне ФПА РФ имеет внешний и внутренний аспекты. Внешнее проявление заключается в представительской функции ФПА РФ. Внутреннее – в том, что ФПА РФ учреждается адвокатами, т. е. членами самого сообщества, и она через свои обязательные решения напрямую влияет на деятельность адвокатов, адвокатских палат субъектов РФ.
-
2. Корпоративное самоуправление, как один из основных принципов адвокатуры, и его реализация через деятельность ФПА РФ и ее органов не предполагает бесконтрольного поведения ни конкретных адвокатов, ни адвокатского сообщества в целом.
-
3. Система органов адвокатского самоуправления носит четко определённый характер с разграничением полномочий, внедрением системы сдержек и противовесов и иерархией в части обязательности принятых решений с одновременным недопущением произвольного вмешательства в текущую работу иных органов самоуправления и членов адвокатского сообщества.
-
4. В системе органов самоуправления ФПА РФ занимает особое место. С одной стороны, она является «мостом» между государством и адвокатами, с другой – регулятором внутренней деятельности адвокатской корпорации, а главное – гарантом исполнения публично-правовой функции адвокатуры в целом.
Список литературы Реализация принципа корпоративного самоуправления на уровне Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации
- Мурылев И.М. Корпоративность и самоуправление или корпоративное самоуправление? // Адвокатская практика. 2024. № 1. С. 7-10. DOI: 10.18572/1999-4826-2024-1-7-10 EDN: JXUGNA
- Шавин В.А. Принципы адвокатуры // Адвокатская практика. 2018. № 2. С. 6-14. EDN: YWECKE