Реализация программ Болонского соглашения в России

Автор: Орлов А.А.

Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium

Рубрика: Современные науки и образование

Статья в выпуске: 1-1 (14), 2015 года.

Бесплатный доступ

В статье рассмотрен поэтапный процесс реализации программ Болонского соглашения в России, а также трудности и перспективы развития образовательной системы в данном направлении.

Образовательный процесс, болонское соглашение, национальный доклад

Короткий адрес: https://sciup.org/140110645

IDR: 140110645

Текст научной статьи Реализация программ Болонского соглашения в России

Согласно основным положениям, Болонский процесс – это процесс добровольного сотрудничества образовательных систем европейских стран, направленный на создание общего образовательного и научного пространства[5].

В мае 1998 г. министры, ответственные за высшее образование во Франции, Германии, Великобритании и Италии, подписав Сорбонскую декларацию о гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования, приняли на себя обязательство способствовать созданию общей системы критериев в области высшего образования для содействия независимому признанию степеней и развитию студенческой мобильности. В июне 1999 г., в Болонье, министрами образования 29

европейских стран была подписана «Декларация о Европейском пространстве для высшего образования» (Болонская декларация).

Российская Федерация присоединилась к Болонскому процессу 19 сентября 2003 г. в Берлине во время саммита европейских министров образования.

После подписания Болонской декларации в России были разработаны и в декабре 2004 г. одобрены Правительством «Приоритетные направления развития образовательной системы РФ». В этом документе впервые декларировалась реализация в нашей стране в ближайшей перспективе основных принципов Болонского процесса: необходимость формирования перечня образовательных программ и Национальной рамки квалификаций, соответствующих международным классификаторам образовательных программ и Европейской рамке квалификаций; законодательное введение двухуровневой системы образования (бакалавр-магистр), переход на кредитно-модульное построение образовательных программ[2].

По данным, опубликованным в Национальных докладах России к встречам министров образования стран-участниц Болонского процесса, к настоящему времени сделано следующее:

В результате принятия в конце 2007 г. соответствующих поправок к федеральным законам Российской Федерации «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» законодательно закреплен переход российских вузов на уровневую подготовку кадров.

Начат процесс разработки и утверждения квалификационных (профессиональных) стандартов по областям деятельности с участием объединений работодателей.

Разработаны и находятся в стадии утверждения проекты федеральных государственных образовательных стандартов для подготовки бакалавров и магистров — основных документов, определяющих требования к структуре основных образовательных программ, условиям их реализации и результатам освоения (в виде набора требуемых компетенций).

Новое поколение российских образовательных стандартов создано на основе базовых принципов Болонского процесса: с ориентацией на результаты обучения, выраженные в формате компетенций, и с учетом трудозатрат в зачетных единицах. Обязательным условием разработки стандартов было участие в этом процессе профессиональных объединений работодателей, а где это возможно - использование новых профессиональных стандартов для формулирования требуемых компетенций выпускников[1].

Но самым большим новшеством для отечественной образовательной практики стал «рамочный» характер стандартов нового поколения. На протяжении почти всего XX столетия образовательный процесс в СССР велся по так называемым «типовым» учебным планам и программам дисциплин, единым на всем пространстве бывшего Союза. Различия в учебных планах вузов не превышали 10—12%. В свою очередь, и предшественники ФГОС нового поколения, государственные образовательные стандарты (ГОС) первого (1997 г.) и второго (2000 г.) поколений в наиболее важном для вузов разделе 4. «Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы» содержали (за отдельными исключениями), жесткий перечень дисциплин, практик и форм отчетности, отступать о которых вуз не имел права. Мало того, стандарты контролировали объем (выраженный в академических часах) и содержание каждой из дисциплин, закрепленное в перечне указываемых после ее названия «дидактических единиц» - основных разделов учебного курса. И все же доля самостоятельности вуза при создании учебного плана (за счет так называемых «региональных» и «вузовских» компонентов образовательной программы и курсов по выбору студента) в 1990-2000-х гг. постепенно росла и составляла в ГОС ВПО первого поколения 15-20%, второго поколения - около 30%[4].

В новом поколении стандартов предусмотрено дальнейшее расширение свободы вузов. ФГОС определяет в качестве базовой (обязательной) по набору дисциплин (модулей) лишь половину (50%) образовательной программы бакалавра (для программы магистра так называемая «вариативная часть» составляет более 70%). Мало того, даже в «обязательной» части программы (за исключением нескольких позиций в цикле гуманитарных и социально-экономических дисциплин) на первое место поставлены не жестко закрепленные учебные курсы, а требования к формируемым у студента в результате изучения соответствующего цикла дисциплин компетенций. Содержательное наполнение второй (вариативной, или профильной) половины образовательной программы становится прерогативой вуза, в помощь которому учебно-методическими объединениями или иными компетентными группами экспертов должны быть созданы ориентировочные (рекомендованные) «примерные основные образовательные программы» по конкретным направлениям подготовки[3].

Профессор В.С. Сенашенко считает, что после присоединения России к Болонскому процессу все положения Декларации приняли для нас характер международных обязательств, подлежащих исполнению. В такой ситуации наиболее целесообразной представляется прагматичная позиция, аналогичная занимаемой ведущими европейскими странами:

  •    - не торопиться с резкими и недостаточно обоснованными изменениями;

  •    - внимательно отслеживать характер и масштабы преобразований, осуществляемых другими странами;

  •    - во всех случаях руководствоваться исключительно интересами развития национальной системы образования.

Таким образом, дальнейшее совершенствование структуры и проблемы качества высшего профессионального образования России оказались тесно связанными с характером интеграции российской высшей школы в единое европейское образовательное пространство.

Следует, однако, иметь ввиду, что судьба системы образования, как любого другого социального института, подвержена влиянию как политической, так и экономической ситуации в стране, которая либо способствует, либо тормозит развитие положительных внутрисистемных изменений в сфере образования. Ибо любая власть стремится укрепить своё положение идеологически, транслирую на общество систему взглядов, идей и представлений через систему образования.

Список литературы Реализация программ Болонского соглашения в России

  • Блинов В.И., Геворкян Е.Н., Жураковский В.М.,Карпухина Е.А., Клячко Т.Л., Ларионова М.В.,Лебедев С.В., Лукичев Г.А. Минаев А.В., Мотова Г.Н., Наводнов В.Г., Розина Н.М., Суслова Д.В.,Яблонскене Н.Л/Национальный доклад России (за 2007-2009 г.)
  • Аржанова И.В., Блинов В.И., Геворкян Е.Н., Жураковский В.М., Карпухина Е.А., Касевич В.Б., Клячко Т.Л.,Ларионова М.В., Минаев А.В., Мотова Г.Н., Розина Н.М.,Стриханов М.Н., Суслова Д.В., Шумаков А.Ю./Национальный доклад России (за 2005-2007 г.)
  • Интернет ресурс: http://www.bstu.ru/
  • Интернет ресурс: http://www.bologna.ntf.ru/
  • Интернет ресурс: http://www.tempus-russia.ru/
Статья научная