Реализация репродуктивных прав человека в контексте развития биомедицинских технологий и их применения
Автор: Самойлова В.В.
Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal
Рубрика: Юридические науки
Статья в выпуске: 8 (47), 2020 года.
Бесплатный доступ
Репродуктивные права относятся к новым правам человечества, к правам четвертого поколения. Они напрямую связаны с развитием биомедицинских технологий в общем и с применением вспомогательных репродуктивных технологий, в частности. В связи с тем, что репродуктивные права относятся к той же сфере, что и биомедицинские технологии (репродуктивные возможности человечества), то о них следует говорить в контексте «взаимосвязанности». Реализация репродуктивных прав человека обусловлена степенью их правового регулирования и уровнем развития биомедицинских возможностей. Последние позволяют семьям (или одинокой женщине, одинокому мужчине) реализовать свою потребность в ребенке, или изменить здоровье зародившегося человечка еще в утробе матери (выявить начавшиеся нежелательные генетические отклонения и повлиять на них путем полного аннулирования или замедления процесса развития). В связи с выше изложенным и представителям как медицинского научного мира, так и правового, и законодателю как национальному, так и международному необходимо продолжать вносить свой вклад на своем уровне в развитие биомедицинских технологий.
Репродуктивные права, биомедицинские технологии, деторождение, вспомогательные репродуктивные технологии
Короткий адрес: https://sciup.org/170188034
IDR: 170188034 | DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10965
Текст научной статьи Реализация репродуктивных прав человека в контексте развития биомедицинских технологий и их применения
На сегодняшний день значительное число людей в силу различных обстоятельств (от естественной врожденной или приобретенной неспособности к деторождению до жизненных обстоятельств, препятствующих рождению и воспитанию потомства) не имеют собственных детей. В зависимости от происхождения обстоятельств, по которым семьи не имеют детей, выделяется бесплодие медицинское либо социальное [1]. Медицинское бесплодие можно определить как неспособность достичь беременности через год-два регулярной половой жизни при отсутствии применения каких-либо средств контрацепции. «Социальное бесплодие» означает неспособность отдельных лиц иметь ребенка из-за различных социальных обстоятельств в их жизни. К причинам «социального бесплодия» можно отнести вдовство, разводы и отсутствие постоянных партнеров у одиноких женщин и мужчин, случаи добровольной стерилизации и т.п. [2]. Успехи биомедицинских технологий в области репродукции огромны, и все они служат гуманным целям: лечению мужского и женского бесплодия, рождению ребенка, когда все остальные возможности, как природные, так и терапевтические, исчерпаны. «Развитие генной инженерии, биоэтики, биотехнологий - настоящий прорыв в медицине. Современные доктора, по-сути, выполняют «роль Бога», поскольку реалии сегодняшнего дня таковы, что человек научился создавать человека как внутри женского организма, так и за его пределами в обход традиционному способу зачатия ребенка. Научный интерес к этому медицинскому прорыву настолько велик, что сегодня обращение бездетной пары к специалисту и проведение процедуры ЭКО стало практически простым обыденным делом» [3]. С развитием разного рода технологий и возможностей в области медицины, реализовать посыл Президента РФ и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о повышении уровня рождаемости в России стало чуточку проще, но не на много и далее мы объясним почему.
Право каждого из нас получить соответствующую запросу медицинскую по- мощь, в том числе в области репродуктивной функции человеческого организма, закреплено на двух уровнях:
-
1) на международном уровне - во Всеобщей декларации прав человека [4] (ст. 25) и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах [5] (ст. 12);
-
2) на национальном уровне – в Конституции РФ (ст. 41), в Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и в нескольких других законодательных актах в области здравоохранения и семейного права, которые мы подробно и довольно часто будем упоминать на протяжении всего нашего научного исследования.
Право на репродуктивное здоровье как одно из разновидностей репродуктивных прав человека, является неотъемлемым составным элементом права на охрану здоровья. ВРТ – это методы лечения бесплодия; это средство, с помощью которого реализуется в материализацию право на репродуктивное здоровье. Значение термина «репродуктивные права» раскрывается в ряде международных документах и договорах по правам человека, и освещалось ни один раз на различного рода конференциях и съездах. В 1968 году в Тегеране на Международной конференции по правам человека была сформулирована концепция права на репродуктивный выбор. В пункте 16 Воззвания Тегеранской конференции закреплялось неотчуждаемое право каждого родителя самостоятельно, свободно и ответственно определять количество детей и сроки их рождения. В частности, этому вопросу уделено центральное место в итоговых документах, принятых на Международной конференции ООН по народонаселению и развитию (Каир, 1994 г.) и на IV Всемирной конференции ООН по положению женщин (Пекин, 1995 г.). Согласно Платформе действий, принятой на Пекинской конференции (Россия подписала этот документ так же, как и остальные 180 государств), репродуктивные права базируются на комплексе основополагающих прав всех супружеских пар и отдельных лиц (то есть право на ре- продукцию принадлежит всем людям, а не только семьям), а именно:
-
1) каждый человек вправе самостоятельно и свободно от чьего бы то ни было влияния определять сколько детей он хочет иметь и хочет ли он вообще иметь ребенка, какой промежуток времени между рождением его детей должен быть (свобода в вопросах планирования семьи);
-
2) имеет право на самый высокий уровень сексуального и репродуктивного здоровья;
-
3) имеет право на воспроизведение своего потомства без принуждения, каких-либо форм насилия в бездискриминацион-ных условиях;
-
4) имеет право на информацию и доступ к безопасным и эффективным методам планирования семьи, включая право доступа к соответствующим услугам в области охраны здоровья [6]. По сути, идет речь о свободе репродуктивного выбора.
Таким образом, например, по мнению К.Н. Свитиева репродуктивные права можно рассматривать как «комплекс общечеловеческих прав и свобод, обеспечивающий реализацию основополагающего неотчуждаемого права человека на продолжение рода — вне зависимости от пола, национальности, семейного положения и состояния здоровья, включая право на охрану репродуктивного здоровья, использование вспомогательных репродуктивных технологий...» [7].
Уникальность репродуктивных прав состоит в том, что в их структуре мы можем обнаружить элементы целого ряда личных прав человека, а именно: право на жизнь, право на охрану здоровья, право на личную неприкосновенность, личную и семейную тайну и тому подобное. Тесно переплетается с репродуктивными правами право ребенка, рожденного в результате применения ВРТ, на семью. «Право ребенка на семью включает в себя ряд правомочий ребенка: право ребенка знать своих родителей, право на воспитание своими родителями, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства, право на особую заботу при утрате родительского попечения» [8].
Репродуктивные права затрагивают са- няемых в религиозных и обрядовых куль тах ритуалы по увечью гениталий [10].
Согласно представленному выше крат мые интимные и личные стороны жизни кому анализу сути и содержания репро- человека, такие, как сексуальность, половая жизнь и репродуктивное поведение, и касаются таких вопросов, которые оказывают определяющее влияние на взаимоотношения членов семьи и понимание ими своей роли в семье [9].
Репродуктивные права прописаны для того, чтобы обеспечить высокий уровень репродуктивного здоровья населения детородного возраста, помогать в преодолении бесплодия, призваны защитить человека от принудительной стерилизации и абортов, а также предотвратить от приме- дуктивных прав можно утверждать, что прогрессивно развивающиеся биомедицинские технологии способствуют в полной мере реализации репродуктивных прав человека путем преодоления такой проблемы со здоровьем как бесплодие. С их появлением начинают складываться оригинальные общественные семейные и медицинские отношения. И, следовательно, автоматически возникает необходимость в правовом регулировании данных уникальных отношений.
Список литературы Реализация репродуктивных прав человека в контексте развития биомедицинских технологий и их применения
- Працко Г.С., Арутюнова А.А. К оценке достаточности правового обеспечения вспомогательных репродуктивных технологий и суррогатного материнства // Теория и практика общественного развития. - 2017. - № 8. - С. 56.
- Paulk L.B. Embryonic Personhood: Implications for Assisted Reproductive Technology in International Human Rights Law // Journal of Gender, Social Policy & the Law. 2017. Vol. 22, iss. 4. P. 781-823.
- Михневич А.В., Самойлова В.В. Правовые основания применения вспомогательных репродуктивных технологий как разновидности биомедицинских технологий // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2020. - № 5-4 (44). - С. 91-95.
- Всеобщая декларация прав человека (1948 г.) // Российская газета. 1998. 10 дек.
- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Бюллетень Верховного Суда РФ. N 12. 1994.
- Платформа действий, принятая IV Всемирной конференцией ООН по положению женщин / Официальный сайт Организации Объединенных Наций. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.un.org/russian/conferen/vvomen/womplat.htm.
- Свитиев К. Н. Нужен ли закон о ВРТ? Вспомогательные репродуктивные технологии и их правовое регулирование // Национальная идентичность России и демографический кризис: Материалы II Всероссийской научной конференции. - М.: Научный эксперт, 2008. - С. 821.
- Михневич А.В., Линева В.С. Право на семью ребенка, рожденного в результате применения методов вспомогательных репродуктивных технологий // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2020. - № 5-4 (44). - С. 87-90.
- Фокина Е.М. Репродуктивные права человека как формирующееся поколение прав человека в международной практике и российском законодательстве // Общество, право, личность. Методологические и прикладные проблемы: генезис, современность и будущее. - Минск. 2017. - С. 57.
- Балакирева К. В. Репродуктивные права гражданина Российской Федерации // Медицина и здравоохранение: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). - Казань: Бук, 2017. - С. 106.