Региональная модель патриотического воспитания молодежи: опыт постсоветского Татарстана (1990-е - 2000-е гг.)
Автор: Бушуев Алексей Сергеевич
Журнал: Власть @vlast
Рубрика: Центр и регионы
Статья в выпуске: 10, 2012 года.
Бесплатный доступ
В статье на примере Республики Татарстан охарактеризован региональный опыт патриотического воспитания молодежи, показана его результативность и обозначены имеющиеся трудности в решении задач патриотического воспитания.
Патриотическое воспитание, патриотизм, молодежь, республика татарстан
Короткий адрес: https://sciup.org/170166123
IDR: 170166123
Текст научной статьи Региональная модель патриотического воспитания молодежи: опыт постсоветского Татарстана (1990-е - 2000-е гг.)
Р аспад Советского Союза стал переломным для его граждан во многих смыслах, т.к. за ним последовали не только распад органов власти и крах некогда могущественной идеологии, но и разложение функционировавших долгие годы общественных институтов со всеми вытекающими отсюда последствиями. Одновременно произошел слом существовавшей долгое время системы работы по патриотическому воспитанию подрастающих поколений. Дети и молодежь, ранее окруженные заботой многочисленных государственных и общественных организаций, в новых условиях оказались предоставленными сами себе. Это касалось как организации их досуга, так и общественно-политической социализации, т.к. прежняя система воспитательной работы была разрушена, а новая система, отвечающая целям и ценностям новой России, еще не была создана.
БУШУЕВ Алексей
В эти годы многие негативные факторы реально затрудняли процесс патриотического воспитания молодежи, часть из них продолжает оказывать влияние на общество и сегодня. Это, прежде всего, длительная нестабильная социально-экономическая, политическая обстановка в стране, отсутствие у властей четкого видения путей развития страны, значительное социальное расслоение и низкий уровень жизни основной массы населения, растущая криминализация молодежных сообществ, утрата престижа страны как мировой державы, крушение идеалов и отсутствие общепризнанных морально-этических норм жизни и поведения в постсоветское время, широкое распространение среди молодежи асоциальных явлений, разрушительное влияние средств массовой информации (особенно телевидения) на культурные, духовные и нравственные ценности молодежи, разрушение культурных и исторических ценностей в сочетании с растерянностью в вопросах идеологии, коммерциализация системы духовно-нравственного развития детей и молодежи и всей интеллектуальной и культурной жизни вообще1. Все это неблагоприятно сказалось на гражданской и патриотиче- ской ориентации молодых людей, обусловив девальвацию понятий долга, чести и достоинства и т.п. Вместе с тем именно формирование гражданской культуры и патриотизма у подрастающих поколений в условиях постсоветской трансформации общественно политической системы при обрело большое значение.
Работа с молодежью осложнялась еще и потому, что в начале 1990-х отсутствовал единый общефедеральный орган государ ственного управления, непосредственно занимающийся делами молодежи, долгое время не существовало и единого обще федерального закона о молодежи, кото рый бы регулировал базовые направле -ния молодежной политики страны. Вся молодежная политика на этом этапе регулировалась лишь Указом Президента РФ «О первоочередных мерах в обла-сти государственной молодежной поли тики» и «Основными направлениями го -сударственной молодежной политики в Российской Федерации»1.
Все это привело к тому, что федераль ное правительство утратило контроль над ситуацией, произошло своеобразное сме щение центра тяжести в работе государ ственных органов в этом направлении от федерального центра к регионам2. В таких условиях особое значение приобрело фор мирование региональных моделей патри отической работы с молодежью, каждая из которых имела свою специфику и раз личалась от региона к региону. Одна из таких региональных моделей сложилась в Республике Татарстан.
В Татарстане формирование собствен -ной региональной модели патриотиче ской работы с молодежью началось с при нятия Верховным Советом республики в октябре 1993 г. республиканского закона «О молодежи» (закон РТ № 1983-XII), который не только определил приоритеты в регулировании молодежной политики, но и стал правовой основой создания республиканского органа исполнитель ной власти, призванного решать насущ ные молодежные проблемы3. Поэтому созданный Государственный комитет РТ по делам детей и молодежи выступил координирующим центом такой работы4. Позднее комитет был преобразован в Министерство по делам молодежи, спорту и туризму РТ. Основным содержанием деятельности комитета на начальном этапе его работы была целенаправленная политика по отношению к молодежи, заключающаяся, прежде всего, в создании необходимых социально экономических, организационных и правовых условий для ее самореализации, инициативы и пред приимчивости5.
Для характеристики региональной модели Татарстана наиболее интересно развитие одного из приоритетных направ лений молодежной политики, обозначен ных в законе РТ «О молодежи», — форми-рование системы гражданского и патрио тического воспитания6.
Гражданское воспитание молодого поколения после распада СССР долгое время проводилось бессистемно, от слу чая к случаю. Вопросам патриотического воспитания детей и молодежи на местах не всегда уделялось должное внима ние. Затянулся процесс создания новой системы патриотического воспитания, отвечающей современным требованиям, оказался разлажен долгие годы работав ший, «как часы», механизм организа ции и координации этой деятельности. Материально техническое и финансовое обеспечение деятельности по патриоти ческому воспитанию детей и молодежи в 1990 е гг. оказалось вообще катастрофиче ским. Поиск внебюджетных источников финансирования не давал положительных результатов.
Система гражданского и патриотиче ского воспитания предусматривала работу различных общественных институтов и государственных организаций, которые действовали одновременно, но далеко не всегда согласованно. Институты социали-зации — семья, школа, средства массовой информации, армия, общественные объ-единения — оказались в новых условиях разобщенными, выступали как конкури-рующие или вовсе не связанные между собой образования, оказавшиеся к тому же в неравных условиях распространения своего влияния. Кроме того, серьезной проблемой в первой половине 1990-х гг. стало то, что имеющиеся неформальные организации, занимавшиеся подобной работой, лишились какой-либо (и в пер -вую очередь, финансовой) поддержки со стороны властей. Возник вопрос о даль -нейшем существовании этих организа-ций. Для сохранения одного из активных участников процесса патриотического воспитания — поискового движения — в 1993 г. в республике было решено создать общественное молодежное объединение «Отечество». Это лишь в некоторой сте-пени поправило ситуацию, но не решило накопившихся в этой области проблем.
В обществе так и не были созданы усло вия для привлечения и эффективного использования сил и средств, с помощью которых можно было бы создать эффек тивную систему патриотического воспи тания подрастающего поколения. В этих условиях главным организатором патрио тического воспитания детей и молодежи вновь выступило государство.
С созданием в 1994 г. Комитета по делам молодежи появилась надежда на возрож дение системы патриотического воспита ния в республике. Однако в новых усло виях это оказалось очень сложно. Кроме экономических трудностей, возникших на этом пути, вышли на поверхность и орга низационные проблемы. Дело в том, что Комиссия Верховного Совета РТ по делам молодежи, физической культуре и спорту и недавно образованный Государственный комитет РТ по делам детей и молодежи по охвату молодежи и своему влиянию на нее никак не могли сравниться с былым влиянием комсомола (ВЛКСМ), кото -рым он обладал в советское время. Это было связано с тем, что действовать эти государственные структуры могли только через общественные организации ввиду отсутствия собственных первичных орга низаций. При этом некоторые из обще -ственных объединений и ассоциаций, выполнявших работу с разными категори ями молодежи, не имели даже приблизи тельной программы деятельности и были ориентированы на решение весьма огра ниченного круга задач.
Сложности в направлении совершен ствования патриотико воспитательной работы были связаны еще и с тем, что в этот период по разным причинам зача стую не выполнялись уже принятые реше ния органов власти.
Проведение патриотической работы с молодежью в республике нужно было соотносить с тенденциями общероссий ского общественно политического раз вития. В этих условиях необходима была консолидирующая основа, которую в итоге составила принятая в 2001 г. Программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2001—2005 гг.1 Эта программа была ориентирована на все социальные слои и возрастные группы населения страны. В ней определялись основные пути развития системы патрио тического воспитания граждан России, ее основные компоненты. Программа предусматривала создание нормативно правовой базы патриотического воспита ния, совершенствование и координацию деятельности органов государственной власти и общественных объединений в этом направлении, государственное воз действие на пропаганду патриотизма в средствах массовой информации2.
Патриотическое воспитание детей и молодежи в республике на тот момент велось в соответствии с данной го сударственной программой, а также Постановлением Кабинета министров РТ «Об организации работы по нрав ственному, военно патриотическому вос питанию молодых граждан Республики Татарстан и увековечению памяти жертв войн и репрессий»3.
Следующим этапом активизации дея тельности государственных органов и общественных объединений Татарстана в этом направлении явилась разработка и принятие весной 2002 г. республиканской комплекснойпрограммы« Патриотическое воспитание детей и молодежи Республики Татарстан на 2002—2006 гг.»1. В нулевых годах аналогичные программы были при няты и начата соответствующая деятель -ность в целом ряде субъектов РФ — от Санкт - Петербурга до Новосибирска2.
Татарстанская программа патриотиче ского воспитания была разработана рядом министерств и ведомств (Министерство по делам молодежи и спорту, Военный комис -сариат РТ) совместно с общественными (ОМО «Отечество», «Герои Татарстана») и ветеранскими (Совет ветеранских органи-заций, Комитет ветеранов войны и воен -ной службы РТ) организациями, поэтому в ней учитывались различные интересы и возможности этих структур. Вслед за этим в 25 городах и районах республики были приняты местные программы патриоти ческого воспитания и созданы соответ ствующие межведомственные комиссии3. Программа предусматривала развитие системы патриотического воспитания детей и молодежи республики, создание условий для физического развития, подго-товки молодежи к службе в армии, содей ствие развитию общественного движения в области патриотического воспитания.
Основной упор в патриотическом вос питании в условиях отказа от единой идеологии как последствия ее глубочай шего кризиса делался теперь на военно -патриотическое воспитание молодежи. В этом направлении проводились многочис ленные мероприятия: республиканская военно - патриотическая игра «Зарница», спартакиады и различные спортивные соревнования, военно исторические турниры, профильные (в т.ч. историче-ские) смены на базе летних загородных и палаточных лагерей в Алексеевском, Чистопольском, Новошешминском районах, а также в Казани, Набережных Челнах, Елабуге и др.4
Большое внимание уделялось инфор -мационному сопровождению программы в СМИ. Так, в частности, на телеканале «Татарстан» при поддержке Министерства по делам молодежи и спорту регулярно стала выходить программа «Здорово живешь», систематически освещающая ход реализации основных направлений молодежной политики и патриотического воспитания.
Еще одним из направлений работы стала организация молодежных и студенческих формирований по охране общественного порядка, для координации деятельности которых был создан республиканский центр «Форпост»5. Охрана и поддержа-ние общественного порядка силами самой молодежи республики также способствует осознанию важности гражданской ответ ственности, соблюдения прав и свобод всех граждан независимо от возраста, социального положения и других соци альных детерминантов.
Усилия, предпринятые органами госу-дарственной власти и общественными организациями республики, не прошли бесследно. Динамику происшедших положительных изменений в молодеж ном сознании можно наблюдать на изме нении интенсивности чувства гордости за свою страну у молодежи, зафиксиро ванном в первом десятилетии XXI в., в отличие от уровня середины 1990-х гг.6 (см. табл. 1 и 2).
Как видим, к середине нулевых годов увеличилось не только число молодых людей, отмечающих наличие чувства гор дости за страну, но (хотя и незначительно)
Таблица 1
Число гордящихся своей страной среди молодежи Татарстана в 1995 и 2004 гг. * , %
1995 |
2004 |
Разница показателей / ошибка разности ** |
|
Гордятся |
21,4 |
46,5 |
25,1 / ±5,7 |
Не гордятся |
40,3 |
14,9 |
-25,4 / ±5,5 |
Затруднились ответить |
38,3 |
38,6 |
0,3 / ±6,2 |
* Составлено по: Политическая социализация молодежи РТ (некоторые аспекты проблемы). — Казань, 1995, с. 36; Таблицы распределения ответов по результатам республиканского опроса молодежи 2004 г, л. 1008 // Личный архив автора.
** Здесь и далее расчет значимости разностей процентных показателей произведен c вероятностью 95% с учетом выборки исследования 1995 ( N 1 =450) и 2004 гг ( N 2 =516).
Таблица 2 готовность пожертвовать своими интересами ради интересов страны среди молодежи Татарстана в 1995 и 2004 гг. *, %
1995 |
2004 |
Разница показателей / ошибка разности |
|
Готовы пожертвовать |
19,9 |
24,4 |
4,5 / ±5,2 |
Не готовы пожертвовать |
36,7 |
32,2 |
-4,5 / ±6,0 |
Затруднились ответить |
43,4 |
43,4 |
0,0 / ±6,3 |
* Составлено по: Политическая социализация молодежи РТ (некоторые аспекты проблемы). — Казань, 1995, с. 36; Таблицы распределения ответов по результатам республиканского опроса молодежи 2004 г., л. 1029 // Личный архив автора.
и число молодых людей, готовых пожерт-вовать личными интересами ради интере -сов страны. Правда, изменения в готов -ности пожертвовать личными интересами лежат в пределах возможной ошибки, по -этому они не столь очевидны. Но в целом усилия государственной власти в области патриотического воспитания молодежи не пропали даром. Этому, безусловно, способствовала и общая стабилизация социально экономического и политиче ского поля в стране.
При этом нами прослежена еще одна особенность — наличие взаимосвязи между гордостью за страну и возрастом респон дентов. С увеличением возраста несколько снижается число патриотически настро енных граждан (54,0% в группе 16—20 лет, 45,1% в группе 21—23 года, 38,3% — в группе 24—29 лет)1. Все-таки более взрос -лые люди несколько критичнее подходят к оценкам окружающей действительности и указывают на ряд недостатков в развитии страны.
В политическом сознании молодежи ценность патриотизма присутствует, дей ствительно, как крупный эмоционально психологический, иррациональный ком понент. В частности, при объяснении мотивов гордости чаще всего молодые люди вне зависимости от пола, возраста и других характеристик указывали на то, что Россия — «великая страна», Россия — это их «Родина», «страна, в которой они родились», «страна, которую они любят» и т.д. Лишь единицы как-то рационально пытаются объяснить свою гордость за страну: успехами политического и эконо-мического развития, достижениями науки и техники. Среди критических ответов также больше эмоций, чем рационально сти («нечем гордиться» и т.п.), а также кон -кретные недостатки, преимущественно социально экономические: отсутствие социальной защищенности, отсталость в экономике и т.д.2
Таким образом, мы не можем говорить о полном успехе в реализации программ патриотического воспитания молодежи,
Таблица 3
Численность призывных ресурсов Военного комиссариата РТ и число уклонившихся от призыва граждан в 2001—2005 гг. *
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
|
Ресурсы на конец года ** , чел. |
97000 |
100000 |
105000 |
112000 |
120000 |
Число уклонистов, чел. |
1228 |
573 |
665 |
739 |
494 |
Доля уклонистов, % |
1,27 |
0,57 |
0,63 |
0,66 |
0,41 |
* Источник: Бушуев А.С. Развитие политического сознания молодежи Республики Татарстан в 1985— 2004 гг: историко - социологический аспект. — Казань: Институт истории АН РТ, 2009, с. 99.
** Данные ввиду секретности представлены с округлением до тысяч.
поскольку в ценностных компонентах молодежного политического сознания продолжают присутствовать противоре -чия. Даже среди тех, кто гордится своей Родиной, велик процент тех, кто не смог дать четкий ответ на вопрос о возможно сти пожертвовать личными интересами ради интересов страны, и тех, кто пожерт вовать ими отказался. А среди тех, кто не гордится страной, все равно готов посту питься собственными интересами каждый восьмой. При этом многие молодые люди вообще находятся в растерянности, не зная, гордятся ли они страной, в которой родились и живут1.
Основу программы патриотического воспитания, как мы уже указывали, составляет военно - патриотический блок. Но, между тем, это, наряду с сохране-нием острых социальных проблем (в т.ч. проблемы неуставных отношений в рядах Вооруженных сил РФ), приводит к тому, что авторитет службы в рядах ВС РФ остается невысоким, даже сегодня молодые люди стремятся не служить в армии. Положительным фактом начала нулевых годов стала тенденция сокраще ния числа уклонистов от службы в рядах Вооруженных сил, что видно из данных таблицы 3.
В целом, татарстанская региональная модель патриотической работы с моло дежью, сформированная в республике в сложный и противоречивый период раз вития, оказалась не самой плохой с точки зрения результативности. Программно целевой подход к организации системы патриотической работы, взятый на во оружение в республике, конечно, имел все признаки «пожарной» работы, но вместе с тем дал определенные резуль таты. Сложное «наследие» 90-х не самым лучшим образом отразилось не только на работоспособности системы организации патриотической работы с молодежью, но и на уровне доверия к ней. Последнее очень важно для понимания значимости тех, может быть, не очень впечатляющих результатов, которые были достигнуты уже к середине нулевых годов.
В последние годы государственная политика в области патриотического вос питания набирает обороты, и федераль ный центр восстанавливает утраченные в 90 е гг. позиции. Однако опыт, полу ченный регионами в предшествующий период, представляет определенный инте рес, и его, безусловно, следует учитывать при формировании стратегии развития этого направления государственной поли тики. Этот процесс сложен и не может завершиться за то короткое время, на кото -рое рассчитана та или иная целевая про грамма. Поэтому для достижения успехов в этом направлении важна консолидация всех конструктивных общественных сил.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Социокультурные трансформации в Республике Татарстан в 1990–2000-е гг. как модель регионального развития Российской Федерации», проект № 12-11-16015а/В/2012.