Региональные проблемы питания детей раннего возраста: роль обогащенных и гипоаллергенных продуктов
Автор: Захарова Л.И., Печкуров Д.В., Кольцова Н.С.
Журнал: Ульяновский медико-биологический журнал @medbio-ulsu
Рубрика: Профилактическая медицина
Статья в выпуске: 4, 2017 года.
Бесплатный доступ
Цель работы - оценить региональные современные особенности нутритивного статуса детей первых трех лет жизни, выявить основные причины нарушений питания, особенности влияния выявленных отклонений на формирование здоровья детей, возможности своевременной коррекции. Материалы и методы. В рамках Всероссийского межрегионального мультицентрового исследования NUTRIPACK/NUTRILIFE проведено исследование 157 детей раннего возраста в пяти ЛПУ г. Самара, находящихся на грудном, смешанном и искусственном вскармливании. Исключены дети с пищевой аллергией, врожденными пороками развития, наследственными заболеваниями, тяжёлой перинатальной патологией. Оценивали показатели физического и нервно-психического развития в динамике, заболевания детей, а также дневники питания с учетом пищевого поведения ребенка. Результаты. Выявлен ранний перевод детей на питание с общего стола, включение в рацион недопустимых по возрасту продуктов, превышение среднего объёма питания у каждого 5-го ребёнка, что коррелировало с превышением индекса массы тела. Отмечено преобладание коровьего молока в молочном компоненте питания, низкая частота мясного и рыбного прикорма и редкое использование мяса и рыбы на 2-3-м году жизни. У 75 % детей выявлен дисбаланс в углеводном компоненте питания на 2-м и 3-м годах жизни за счет сладостей и простых углеводов; овощи и фрукты ежедневно получают только 40 % детей. Проводилась коррекция питания в беседах с родителями, составлялись индивидуальные меню с учетом социальных, культурных, национальных особенностей семьи. Выводы. В нутритивном статусе детей первых трех лет жизни с большой частотой выявлены нарушения, связанные с неправильным питанием при превышении калорийности и снижении питательной ценности пищи, что требует проведения социально направленной работы амбулаторной службы.
Дети раннего возраста, проблемы питания, дневники питания, региональные условия
Короткий адрес: https://sciup.org/14113326
IDR: 14113326 | DOI: 10.23648/UMBJ.2017.28.8746
Текст научной статьи Региональные проблемы питания детей раннего возраста: роль обогащенных и гипоаллергенных продуктов
Введение. В России в 2013 г. завершено Всероссийское межрегиональное мультицен-тровое исследование состояния питания детей от 6 мес. до 3 лет NUTRIPACK/NUTRI-LIFE (руководители проекта – Т.Э. Боровик, В.А. Скворцова, А.В. Суржик, И.Н. Захарова и др., НЦЗД РАМН, РМАПО) с участием 7 федеральных округов РФ, 20 городов, в т.ч. г. Самара. Анализ рациона проводился с ис- пользованием таблиц химического состава и калорийности продуктов питания [1] и каталога продуктов детского питания [2]. В настоящем сообщении приводятся данные фрагмента этого исследования по г. Самара.
Цель исследования. Оценить региональные современные особенности нутритивного статуса детей первых трех лет жизни, выявить основные причины нарушений питания, особенности влияния выявленных отклонений на формирование здоровья детей, возможности своевременной коррекции.
Материалы и методы. Исследование проводилось в пяти ЛПУ г. Самара в течение 2012 г. по программе NUTRIPACK/NUT-RILIFE. Обследуемая группа состояла из 157 чел., которые были разделены на возрастные подгруппы: 6–12, 13–18, 19–24 и 25–36 мес. В группу детей второго полугодия вошли дети на грудном, смешанном и искусственном вскармливании. Критерии исключения: дети, находящиеся на специализированных лечебных смесях по поводу пищевой аллергии, наследственных заболеваний, а также дети с тяжёлыми сопутствующими заболеваниями (ПП ЦНС, целиакия и др.).
У детей оценивали антропометрические показатели с интерпретацией результатов по Российским центильным стандартам, общий соматический статус, семейный анамнез и анамнез ребёнка. Проводили инструктаж матерей по заполнению подробного дневника рациона питания, пищевого поведения ребёнка. В дневнике питания учитывались: день недели, время дня и наименование приёма пищи, способ приготовления пищи (готовое питание промышленного производства, домашнее приготовление детской пищи, питание с общего стола), место приёма пищи, а также компоненты питания и их вес, количество воды.
Результаты и обсуждение. В процессе работы мы выявили ряд типичных ошибок в организации питания детей раннего возраста.
Прежде всего это перевод ребёнка в возрасте 1,0–1,5 года на общий «семейный» стол. Так, использование «недетских» продуктов уже на втором году жизни отмечено в 15 % случаев (пицца, пельмени, сосиски, шоколад, реже – чипсы, майонез, кетчуп, газированные напитки).
Превышение среднего объёма питания или питание по верхней границе нормы выявлено у 20 % детей второго полугодия и 27 % детей второго года жизни. У 27 % детей в конце первого года жизни, 25 % детей в конце второго года жизни, 22,7 % в конце третьего года жизни это приводило к физическому развитию, которое можно оценить как избыточное (превышение по массе тела более 2 стандартных отклонений). Обсуждая причины такого варианта физического развития, мы выявили также роль ночного кормления, проводимого в полном объёме дополнительно к дневному питанию. В то же время известно, что закладка адипоцитов наиболее активна в конце первого года жизни, и это может быть морфологической предпосылкой к повышению индекса массы тела за счёт жирового компонента в периоды активного ли-посинтеза, особенно в препубертатном периоде [3]. Таким образом, рациональное питание в раннем возрасте без превышения объёма – это и первичная профилактика ожирения в более старшем возрасте.
Изучая молочный компонент в питании детей раннего возраста (кроме грудного молока), мы выявили большую частоту использования коровьего молока (как самостоятельного питания, а также для приготовления каш и других блюд) и редкое применение обогащённых детских продуктов из группы адаптированного «детского молочка». Так, у детей старше года «детское молочко» («Малютка» 3, 4 и др.) не использовалось на втором году жизни в 71 % случаев, на третьем году жизни – у 91 % обследуемых. Таким образом, блюда приготавливались в основном на коровьем молоке. В то же время известна негативная связь между использованием коровьего молока и обеспеченностью железом в возрасте 9–12 мес. В этом плане необходимо отметить выигрышный по содержанию Fe, Zn, Cu, I, C, B6, Bc состав инновационной адаптированной смеси для детей старше года «Малютка» 3, 4. Кроме того, эти смеси содержат белок высокого качества, обогащены длинноцепочечными полиненасыщенными жирными кислотами (в 9 раз больше, чем в коровьем молоке), нуклеотидами, L-карнитином, холином, пребиотическим комплексом короткоцепочечных ГОС и длинноцепочечных ФОС.
Анализируя трансформацию прикорма, мы выявили низкую частоту использования мяса во втором полугодии (у 25,5 % детей – никогда, у 55,6 % – редко), а также на втором и третьем годах жизни (у 75 и 77,5 % детей соответственно). Ежедневное потребление фруктов и овощей детьми второго полугодия жизни составляло 60–70 %, а на втором и третьем годах жизни снижалось в отношении овощей до 46 и 30,5 %. В то же время частота использования сладостей (регулярно!) была очень высокой уже во втором полугодии жизни (51 %) и увеличивалась на втором году жизни до 76 %, а на третьем – до 80 % .
Анализируя структуру питания по белкам, жирам, углеводам в суточном калораже, мы выявили разбалансированность питания в виде повышенной квоты белков и жиров уже на втором году жизни. Доля углеводов была снижена за счёт сложных углеводов. Таким образом, мы увидели раннюю предпосылку для возможного развития метаболического синдрома уже в этом возрасте.
Оценивая отношение мам к питанию детей раннего возраста, мы установили, что только 30 % женщин сомневаются в его правильности у собственных детей. Это открывает проблему недостаточного участия врачей-педиатров в формировании знаний родителей по вопросам рационального питания детей второго и третьего годов жизни.
Учитывая, что у 5–15 % детей из семей без атопической отягощённости манифестация пищевой аллергии происходит при переводе ребёнка на искусственное вскармливание [4, 5], в беседах с родителями мы подчёркивали целесообразность начала искусственного вскармливания с гипоаллергенных смесей. Такая же рекомендация справедлива для начала прикорма [6, 7]. В этом плане хорошо себя зарекомендовала смесь Premium-класса «Нутрилон Гипоаллергенный» с комплексом PronutriPlus.
Заключение. Проведённое исследование было учтено при создании проекта Научнопрактической программы по оптимизации питания детей в возрасте 1–3 лет в РФ. Обоснована необходимость образовательного стандарта для родителей, доступного для ознакомления и выполнения. Врачи-педиатры, учреждения первичного звена здравоохранения должны более активно участвовать в формировании пищевого рациона детей раннего возраста с учётом показателей физического развития и новых данных о трансформации молочного компонента в возрастной динамике.
Список литературы Региональные проблемы питания детей раннего возраста: роль обогащенных и гипоаллергенных продуктов
- Скурихина И.М., Тутельяна В.А. Таблицы химического состава и калорийности питания. М.: ДеЛи принт, 2007. 276.
- Боровик Т.Э. Продукты питания детей раннего возраста: каталог. М.; 2011. 563.
- Захарова Л.И., Печкуров Д.В., Кольцова Н.С. Амбулаторная неонатология. Формирование здоровья ребёнка первого года жизни: практическое руководство для врачей-педиатров первичного звена здравоохранения, врачей общей практики, семейных врачей. Самара: ГБОУ ВПО «СамГМУ» Минздрава России; 2014. 254.
- Moro G. A mixture of prebiotics oligosaccharides reduces the incidence of atopic dermatitis during the first six months of age. Arch. of child. 2006; 91: 814-819.
- Arslanoglu S. Early dietary intervention with a mixture of prebiotics oligosaccharides incidence of allergic manifestations and infections during the first two years of life. J. Nutr. 2008; 138: 1091-1095.
- Елкина Т.Н., Суровикина Е.А., Грибанова О.А. Вопросы детской диетологии. 2007; 5 (2): 60-64.
- Джумагазиев А.А., Безрукова Д.А., Степина Н.А. Вопросы современной педиатрии. 2010; 9 (1): 36-42.