Религиозно-философские концепции А. А. Иванова в символах искусства
Автор: Цветаева Марина Николаевна
Журнал: Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии @theology-spbda
Рубрика: Культурология
Статья в выпуске: 1 (9), 2021 года.
Бесплатный доступ
В статье речь идет о библейско-евангельских сюжетах А. А. Иванова - выдающегося мыслителя исторического жанра, живописца-философа и пророка, повлиявшего на пути развития русского и мирового искусства XIX-XX вв., на творчество Н. Ге, М. Врубеля, В. Сурикова, М. Нестерова, В. Кандинского. Важным документом для понимания его духовно-эстетической концепции, сюжетов, посвященных изображению «чудесного» и формированию нового живописно-пластического языка в таких произведениях как «Архангел Гавриил поражает Захарию немотой» (1850), «Благовещение Деве Марии», «Сон Иосифа», «Хождение по водам» являются свидетельства Н. В. Гоголя, который отмечает значимость личного обретения Христа А. Ивановым. Органичным является его поворот к осмыслению византийской и древнерусской культуры при работе над эскизами к стенописи храма «Воскресения Христова в 1845 г. В библейско-евангельских эскизах Иванов использовал эффекты свечения, приемы люминесценции, достигая дематериализации классической формы, ее скульптурности, трехмерности и объема. На протяжении творческого пути он вел непрестанный диалог с деятелями русской и европейской культуры: Гоголем и Рожалиным, романтической философией Шеллинга, тенденциями, связанными с именами Герцена, Огарева, Сеченова, мировоззренческими исканиями Овербека и назарейцев, концепцией мироздания Тютчева и лекциями Тирша, идеями Веневитинова, Шевырева, Киреевского, Одоевского. Таким образом, исторические работы и библейско-евангельские циклы А. Иванова далеко выходят за рамки своего времени, вознося зрителя к высокому строю и нравственно-религиозному смыслу искусства, к глубинному размышлению о ценностях бытия, позволяющих выйти на новый художественно-мировоззренческий язык - движение к горнему. В статье использованы материалы докторской диссертации автора «Генезис культурно-религиозных смыслов русского искусства: от иконы до авангарда».
«ангеличность», византийское искусство, «горний мир», Гоголь, иконопись, Кандинский, психология образа, пророчество, философия цвета, христианское мировоззрение, «чудесное»
Короткий адрес: https://sciup.org/140294881
IDR: 140294881 | DOI: 10.47132/2541-9587_2021_1_98
Список литературы Религиозно-философские концепции А. А. Иванова в символах искусства
- Александр Андреевич Иванов (1880) — Александр Андреевич Иванов. Его жизнь и переписка 1806-1858 гг. СПб., 1880.
- Алленов (1980а) — Алленов М. М. О некоторых особенностях композиционного построения картины Иванова «Явление Мессии» // Советское искусствозна-ние'79.1. М.: Советский художник, 1980.
- Алленов (1980б) — Алленов М. М. Александр Александрович Иванов. М., 1980. 208 с.
- Алленов (1989) — Алленов М.М. Александр Андреевич Иванов. Л.: Художник РСФСР, 1989. 32 с.
- Алпатов (1956) — Алпатов М. В. Александр Андреевич Иванов: Жизнь и творчество. Т. 1-2. М.: Искусство, 1956.
- Бернштейн (1957) — Бернштейн Б. К. К вопросу о формировании эстетических взглядов Александра Иванова // Искусство. 1957. № 2.
- Бернштейн (1959) — Бернштейн Б. Александр Иванов и славянофильство // Искусство. 1959. № 3.
- Бычков (1995) — Бычков В. В. AESTHEТICA PATRUM. Эстетика Отцов Церкви. 1. Апологеты. Блаженный Августин. М.: Ладомир, 1995. 593 с.
- Византия сквозь века (1956) — Византия сквозь века. СПб., Изд. ГЭ. 2017.
- Гоголь (2001) — Гоголь Н.В. Духовная проза. М.: Отчий Дом, 2001.
- Загянская (1976) — ЗагянскаяГ.А. Пейзажи Александра Иванова. Проблема живописного метода художника. М.: Искусство, 1976. 119 с., 32 л. ил.
- Зуммер (1914) — Зуммер В. Система Библейских композиций А. Иванова // Искусство. 1914. № 7-12.
- Кандинский (1989) — Кандинский В. О духовном в искусстве (живопись). Л., 1989.
- Кожевников (1907) — КожевниковВ.А. Значение А.А. Иванова в религиозной живописи. М., 1907. 4 с.
- Копировский (2014) — КопировскийА.М. Система монументальных росписей Александра Иванова («Библейские эскизы») — богословие внутри религиоведения // Вестник РХГА. 2014. Т. 15. № 2. С. 65-73.
- Лифшиц (1986) — Лифшиц М. Ответы на анкету редакции «Методологического сборника» ИМЛИ имени А. М. Горького АН СССР // Вопросы литературы. 1986. № 12. С. 94.
- Машковцев (1916) — Машковцев Н. Творческий путь Александра Иванова // Аполлон. 1916. № 6-7. С. 1-39.
- Ракова (1960) — Ракова М.А. А. Иванов. М.: Искусство, 1960. 54 с.
- Степанова (2011) — Степанова С.С. Русская живопись эпохи Карла Брюллова и Александра Иванова. Личность и художественный процесс. СПб.: Искусство-СПб, 2011. 287 с., 32 л. цв. ил.
- Троица Андрея Рублева (1989) — Троица Андрея Рублева. Антология. М., 1989.
- Философов (1901) — Философов Д.В. Иванов и Васнецов в оценке Александра Бенуа // Мир искусства. 1901. № 10. С. 217-233.
- Хомяков (1858) — Хомяков А. С. Картина Иванова: Письмо к редактору // Русская беседа. 1858. Кн. I. С. 1-22.
- Цветаева (2012) — Цветаева М.Н. Христианский взгляд на русское искусство: от иконы до авангарда. СПб., 2012.