Реликты культа змеи у хакасов в конце XIX - середине XX века

Автор: Бурнаков В.А., Бурнаков А.А.

Журнал: Археология, этнография и антропология Евразии @journal-aeae-ru

Рубрика: Этнография

Статья в выпуске: 2 т.47, 2019 года.

Бесплатный доступ

В статье на основе фольклорных и этнографических материалов, часть из которых вводится в научный оборот, реконструируется и анализируется мифоритуальный комплекс хакасов, связанный со змеей. Доказывается, что в мировоззрении хакасов представления о змее занимали одно из важнейших мест, ее образ наделялся многообразной символикой. В традиционных представлениях змея имела статус священного животного и была включена в круг воззрений о жизни и смерти. Определено, что змея играла большую роль в практиках мистического посвящения, в т.ч. шаманского. Она воспринималась в качестве одного из духов-покровителей. Прослежено, что традиционное сознание хакасов допускало возможность заключения брачных союзов между избранными людьми и змеями, являвшимися в образе прекрасных дев. Такой союз, как считалось, приносил человеку всевозможные материальные блага и удачу. Он был непродолжительным. В традиционном мировоззрении змея воспринималась как потустороннее существо, наделенное огромным магическим потенциалом. Сакральная сущность указанной рептилии устойчиво отождествлялась с некоторыми природными стихиями и объектами, такими как вода и горы. Змея нередко осмыслялась в качестве горного духа. Показано, что культ горы был одним из структурообразующих элементов мифоритуального комплекса хакасов. С образом горы связан ряд представлений, имеющих отношение к идее сакрального центра, плодородия и почитания предков. Важное место в них отводилось змее. Она выступала в качестве мистического благодетеля и дарителя людям магических сил и способностей. Вера в священную сущность змеи обусловливала ее включенность в народную медицину хакасов и широкое использование в бытовой магии.

Еще

Хакасы, культура, мировоззрение, фольклор, мифология, обряд, символика, образ, змея

Короткий адрес: https://sciup.org/145145929

IDR: 145145929   |   DOI: 10.17746/1563-0102.2019.47.2.122-130

Список литературы Реликты культа змеи у хакасов в конце XIX - середине XX века

  • Адрианов А.В. Очерки Минусинского края. – Томск: [Паровая типо-литография П.И. Макушина], 1904. – 61 с.
  • Бурнаков В.А. Духи среднего мира в традиционном мировоззрении хакасов. – Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2006. – 208 с.
  • Бутанаев В.Я., Торбостаев К.М. Офиолатрия // Энциклопедия Республики Хакасия. – Абакан: Поликор, 2007. – С. 27–28.
  • Девушка и лесные братья // Золотая чаша. Хакасские народные сказки и предания. – Красноярск: Кн. изд-во, 1975. – С. 79–81.
  • Дочь старика // Хакасские народные сказки. – Новосибирск: Омега принт, 2014. – С. 513–515. – (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока; т. 33).
  • Дыренкова Н.П. Тюрки Саяно-Алтая: статьи и этнографические материалы. – СПб.: МАЭ РАН, 2012. – 408 с.
  • Золотая чаша // Золотая чаша. Хакасские народные сказки и предания. – Красноярск: Кн. изд-во, 1975. – С. 47–53.
  • Иванов С.В. К вопросу о значении изображений на старинных предметах культа у народов Саяно-Алтайского нагорья // Сб. МАЭ. – М.; Л., 1955. – Т. 16. – С. 165–264.
  • Карачаков С.Е. Чоныма ӧдiзiм айландарчам (Возвращаю свой долг). – Абакан: Хак. кн. изд-во, 2004. – 112 с. (на хак. яз.).
  • Кастрен М.А. Путешествие в Сибирь (1845–1849). – Тюмень: Изд-во Ю. Мандрики, 1999. – 352 с.
  • Катанов Н.Ф. Народные способы лечения у сагайцев // Деятель. – 1899. – № 10. – С. 394–395.
  • Катанов Н.Ф. Наречия урянхайцев (сойотов), абаканских татар и карагасов: (Образцы народной литературы тюркских племен, изданные В.В. Радловым). – СПб.: Имп. Академия Наук, 1907. – Т. 9. – 640 с.
  • Катанов Н.Ф. Предания присаянских племен о прежних делах и людях // Зап. РГО: сборник в честь семидесятилетия Григория Николаевича Потанина, 1909. – Т. ХХХIV. – С. 265–288.
  • Костров Н.А. Очерки быта минусинских татар // Тр. IV археол. съезда. – Казань [б.и.], 1884. – Т. 1. – С. 208–248.
  • Латкин Н.В. Енисейская губерния, ее прошлое и настоящее. – СПб.: Тип. и лит. В.А. Тиханова, 1892. – 467 с.
  • Охотник и Змей-хан // Мифы и легенды хакасов. – Аба- кан: Хак. кн. изд-во, 2006. – С. 22–24.
  • Паян Хыс // Мифы и легенды хакасов. – Абакан: Хак. кн. изд-во, 2006. – С. 68–72.
  • Потапов Л.П. Алтайский шаманизм. – Л.: Наука, 1991. – 320 с.
  • Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – М.: Лабиринт, 2009. – 332 с.
  • Сунчугашев Я.И. Хам сӧстерi (Шаманские слова) // Ахтасхыл. – 1991. – № 39. – С. 140–149 (на хак. яз.).
  • Табанах матыр // Хакасские народные сказки. – Новосибирск: Омега принт, 2014. – С. 375–383. – (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока; т. 33).
  • Трояков П.А. Героический эпос хакасов и проблемы изучения. – Абакан: Хак. кн. изд-во, 1991. – 326 с.
  • Чеснов Я.В. «Культ онгонов» или «эффективность символов»? (К интерпретации магического лечения у абхазов) // Этногр. обозрение. – 1993. – № 2. – С. 75–88.
Еще
Статья научная