Реорганизация советского праздничного календаря в 1945-1950-е гг

Автор: Шаповалов Сергей Николаевич

Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc

Рубрика: История

Статья в выпуске: 1, 2015 года.

Бесплатный доступ

В статье рассмотрены основные тенденции преобразования праздничного календаря в послевоенный период и в первой половине 1950-х гг. Основной упор в статье сделан на исследовании государственных праздников. Выделены основные причины включения в календарь новых советских праздников. Исследованы основные формы проведения календарных праздников в рассматриваемый период.

Выходной день, государственный праздник, новый год, реорганизация, праздник, день победы, праздничный календарь, торжество

Короткий адрес: https://sciup.org/14940620

IDR: 14940620

Текст научной статьи Реорганизация советского праздничного календаря в 1945-1950-е гг

После успешного окончания Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в СССР началось длительное и крайне тяжелое возвращение к показателям и стандартам мирной жизни. В производственные планы и массовое сознание внедрялись идеи скорейшего достижения и преодоления довоенных темпов развития. От населения страны, как и в предшествующие годы, требовали самоотверженного труда на благо Родине. Существовала вполне объективная потребность не только в увеличении эффективности труда, но и высвобождении дополнительного рабочего времени и сокращении бюджетных расходов. В этих условиях дорогостоящие торжественные мероприятия и праздники не вписывались в общую картину восстановительного и созидательного труда.

Одним из путей решения этой проблемы стала реорганизация праздничного календаря. Ее характерной чертой являлось уменьшение числа праздников, обладавших статусом выходного дня, и использование имеющихся торжеств для активизации трудовой деятельности населения. Прежде всего это затронуло государственные праздники, которые, в силу своего особого положения, во-первых, являлись выходными днями, а во-вторых, требовали серьезных материальных и людских затрат на их подготовку и проведение. Поэтому сокращение количества выходных дней позволяло не только увеличивать продолжительность трудового времени, но и экономить денежные средства. Такой поворот в отношении праздников был неновым и уже имел место в конце 1920-х и в начале 1940-х гг.

Действовавший после окончания Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. табель-календарь включал в себя такие государственные праздники, как: День памяти В.И. Ленина и 9 января 1905 г. (22 января); День Всемирного праздника трудящихся (1 мая); Праздник Победы (9 мая); Праздник Победы над Японией (3 сентября); годовщина Октябрьской социалистической революции (7 и 8 ноября); День Сталинской Конституции (5 декабря) [1, л. 1].

Из всей совокупности торжеств лишь праздники Победы были внесены в календарь в 1945 г. после завершения военных действий против Германии и Японии. Сложившийся в результате этих событий послевоенный праздничный календарь впервые в своей истории состоял не из заимствованных праздников, как наблюдалось ранее, а из дней, имевших колоссальное идеологическое и символическое значение для Советского государства. Календарь носил достаточно милитаризированный характер, так как включал в число праздничных дней два военных праздника.

Внесенные в календарь в 1945 г. торжества так и не успели обрести и выработать собственные праздничные ритуалы и традиции. Все формы проведения Дня Победы над фашистской Германией за исключением вечернего салюта повторяли типичные сценарии советских праздников довоенного периода. Например, празднование 9 мая в 1947 г. сопровождалось народными гуляниями в парках и на площадях, декорированием жилых домов, государственных и общественных зданий, улиц и площадей знаменами, плакатами и портретами руководителей партии и правительства, организацией патриотических выставок в музеях [2]. Лишь вечерний салют в столице и крупных советских городах относился к новой праздничной традиции, сформировавшейся в условиях военного времени.

Фактически День Победы в послевоенный период полномасштабно отмечался лишь два раза (в 1946 и 1947 гг.). С 23 декабря 1947 г. 9 мая (Праздник Победы) был объявлен рабочим днем [3]. Указ не отменял, а тем более не запрещал празднование Дня Победы над фашистской Германией, но фактически привел к свертыванию масштабных мероприятий, напоминавших о военной составляющей праздника.

Для подтверждения обратимся к опыту празднования Дня Победы над фашистской Германией в 1948 г. в Краснодаре. В этот день в городе состоялся общегородской массовый воскресник, участие в котором приняли несколько тысяч людей. Деятельность участников воскресника была направлена на реконструкцию трамвайных путей и улучшение инфраструктуры транспорта. Кроме того, в городе организовали народные гуляния, концертные выступления коллективов самодеятельности, детский праздник, блицтурнир футбольных команд и легкоатлетическую эстафету [4]. Ни одно из этих мероприятий напрямую не было связано с военной тематикой и символами Победы.

В этом же году в календарь была внесена еще одна поправка, причем изменение вновь коснулось недавно введенного государственного праздника - Праздника Победы над Японией. С 7 мая 1947 г. 3 сентября (Праздник Победы над Японией) стало рабочим днем [5]. С этого момента официальная информация о празднике практически перестала публиковаться. Постепенно Праздник Победы над Японией стал исчезать из общественного сознания.

Непродолжительная история празднования Дня Победы над Японией, по нашему мнению, была обусловлена рядом причин. Во-первых, война милитаристской Японии была объявлена СССР уже после завершения военных действий в Европе, поэтому она не воспринималась населением как вынужденная, всенародная, «священная война». Во-вторых, участие СССР в войне против Японии было непродолжительным - с 8 августа по 2 сентября 1945 г. (а фактически до 28 августа). Данное обстоятельство не умаляло боевых заслуг советского народа в разгроме Японии, но в сознании населения главной стала именно победа над Германией. Одним из доказательств этого может служить следующий пример. После 3 сентября 1947 г. (т. е. отмены выходного по случаю праздника) в средствах массовой информации перестали публиковать материалы и поздравления с Победой над Японией.

Некоторой компенсацией за уменьшение дней отдыха в календаре можно рассматривать Указ Президиума Верховного Совета от 23 декабря 1947 г. «Об объявлении 1 января нерабочим днем» [6]. Этот праздник ранее был выходным днем в период с 1918 по 1929 гг. В предшествовавший период новогоднее торжество вобрало в себя множество ритуалов и традиций. Среди них: декорирование помещений, обмен подарками и сувенирами, устройство новогодних елок для детей и школьников и вечеров для взрослого населения, обмен поздравительными письмами, открытками и телеграммами, телефонными звонками с поздравлениями, организация новогодних базаров и ярмарок с широким ассортиментом товаров [7, л. 433].

Феномен Нового года заключался в том, что в послевоенный период он «прижился» без помощи со стороны партии и правительства. Более того, он завоевал огромную популярность среди населения, став коллективным и семейным праздником за минимально короткий срок. Возможно, это было обусловлено тем, что Новый год, ставший преемником Рождества, был уникальным связующим звеном между поколениями, родившимися в дореволюционной России, в постреволюционной стране и в послевоенный период. Это был единственный государственный праздник, в котором официальная символика не воспринималась населением как внешняя, «навязанная». Красные звезды на вершине елей, Кремль и куранты органично вошли в его структуру вместе с елочными игрушками, в которых запечатлевались успехи и достижения государства.

Тем не менее новогоднее торжество теснейшим образом было связано и с официальными мероприятиями, которые предваряли праздник. Накануне Нового года подводились итоги соревнования, развития различных отраслей народного хозяйства, выполнения пятилетних планов. К празднику выдавались премии разного достоинства, происходило награждение медалями, почетными званиями и грамотами, вручались подарки; устраивались праздничные вечера [8, л. 134].

На этом реорганизация праздничного календаря не была завершена. В начале 1950 г. еще один календарный праздник лишился статуса выходного дня. С 7 августа 1951 г. День памяти В.И. Ленина и 9 января 1905 г. (22 января) был объявлен рабочим днем [9, с. 54]. Подобное решение объяснялось типичными официальными причинами: «многочисленными пожеланиями трудящихся» и «заявлениями от профсоюзных и других общественных организаций», по мнению которых нерабочий праздничный день не соответствовал характеру траурных событий.

Изменение статуса этого праздника, по всей видимости, было связано с тем, что он не мог быть использован для трудовой мобилизации населения. Этому способствовало как само символическое значение дня (траурно-торжественное), так и формы его проведения. Традиционно в преддверии годовщины памяти В.И. Ленина на предприятиях, в МТС, совхозах, колхозах, учреждениях, образовательных заведениях, библиотеках, клубах, избах-читальнях, театрах и кино читались доклады и лекции, проводились беседы, демонстрировались кинокартины, пьесы и выставки, посвященные жизни и деятельности В.И. Ленина. Непосредственно в день «празднования» годовщины проводились торжественно-траурные собрания [10, л. 65 об]. Подобный характер «праздника» не позволял проводить ударные кампании и другие соревновательные состязания.

После проведенных реорганизации советский праздничный календарь по состоянию на 1952 г. стал содержать всего 4 праздника и 6 праздничных дней. Фактически государственных праздников осталось только три, так как Новый год в массовом сознании выступал больше как приватный, а не общественно-политический праздник. В подобном виде праздничный календарь просуществовал вплоть до середины 1950-х гг.

  • 4 января 1955 г. ЦК КПСС принял постановление «О дне памяти В.И. Ленина», в котором подчеркивалось, что «целесообразно отмечать память В.И. Ленина не в день его смерти… а в день рождения – 22 апреля, придав этой дате значение праздника…» [11, с. 54].

Изменение партийной и государственной позиции в отношении Дня памяти В.И. Ленина, по нашему мнению, было обусловлено чисто идеологическими соображениями. После смерти И.В. Сталина новому руководство партии и правительства было жизненно необходимо возвратить и закрепить в общественном сознании тезис о том, что КПСС продолжает политику В.И. Ленина. Это придавало легитимность политической верхушке, находившейся у власти. Кроме того, в стране уже был апробирован опыт проведения Дня памяти И.В. Сталина в 1954 г., что тем более актуализировало возвращение в жизнь «ленинского дня».

  • 15 марта 1955 г. Президиум ЦК КПСС, рассмотрев вопрос «О 85-й годовщине со дня рождения В.И. Ленина», постановил: «Провести годовщину как всенародный праздник, под знаменем мобилизации трудящихся на строительство коммунизма…» [12, л. 35]. Последовавшее в апреле 1955 г. празднование годовщины со дня рождения В.И. Ленина включало в себя чтение лекций, докладов, проведение бесед, выступления по радио, публикацию в печати сведений о жизни и деятельности В.И. Ленина. Повсеместно происходили торжественные заседания, собрания и демонстрации. Неотъемлемой частью празднования стала традиция проведения субботников, которая прочно утвердилась в общественном сознании.

Включение в календарь в качестве праздника годовщины со дня рождения В.И. Ленина (без статуса выходного дня) ознаменовало поворот в отношении к государственным праздникам – от сокращения их числа к увеличению. Этому способствовало успешное восстановление сельскохозяйственного и промышленного производства страны, преодоление негативных последствий Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Немаловажным было стремление продемонстрировать достижения социалистической системы как собственным гражданам, так и союзным социалистическим странам, делегации которых периодически посещали страну и даже присутствовали на различных празднованиях.

Подводя итоги, можно отметить, что реорганизация советского праздничного календаря в 1945–1950-е гг. осуществлялась преимущественно за счет сокращения числа государственных праздников, обладавших статусом выходного дня. Следствием этого было высвобождение времени для труда и экономия средств, отпускаемых на организацию праздников. В результате праздничный календарь сократился до четырех государственных праздников и шести праздничных дней. Лишь с середины 1950-х гг. наметилась тенденция к количественному росту праздничных дней в календаре, которая, однако, не привела к увеличению числа выходных дней.

Ссылки:

  • 1.    Центр документации новейшей истории Краснодарского края (ЦДНИКК). Ф. 1774-Р. Оп. 2. Д. 1445.

  • 2.    Правда. 1947. 10 мая.

  • 3.    Ведомости Верховного Совета СССР. 1947. № 45.

  • 4.   Советская Кубань. 1948. 11 мая.

  • 5.    Ведомости Верховного Совета СССР. 1947. № 17.

  • 6.  Там же. № 45.

  • 7.    Государственный архив Краснодарского края (ГАКК). Ф. Р-988. Оп. 2. Д. 364.

  • 8.    Келлер Е.Э. Праздничная культура Петербурга: очерки истории. СПб., 2001.

  • 9.    Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР 1938–1975. М., 1975. Т. 3.

  • 10.    Центр документации новейшей истории Ростовской области (ЦДНИРО). Ф. 9. Оп. 1. Д. 736.

  • 11.    Сборник законов СССР…

  • 12.    ЦДНИРО. Ф. 9. Оп. 1. Д. 1911.

Список литературы Реорганизация советского праздничного календаря в 1945-1950-е гг

  • Центр документации новейшей истории Краснодарского края (ЦДНИКК). Ф. 1774-Р. Оп. 2. Д. 1445.
  • Правда. 1947. 10 мая.
  • Ведомости Верховного Совета СССР. 1947. № 45.
  • Советская Кубань. 1948. 11 мая.
  • Ведомости Верховного Совета СССР. 1947. № 17.
  • Государственный архив Краснодарского края (ГАКК). Ф. Р-988. Оп. 2. Д. 364.
  • Келлер Е.Э. Праздничная культура Петербурга: очерки истории. СПб., 2001.
  • Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР 1938-1975. М., 1975. Т. 3.
  • Центр документации новейшей истории Ростовской области (ЦДНИРО). Ф. 9. Оп. 1. Д. 736.
  • Сборник законов СССР.
  • ЦДНИРО. Ф. 9. Оп. 1. Д. 1911.
Статья научная