Репрезентация карьеры писателя-беллетриста в романе Д.В. Григоровича "Проселочные дороги"

Автор: Козлов Алексей Евгеньевич

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Русская литература и литература народов России

Статья в выпуске: 3 (62), 2022 года.

Бесплатный доступ

В конце 1840-х гг. Д.В. Григорович, как и многие его современники, обращается к сюжету, связанному с карьерой писателя-беллетриста. Часто такой сюжет предполагал негативные сценарии, связанные с духовной или физической гибелью молодого мечтателя. В статье показано влияние сюжетной схемы «Утраченных иллюзий» О. Бальзака и концепции «Человеческой комедии» на замысел произведений «Неудачи» и «Проселочные дороги». В частности, в обоих произведениях литература и живопись понимаются как вещь и товар, экономические свойства которых первичны по отношению к эстетическим. В то же время, работая над первым в своей карьере романом «Проселочные дороги», Григорович ориентировался на образцы английской романистики (Ч. Диккенс, У. Теккерей) и «Мертвые души» Н.В. Гоголя, однако отказывался от профетического пафоса своих предшественников. Руководствуясь фабульными и характерологическими образцами, Григорович строил названный им «роман без интриги» по принципу романа-фельетона. Особого внимания в этом контексте заслуживает история начинающего литератора Аполлона Егорьевича Дрянкова - приживальщика в доме влиятельных провинциальных помещиков. Отталкиваясь от названия романа «Непризнанная индейка», автор статьи показывает возможные варианты интерпретаций и траектории прочтения этого произведения, в том числе указывая на возможную автопародию, а также показывает точки соприкосновения автора и его героя в плоскости текста. Статья подготовлена к 200-летнему юбилею Григоровича и 170-летнему юбилею первой публикации романа «Проселочные дороги» в журнале «Отечественные записки».

Еще

Русский роман xix века, григорович, бальзак, рефлексия и нарратив, вторичность и альтернативность, литературная репутация

Короткий адрес: https://sciup.org/149141324

IDR: 149141324   |   DOI: 10.54770/20729316-2022-3-125

Список литературы Репрезентация карьеры писателя-беллетриста в романе Д.В. Григоровича "Проселочные дороги"

  • Акимова Н.Н. Художник в русской беллетристике эпохи романтизма // Научные труды. 2015. № 35. С. 118-138.
  • Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1975. 504 c.
  • Вдовин А.В. «Неведомый мир»: русская и европейская эстетика и проблема репрезентации крестьян в литературе середины XIX века // Новое литературное обозрение. 2016. Т. 146. № 5. С. 287-315.
  • Вокруг романа «Проселочные дороги»: переписка Д.В. Григоровича и А.А. Краевского 1850-1852 годов // Русская литература. 2022. № 2. С. 146-160.
  • Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. О литературном герое. М.: Азбука-Атикус, 2016. 704 с.
  • Григорович Д.В. Записи названий деревень и [произведений, которые он собирался написать], женских и мужских прозвищ, наблюдений // РГАЛИ. Ф. 138. Оп. 2. Ед. хр. 2.
  • Григорович Д.В. Проселочные дороги // Григорович Д.В. Собрание сочинений: в 12 т. Т. 3. СПб.: Издание А.Ф. Маркса, 1896. 387 с.
  • Григорьев А. Отживающие в литературе явления. Prolegomena. Григорович // Эпоха. 1864. № 7. С. 1-26.
  • Жиличева Г.А. Функции металепсисов в романах постсимволизма // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2018. № 54. C. 194-205.
  • Журавлева А.И. Кое-что из былого и дум. М.: Изд-во МГУ, 2013. 272 с.
  • Зенкин С.Н. Натурщица и шедевр (Бальзак и его продолжатели) // Studia Litterarum. 2018. Т. 3. № 1. С. 10-57.
  • Киселева Л.Н. Проблема включения второстепенных писателей в литературный канон (на примере А.А. Шаховского) // Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка. 2019. № 1. С. 27-33.
  • Козлов А.Е. Рефлексия и нарратив в «романе без интриги» Д.В. Григоровича «Проселочные дороги» // Вестник Томского государственного университета. 2017. № 421. С. 5-11.
  • Лотман Л.М. Григорович // История русской литературы: в 10 т. Т. 7. М.; Л.: Наука, 1955. С. 301-339.
  • Мещеряков В.П. Григорович: писатель и искусствовед. М.: Художественная литература, 1985. 176 с.
  • Пономарева А.А. Литературные сюжетные коды в беллетристике 1850-х годов: дис. ... к. филол. н: 10.01.01. Новосибирск, 2017. 196 с.
  • Русская литература в 1852-м году // Отечественные записки. 1853. № 1. C. 1-45.
  • Сильман Т.И. Диккенс. Очерки творчества. Л.: Наука, 1970. 303 с.
  • «Современник» против «Москвитянина». Литературно-критическая полемика первой половины 1850-х годов / Изд. подгот. А.В. Вдовин, К.Ю. Зубков, А.С. Федотов. СПб.: Нестор-История, 2015. 872 с.
  • Тюпа В.И. Автор и нарратор в истории русской литературы // Критика и семиотика. 2020. № 1. С. 22-39.
  • Успенский П.Ф., Федотов А.С. Гражданское как интимное: дискурсивный контрапункт в стихотворении Н.А. Некрасова «Ночь. Успели мы всем насладиться.» // Русская литература. 2021. № 4. С. 38-51.
  • Феномен творческой неудачи / Под ред. А.В. Подчиненова, Т.А. Снигиревой. Екатеринбург: Изд-во УрФУ, 2011. 424 с.
  • Феномен творческой неудачи / Под ред. А.В. Подчиненова, Т.А. Снигиревой. М.: Юрайт, 2018. 484 с.
  • Шмид В. Нарратология. М.: ЯСК, 2005. 312 с.
  • Ямпольский И.Г. Из истории литературной борьбы начала 1840-х годов («Петербургский фельетонист» и «Литературная тля» И.И. Панаева) // Поэты и прозаики. Статьи о русских писателях XIX - начала XX века. Л.: Советский писатель, 1986. С. 92-110.
  • Brunson M. Russian Realisms: Literature and Painting, 1840-1890. Illinois: Northern Illinois University Press, 2016. 264 p.
  • Harris W.V. Bakhtinian Double Voicing in Dickens and Eliot // English Literary History. 1990. Vol. 57(2). No. 2. P. 445-458.
  • Paganoni M.C. The Magic Lantern: Representation of the Double in Dickens. New York: Routledge, 2008. 212 p.
Еще
Статья научная