Репрезентация сакрального в современных западных исследованиях

Бесплатный доступ

В статье исследуется эволюция понимания сакрального в современной западной исследовательской традиции. Сфера сакрального привлекает пристальное внимание современных учёных и философов, выходят в свет многочисленные работы о сакральном пространстве и времени, сакральных текстах и коммуникациях, сакральной социологии, «небожественном» сакральном, симуляции сакрального в современном киноискусстве и т.п. Социальную природу мифа и сакрального исследовал Эмиль Дюркгейм, занимая последовательную позитивистскую и рационалистскую позицию в социологии. Его представления оказали сильное влияние на последующие концепции сакрального и научные концепции религии как необходимого социального феномена. Французская социологическая мысль, представленная именами Дюркгейма, Леви-Брюля, Мосса, накопила большой пласт этнографических знаний, дальнейшей разработкой которых занимались представители Колледжа социологии Жорж Батай, Руже Кайуа, Мишель Лейрис и другие, которые предложили свои теории сакрального. В новых исторических и социальных реалиях миф и сакральное парадоксальным образом выступают как способы рационализации постсекулярного мира, сакральное понимается и как трансгрессия за рамки обыденного опыта и представлений.

Еще

Сакральное, миф, религия, первобытная культура, трансгрессия, постсекулярное общество

Короткий адрес: https://sciup.org/144162044

IDR: 144162044   |   DOI: 10.24412/1997-0803-2021-199-26-33

Список литературы Репрезентация сакрального в современных западных исследованиях

  • Батай Ж. «Проклятая часть»: сакральная социология. Москва : Ладомир, 2006. 742 с.
  • Воеводина Л. Н. Мифология и культура = Mithology and Culture. Москва : Институт общегуманитарных исследований, 2002. 356 с.
  • Гриненко Г. В. Сакральные тексты и сакральная коммуникация : Логико-семиотический анализ вербальной магии. Москва : Новый век, 2000. 445 с.
  • Дюркгейм Э. О разделении общественного труда / [перевод с французского А. Б. Гофмана]. Москва : Канон, 1996. 430 с.
  • Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни // Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения : антология. Том 2 / перевод с английского, немецкого, французского, сост. и общ. ред. : А. Н. Красникова. Москва : Канон +, 1998. С. 174-230.
  • Кайуа Р. Двойственность сакрального // Коллеж социологии. 1937-1939 / составлено Дени Олье ; перевод с французского Ю. Б. Бессоновой, И. С. Вдовиной, Н. В. Вдовиной, В. М. Володина ; под редакцией В. Ю. Быстрова. Санкт-Петербург : Наука, 2004. С. 239.
  • Коллеж социологии. 1937-1939 / составлено Дени Олье ; перевод с французского Ю. Б. Бессоновой, И. С. Вдовиной, Н. В. Вдовиной, В. М. Володина ; под редакцией В. Ю. Быстрова. Санкт-Петербург : Наука, 2004. 607 с.
  • Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. Москва : ОГИЗ, 1937. XXXII+518 с.
  • Мосс М. Социальные функции священного / [перевод с французского под ред. Утехина И. В.]. Санкт-Петербург : Евразия, 2000. 446 с.
  • Пелипенко А. А. Дуалистическая революция и смыслогенез в истории. Москва : МГУКИ, 2007.434 с.
  • Фрэзер Дж. Золотая ветвь. Исследования магии и религии / перевод с английского М. К. Рыклиной. Москва : Политиздат, 1980. 831 с.
  • Хюбнер К. Истина мифа / [перевод с немецкого И. Касавиной ; перевод справочного аппарата И. Шишкова]. Москва: Республика, 1996. 446 с.
  • Элиаде М. Священное и мирское / перевод с французского, предисл. и коммент. Н. К. Гарбовского. Москва : Изд-во МГУ, 1994. 144 с.
  • Rougemont D. de Journal d'une époque (1926-1946). Paris, 1948.
Еще
Статья научная