Решение общего собрания членов товарищества собственников жилья: проблемы исполнения и правовые последствия
Автор: Газизуллина Лилия Закиевна
Журнал: Общество: политика, экономика, право @society-pel
Рубрика: Право
Статья в выпуске: 7, 2018 года.
Бесплатный доступ
В статье отмечается, что исполнение решения общего собрания членов товарищества собственников жилья чаще всего осуществляется через необходимость осуществления субъективной гражданской обязанности и посредством реализации субъективного гражданского права. Автором обосновано, что в отношениях, возникающих в ходе исполнения решения общего собрания членов товарищества собственников жилья, слабой стороной могут быть не только члены товарищества, но и само товарищество собственников жилья. Кроме того, определено, что исполнению решения общего собрания членов товарищества собственников жилья свойственны следующие особенности: во-первых, оно имеет двуединую сущность; во-вторых, может быть выражено в форме действия либо бездействия; в-третьих, может порождать субъективное право, субъективную обязанность и запреты; в-четвертых, имеет обязательный характер.
Товарищество собственников жилья, решение собрания, общее собрание членов товарищества собственников жилья, исполнение решения, слабая сторона, обязательственные правоотношения
Короткий адрес: https://sciup.org/149132387
IDR: 149132387 | DOI: 10.24158/pep.2018.7.8
Текст научной статьи Решение общего собрания членов товарищества собственников жилья: проблемы исполнения и правовые последствия
Оценка качества решений общего собрания членов товарищества собственников жилья зависит не только от соблюдения процедуры проведения общих собраний [1, p. 1550], но и от полноты и своевременности исполнения принятых на подобных собраниях решений. Важность правоотношений, возникающих в результате принятия решений общим собранием членов товарищества собственников жилья (далее – товарищество, ТСЖ), бесспорна. Так, по утверждению Н.Н. Слабоспицкой, которая ссылается на исследования Л.С. Явича, полнота сущности и истинность предназначения права зависят от последовательности его реализации [2, с. 3]. Действительно, истинное предназначение принятых решений общего собрания раскрывается в качестве их исполнения, в эффективности правореализации.
Законодательство, судебная и правоприменительная практика подтверждают наличие проблем исполнения решения собраний, «требующих комплексного, системного научно-теоретического и практического подхода с целью усовершенствования действующих юридических механизмов и правовых средств (правовых инструментов)» [3, с. 154].
Исполнение решения общего собрания членов товарищества собственников жилья чаще всего осуществляется: 1) через необходимость осуществления субъективной гражданской обязанности и 2) реализацию субъективного гражданского права.
Под обязанностью как специальной правовой категорией понимают предписанную обязанному лицу меру необходимого поведения, которой лицо должно следовать в соответствии с требованиями управомоченного в целях удовлетворения его интересов [4, с. 46].
По мнению Н.И. Матузова, юридическая обязанность - это точная мера общественно необходимого, наиболее разумного и целесообразного поведения, направленного на удовлетворение интересов общества и личности [5, с. 30]. Исполнение субъективной гражданской обязанности предполагает: 1) осуществление обязанным субъектом действий, которые составляют содержание обязанности, либо 2) воздержание от запрещенных действий [6, с. 154].
Безусловно, большинство решений общего собрания членов товарищества собственников жилья исполняются посредством осуществления обязанным лицом определенных действий. Это обусловлено компетенцией высшего органа управления товарищества.
По данным Ново-Савиновского районного суда города Казани рост количества дел о взыскании задолженности товариществами собственников жилья в 2017 г. по сравнению с 2015 г. составил 3,2 % [7]. Соответственно, рост числа судебных исков ТСЖ к членам товарищества, например, по вопросу принудительного взыскания обязательных платежей и взносов членов товарищества свидетельствует о том, что механизм исполнения решений общего собрания членов товарищества собственников жилья несовершенен. Ведь исполнение решения собрания предполагает не только формальное (абстрактное) исполнение (обращение товарищества собственников жилья в судебные органы с заявлением о восстановлении нарушенного имущественного права и получение соответствующего судебного акта), но и фактическое (реальное) исполнение (уплата обязательных платежей и взносов).
Поскольку исполнение решения общего собрания членов товарищества собственников жилья предполагает возникновение обязательственных правоотношений, считаем необходимым рассмотреть вопрос слабой стороны указанных правоотношений.
«Слабая сторона» - это научный термин, используемый для удобства характеристики распределения прав и обязанностей между сторонами обязательства, объяснения важности установления «несимметричности», несопоставимости прав и обязанностей субъектов [8, с. 46]. В настоящее время данный термин не используется ни в Гражданском кодексе, ни в иных нормативных правовых актах. Это объясняется тем, что при осуществлении субъективных прав и исполнении субъективных обязанностей можно обнаружить слабое место, уязвимость реализации права или его защиты в конкретной юридической конфигурации состояния прав и обязанностей сторон. В свою очередь, Конституционный суд РФ применяет термин «слабая сторона» в своих актах [9] и тем самым осуществляет интерпретационную деятельность в контексте правовых принципов, имеющих фундаментальное значение для всей системы законодательства [10]. Как следствие, использование указанного термина «слабая сторона» обоснованно [11, с. 230-232].
Слабая сторона в отношениях, возникающих в связи с исполнением решения общего собрания членов товарищества собственников жилья, - это условное обозначение субъекта отношений, который в сравнении с другими субъектами обладает меньшим объемом прав, возможностей. Сопоставление объема таких возможностей субъектов правоотношений является «конституирующим определяющим критерием установления “слабой” и “сильной” сторон» [12, с. 21].
Е.В. Вавилин выделяет несколько ситуаций, когда сторону можно признать слабой [13, с. 76]. Первая ситуация - номинативная - предполагает, что из двух сторон в обязательстве сторона, на которую возложены обязанности совершить определенные действия либо воздержаться от совершения действий, является слабой. Именно должник несет риск невозможности исполнения лежащей на нем обязанности, и он может испытать риск неблагоприятных последствий в связи с применением мер гражданско-правовой ответственности. В свою очередь реализация мер гражданско-правовой ответственности «объективно ведет к ослаблению материального положения должника» [14]. Таким образом, с этой точки зрения (номинативное значение) членов товарищества собственников жилья можно признать слабой стороной.
Вторая ситуация - формальная, нормативная - основывается на анализе и систематическом толковании гражданского законодательства. Принцип защиты слабой стороны подразумевает, что защите подлежат субъекты, имеющие права, а не те, кто их нарушил. В связи с этим считаем необходимым привести статистику исполняемости судебных решений. Согласно официальным данным, размещенным на сайте Управления федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Республике Татарстан, общее количество исполнительных производств в 2016 г. составило 1 973 304, в 2017 г. - 2 207 580 (+11,9 %). Из них окончено в 2016 г. 1 238 471 (62,8 % от общего числа исполнительных производств), в 2017 г. - 1 216 077 (55,1 % от общего числа исполнительных производств), что на 7,7 % ниже показателей 2016 г. Фактическое исполнение в 2016 г. составило 862 092 исполнительных производства (43,7 % от общего числа исполнительного производства), в 2017 г. - 899 523 (40,7 % от общего числа исполнительного производства), что на 3 % ниже показателей 2016 г. При этом общая сумма, подлежащая взысканию, в 2016 г. составила 148 117 481 р., в 2017 г. - 172 347 840 р. Фактически взысканная сумма в 2016 г. составила 12 695 139 р. (8,6 % от общей суммы, подлежащей взысканию), в 2017 г. -
-
12 552 195 р. (7,3 % от общей суммы, подлежащей взысканию), что на 1,3 % ниже показателей 2016 г. [15]. Вышеуказанные статистические данные свидетельствуют о низком уровне реального взыскания. Кроме того, по данным Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, задолженность по услугам жилищно-коммунального хозяйства в 2017 г. в РФ достигла 1,34 трлн р., в Республике Татарстан – 5,6 млрд р.
Таким образом, исходя из приведенных данных, можно сделать вывод, что, вопреки сложившемуся мнению, слабой стороной в части исполнения решения общего собрания членов могут выступать и товарищества собственников жилья.
Увеличению количества неоплаченных счетов по оплате жилищно-коммунальных услуг способствуют следующие обстоятельства:
-
1) перечень имущества, на которое нельзя обратить взыскание, предусмотренный ст. 446 Гражданско-процессуального кодекса РФ [16];
-
2) перечень видов доходов, на которые не может быть обращено взыскание, согласно ст. 101 федерального закона «Об исполнительном производстве» [17];
-
3) предусмотренная законодательством [18] возможность объявить себя банкротом.
Третья – договорная – предполагает, что слабой стороной будет признаваться тот субъект правоотношений, который обладает меньшим количеством материальных, организационных, информационных, профессиональных и других ресурсов, играющих определенную роль при осуществлении и защите субъективного права. С третьей позиции слабой стороной признают такого субъекта правоотношений, который в силу объективных обстоятельств в определенной ситуации является более слабым. Сильная же сторона, напротив, имеет объективную возможность навязывать, диктовать свои условия контрагентам [19, с. 77].
Таким образом, поскольку стороной может выступать и тот участник отношений, который, имея субъективное гражданское право, не имеет возможности по определенным объективным или субъективным обстоятельствам фактически реализовать это право [20], мы приходим к выводу, что в отношениях, возникающих в ходе исполнения решения общего собрания членов товарищества собственников жилья, слабой стороной могут быть не только члены товарищества, но и само ТСЖ.
Таким образом, определено, что исполнение решения общего собрания членов товарищества собственников жилья: 1) имеет двуединую сущность; 2) может быть выражено в форме действия либо бездействия; 3) может порождать субъективное право, субъективную обязанность и запреты; 4) имеет обязательный характер.
Дуализм исполнения решения общего собрания членов товарищества собственников жилья проявляется в том, что, во-первых, органы управления товарищества, исполняя его, реализуют свою исключительную компетенцию; во-вторых, его исполнение порождает, изменяет и прекращает права и обязанности у соответствующих субъектов.
Ссылки:
-
1. Gazizullina L.Z., Zaitsev V.V., Balabanova Yu.N. Features of Carrying Out of General Meeting of Copartners of Proprietors of Habitation // International Business Management. 2015. Vol. 9, iss. 6. P. 1550–1554.
-
2. Слабоспицкая Н.Н. Реализация норм трудового права : дис. … канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2013. 251 с.
-
3. Вавилин Е.В. Осуществление и защита гражданских прав. М., 2009. 360 с.
-
4. Толстой Ю.К. К теории правоотношения. Л., 1959. 88 с.
-
5. Матузов Н.И. О категориях «субъективное право» и «юридическая обязанность» в свете современного правового
развития // Личность и власть (конституционные вопросы) : межвуз. сб. науч. работ. Ростов н/Д., 1995. С. 25–45.
-
6. Вавилин Е.В. Указ. соч. С. 154.
-
7. Ново-Савиновский районный суд города Казани [Электронный ресурс] : офиц. сайт. URL: http://novo-sav-insky.tat.sudrf.ru/ (дата обращения: 10.07.2018).
-
8. Хабиров А.И. Гражданско-правовая защита прав сторон по договору займа по российскому законодательству : дис. … канд. юрид. наук. Казань, 2018. 216 с.
-
9. Малый А.Ф., Малая Т.Н. Роль решений Конституционного суда РФ в развитии регионального законодательства // Конституционная юстиция в политической и правовой системах России : материалы междунар. конституц. форума (15–16 дек. 2011 г.). Вып. 3. Саратов, 2012. С. 229–237.
-
10. Хабибуллина Г.Р. Роль межотраслевых принципов права в формировании правоинтерпретационной практики конституционных и уставных судов // Евразийский юридический журнал. 2015. № 2 (81). С. 197–199.
-
11. Малый А.Ф., Малая Т.Н. Указ. соч. С. 230–232.
-
12. Вавилин Е.В. Защита слабой стороны в обязательстве как цель правового регулирования // Шестой Пермский конгресс ученых-юристов (16–17 окт. 2015 г.) : избр. материалы / отв. ред. В.Г. Голубцов, О.А. Кузнецова. М., 2016. С. 21–38.
-
13. Вавилин Е.В. Механизм осуществления гражданских прав и исполнения обязанностей : дис. … д-ра юрид. наук. М., 2009. 425 с.
-
14. Там же.
-
15. Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан [Электронный ресурс] : офиц. сайт. URL: r16.fssprus.ru/2379652/ (дата обращения: 21.07.2018).
-
16. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 14 нояб. 2002 г. № 138-ФЗ : по сост. на 27 июня 2018 г. // Собрание законодательства РФ. 2002. № 46. 18 нояб. Ст. 4532.
-
17. Об исполнительном производстве : федер. закон от 2 окт. 2007 г. № 229-ФЗ : по сост. на 23 апр. 2018 г. // Там же. 2007. № 41. 8 окт. Ст. 4849.
-
18. О несостоятельности (банкротстве) : федер. закон от 26 окт. 2002 г. № 127-ФЗ : по сост. на 1 июля 2018 г. // Там же. 2002. № 43. 28 окт. Ст. 4190.
-
19. Вавилин Е.В. Механизм осуществления гражданских прав … С. 77.
-
20. Вавилин Е.В. Осуществление и защита субъективных прав слабой стороны в гражданском правоотношении // Рос
сийское правосудие. 2007. № 6. С. 31–37.
Список литературы Решение общего собрания членов товарищества собственников жилья: проблемы исполнения и правовые последствия
- Gazizullina L.Z., Zaitsev V.V., Balabanova Yu.N. Features of Carrying Out of General Meeting of Copartners of Proprietors of Habitation // International Business Management. 2015. Vol. 9, iss. 6. P. 1550-1554.
- Слабоспицкая Н.Н. Реализация норм трудового права: дис. … канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2013. 251 с.
- Вавилин Е.В. Осуществление и защита гражданских прав. М., 2009. 360 с.
- Толстой Ю.К. К теории правоотношения. Л., 1959. 88 с.
- Матузов Н.И. О категориях «субъективное право» и «юридическая обязанность» в свете современного правового развития // Личность и власть (конституционные вопросы): межвуз. сб. науч. работ. Ростов н/Д., 1995. С. 25-45.
- Ново-Савиновский районный суд города Казани [Электронный ресурс]: офиц. сайт. URL: http://novo-savinsky.tat.sudrf.ru/ (дата обращения: 10.07.2018).
- Хабиров А.И. Гражданско-правовая защита прав сторон по договору займа по российскому законодательству: дис. … канд. юрид. наук. Казань, 2018. 216 с.
- Малый А.Ф., Малая Т.Н. Роль решений Конституционного суда РФ в развитии регионального законодательства // Конституционная юстиция в политической и правовой системах России: материалы междунар. конституц. форума (15-16 дек. 2011 г.). Вып. 3. Саратов, 2012. С. 229-237.
- Хабибуллина Г.Р. Роль межотраслевых принципов права в формировании правоинтерпретационной практики конституционных и уставных судов // Евразийский юридический журнал. 2015. № 2 (81). С. 197-199.
- Вавилин Е.В. Защита слабой стороны в обязательстве как цель правового регулирования // Шестой Пермский конгресс ученых-юристов (16-17 окт. 2015 г.): избр. материалы / отв. ред. В.Г. Голубцов, О.А. Кузнецова. М., 2016. С. 21-38.
- Вавилин Е.В. Механизм осуществления гражданских прав и исполнения обязанностей: дис. … д-ра юрид. наук. М., 2009. 425 с.
- Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан [Электронный ресурс]: офиц. сайт. URL: r16.fssprus.ru/2379652/ (дата обращения: 21.07.2018).
- Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 14 нояб. 2002 г. № 138-ФЗ: по сост. на 27 июня 2018 г. // Собрание законодательства РФ. 2002. № 46. 18 нояб. Ст. 4532.
- Об исполнительном производстве: федер. закон от 2 окт. 2007 г. № 229-ФЗ: по сост. на 23 апр. 2018 г. // Собрание законодательства РФ. 2007. № 41. 8 окт. Ст. 4849.
- О несостоятельности (банкротстве): федер. закон от 26 окт. 2002 г. № 127-ФЗ: по сост. на 1 июля 2018 г. // Собрание законодательства РФ. 2002. № 43. 28 окт. Ст. 4190.
- Вавилин Е.В. Осуществление и защита субъективных прав слабой стороны в гражданском правоотношении // Российское правосудие. 2007. № 6. С. 31-37.