Результаты археологических исследований могильника Горноправдинский в полевом сезоне 2015 года
Автор: Кениг А.В., Зайцева Е.А.
Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas
Рубрика: Археология эпохи палеометалла и средневековья
Статья в выпуске: XXI, 2015 года.
Бесплатный доступ
В статье представлены предварительные итоги археологических раскопок могильника Горноправдинский в 2015 г. Могильник Горноправдинский расположен на правом берегу р. Иртыш в пос. Горноправдинск Ханты-Мансийского р-на Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Могильник является старым кладбищем с. Филинского, которое в конце XIX в. было административным центром Денщиковской вол. Тобольского округа. В настоящее время могильник находится в аварийном состоянии из-за осыпания берега р. Иртыш. Впервые археологические раскопки на памятнике были проведены в 2007 г. Площадь раскопок в 2015 г. составила 210 м 2. В ходе работ было вскрыто 36 могильных ям и изучено более 40 захоронений. В 10 могильных ямах располагалось от 2 до 4 захоронений. Большая часть захоронений была совершена в деревянных колодах. Антропологический материал, полученный в ходе раскопок, очень плохой сохранности. По половозрастному признаку изученные в 2015 г. захоронения представлены 9 мужскими и 23 женскими. Инвентарь включает коллекцию нательных крестов, кожаную обувь, одежду - штаны из сукна, фрагменты халата, пояса, платки и носки. Проведенные работы позволили расширить круг источников по материальной культуре русского старожильческого населения севера Западной Сибири в XVIII-XIX вв. Впервые были изучены погребения в деревянных колодах, крышки которых накрыты в несколько слоев берестой.
Западная сибирь, археология, раскопки, могильник горноправдинский, погребальный обряд
Короткий адрес: https://sciup.org/14522223
IDR: 14522223
Текст научной статьи Результаты археологических исследований могильника Горноправдинский в полевом сезоне 2015 года
В полевом сезоне 2015 г. авторами данной статьи были продолжены археологические раскопки могильника Горноправдинский. В исследованиях принимали участие специалисты по реставрации археологических артефактов – О.Л. Швец (Институт археологии и этнографии СО РАН, г. Но- восибирск), дендрохронологии – канд. ист. наук, З.Ю. Жарников, В.В. Баринов (Институт леса им. В. Н. Сукачева СО РАН, г. Красноярск), а также аспирантка М.О. Сидорова (Институт археологии и этнографии СО РАН, г. Новосибирск), врач судебно-медицинской экспертизы В.В. Зарубин (БУ ХМАО–Югры «Бюро судебно-медицинской экспертизы») и студенты первого курса Сургутского государственного университета.
Тема погребальной обрядности русского старожильческого населения Западной Сибири является одной из наиболее слабо раскрытых в сибирской науке [Татаурова, 2010]. А если говорить о территории севера Западной Сибири, то материалы исследований могильника Горноправдинский служат сегодня единственным источником, представляющим погребальную обрядность русского населения в XVIII–XIX вв. Цель настоящей статьи состоит во введении в научный оборот новых данных по погребальной обрядности населения Нижнего Иртыша XVIII–XIX вв.
В административном отношении могильник расположен в исторической части пос. Горно-правдинск Ханты-Мансийского р-на Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, на правом берегу р. Иртыш. По описаниям Г.Ф. Миллера, в 1740 г. на исследуемой территории располагался Филинский погост, здесь было 14 ямщицких дворов и церковь Вознесения Господня, построенная для остяков из юрт Филинских [История Сибири…, 1996, с. 268]. В конце XIX в. с. Филинское являлось административным центром Денщиковской вол. Тобольского округа [История…, 2012, с. 95–96].
Памятник был выявлен в 2005 г., когда в результате обрушения коренного берега р. Иртыш обнажилось несколько захоронений в деревянных колодах [Зайцева, Кениг, 2007]. Определить границы памятника в настоящее время не представляется возможным. Каких-либо ландшафтных признаков могильника на поверхности не фиксируется. Более того, на территории памятника располагается жилая застройка пос. Горноправдинск. И несмотря на то что берег Иртыша активно об-рушается, подходя вплотную к домам, местные жители не спешат их покидать. По рассказам старожилов, еще в 70–80-е гг. прошлого столетия по берегу, который к настоящему времени уже обвалился, проходили две улицы и стояли два ряда домов. О том, что берег активно разрушался еще в период функционирования кладбища (вторая половина XIX в.), мы узнали из чертежного плана с. Филинского, датированного 1878 г. В нем есть указание на необходимость переноса сельского кладбища в связи с активным осыпанием берега р. Иртыш [ГАТО в г. Тобольске, ф. 154, оп. 21]. Исходя из этого можно предположить, что боль- шая часть могильника уже утрачена и мы имеем дело с его периферией. Интересно еще и то, что жители домов, которые стоят на месте бывшего кладбища, ничего не знали о его существовании.
В ходе трех полевых сезонов (2007, 2008 и 2012 гг.) на памятнике были проведены археологические раскопки, общая площадь которых составила 268 м2 [Зайцева, 2008, 2009; Кениг, Зайцева, 2012]. Обнаружено 30 погребений, из которых 26 исследованы полностью, а 4 законсервированы (погр. № 16, 18–20).
В 2015 г. раскоп был заложен в южной части, свободной от современной жилой застройки. Общая площадь его составила 210 м2. Раскоп был разбит на три сектора, прирезанных к раскопу 2012 г. с целью доисследования выявленных ранее и законсервированных погребений, а также изучения южной части памятника.
По поверхности памятника, на которой был разбит раскоп, в настоящее время проходит грунтовая дорога, поэтому вскрывать верхний слой лопатами было крайне сложно. После снятия верхнего слоя на глубине 20–30 см от дневной поверхности в планиграфии было зафиксировано 36 могильных пятен подпрямоугольной, подквадратной и овальной формы. Большая часть погребений была ориентирована по оси ВСВ–ЗЮЗ. В десяти из зафиксированных на поверхности могильных ям располагалось несколько захоронений, количество которых варьирует от двух до четырех. В большинстве случаев это погребения женщин с детьми.
Глубина могильных ям составляла в среднем от 150 до 221 см от современной поверхности. Однако обращает на себя внимание погребение № 33, в котором захоронение фиксировалось на глубине 110 см от дневной поверхности и содержало останки трех умерших, которые располагались друг над другом. Дно могильной ямы фиксировалось на глубине 158 см.
Подавляющее большинство захоронений совершено в деревянных долбленых колодах – «домовинах». В силу плохой сохранности древесины на данных участках раскопов гробы по большей части фиксировались только по наличию кованых гвоздей, поэтому определить их форму и размеры не представляется возможным. Отличительной особенностью раскопок 2015 г. является обнаружение захоронений в деревянных колодах, которые были накрыты листами бересты в несколько слоев. Было обнаружено пять таких погребений, которые располагались в смежных квадратах одного сектора. Листы бересты находились на верхней крышке колоды по всему периметру, края их были подогнуты под крышку. Возможно, благодаря этому сохранность данных колод лучше, чем всех остальных, обнаруженных в полевом сезоне 2015 г.
Антропологический материал, полученный в ходе раскопок, плохой сохранности. Тем не менее удалось установить, что изученные в 2015 г. захоронения представлены 9 мужскими и 23 женскими. В остальных случаях половую принадлежность погребенных определить не удалось. Костяки в захоронениях расположены анатомически правильно, трупо-положение на спине, ноги вытянуты, руки согнуты в локтевых суставах. В детских погребениях костные останки практически не сохранились. Кроме этого зафиксированы женские скальпы с прическами.
Инвентарь, обнаруженный в погребениях, разнообразен. Самую большую категорию находок представляют нательные кресты. Их коллекция насчитывает 55 экз. В одном погребении обнаружен медальон. Вторая по количеству группа находок – это кожаная обувь (сапоги, чирки, обувь для детей). В одном случае найдены кожаные детские ботиночки с застежкой. Третью группу находок составляет одежда из ткани. Она представлена такими изделиями, как штаны из сукна, халат, платки и детали головного убора (?).
Таким образом, исследования 2015 г. существенно пополнили коллекцию предметов материальной культуры русского старожильческого населения севера Западной Сибири XVIII–XIX вв. Впервые были обнаружены деревянные колоды, покрытые слоем бересты. Этот факт фиксирует существенные особенности в погребальной практике русского населения Сибири. Подобных захоронений не встречалось в предыдущих раскопах. По материалам Л.В. Татауровой, из 261 исследованного ею захоронения на могильнике Изюк-1 в Среднем Прииртышье только в одном случае зафиксирована береста. Как предполагает сама Л.В. Татаурова, возможно, это была колода из березы [2010, с. 85]. В целом введение в научный оборот материалов раскопок могильника Гор-ноправдинский 2015 г. позволит расширить наши представления о погребальной практике населения Нижнего Прииртышья.
Список литературы Результаты археологических исследований могильника Горноправдинский в полевом сезоне 2015 года
- ГАТОвг. Тобольске. Ф.154. Оп. 21. Д. 963
- Зайцева Е. А. Противоаварийные работы на могильнике Горноправдинский в Ханты-Мансийском районе Ханты-Мансийского автономного округа -Югры в полевом сезоне 2007 года (предварительные результаты)//Сохранение археологического наследия в условиях интенсивного хозяйственного освоения: опыт, проблемы, решения: Сб. докл. -Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2008. -С. 51-58
- Зайцева Е.А. Противоаварийные археологические раскопки на могильнике Горноправдинский в полевом сезоне 2008 г. (предварительные результаты)//Ханты-Мансийский автономный округ в зеркале прошло го. -Екатеринбург; Ханты-Мансийск, 2009. -Вып. 7. -С. 302-307
- Зайцева Е.А., Кениг А.В. Археологическая разведка в Ханты-Мансийском районе Ханты-Мансийского автономного округа -Югры в 2005 году//Ханты-Мансийский автономный округ в зеркале прошлого. -Екатеринбург; Ханты-Мансийск, 2007. -Вып. 4. -С. 167-177
- История населенных пунктов Югры: Краткий научно-популярный справочник/Сост. Е.А. Зайцева, B.П. Клюева, С.Н. Щербич. -Ханты-Мансийск; М.: Перо, 2012. -176 с
- История Сибири: Первоисточники. -Новосибирск, 1996. -Вып. VI: Сибирь XVIII века в путевых описаниях Г.Ф. Миллера. -310 с
- Кениг А.В., Зайцева Е.А. Результаты археологических исследований могильника Горноправдинский в 2012 году//Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. -Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2012. -Т. XVIII. C. 445-447
- Татаурова Л.В. Погребальный обряд русских Среднего Прииртышья XVII-XIX вв. по материалам комплекса Изюк-1. -Омск, 2010. -283 с