Результаты археологической и геофизической разведки в селе Беш-Озек (Республика Алтай)

Автор: Полосьмак Н.В., Ойношев В.П., Ямаева Е.Е., Позднякова О.А., Дядьков П.Г., Шапаренко И.О., Алымов А.О., Кулешов Д.А.

Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas

Рубрика: Археология эпохи палеометалла и средневековья

Статья в выпуске: т.XXIV, 2018 года.

Бесплатный доступ

В полевом сезоне 2018 г. в окрестностях с. Беш-Озек Шебалинского р-на Республики Алтай были проведены археологическая и геофизическая разведки. Одной из задач был поиск погребальных комплексов каракольской культуры. Основанием для локализации этих памятников в указанном районе послужили раскопки каракольского погребения на территории с. Беш-Озек в 1989г. На месте предполагаемых курганов эпохи бронзы проведены геофизические исследования. Объекты, которые можно однозначно связать с наличием захоронения под насыпью, не зафиксированы. В ходе разведки был открыт и исследован комплексом геофизических методов погребальный памятник в местности Ойдык на левой стороне р. Адаткан и обнаружены оригинальные петроглифы этнографического времени.

Еще

Разведка археологических памятников, курган, погребение, петроглифы, археолого-геофизические исследования, магнитометрия, электротомография, электромагнитное профилирование

Короткий адрес: https://sciup.org/145144990

IDR: 145144990   |   DOI: 10.17746/2658-6193.2018.24.319-323

Текст научной статьи Результаты археологической и геофизической разведки в селе Беш-Озек (Республика Алтай)

Территория Шебалинского р-на Республики Алтай довольно слабо изучена в археологическом отношении. Исследователи связывают это в первую очередь «с мощным гумусным слоем и травяным покровом, которые затрудняют поиск и обнаружение археологических памятников» [Соенов, Ойно-шев, 2006, с. 4]. На общем фоне окрестности с. Беш-Озек обследованы достаточно хорошо, благодаря систематическим разведкам В.П. Ойношева. Всего здесь зафиксировано 20 курганных могильников, 15 местонахождений петроглифов, а также несколько изваяний и случайных находок. Хронологический диапазон довольно широк (от эпохи бронзы до Средневековья), хотя большинство памятников не датировано [Там же, с. 9–17, рис. 11–21].

В 2018 г. отрядом под руководством Н.В. По-лосьмак в окрестностях с. Беш-Озек проводилась археологическая разведка. В числе задач был поиск ненарушенных погребений каракольской культуры, одно из которых было обнаружено случайно в 1989 г. [Кубарев, Ларин, Суразаков, 1992]. В.Д. Кубарев рассматривал это погребение как одиночное, предполагая, что такой вид захоронений «может служить индикатором для поисков в этом же месте древних кладбищ» [Кубарев, 2013, с. 12]. Однако такие поиски представляют определенную сложность, поскольку мы не располагаем сведениями о внешних признаках таких погребений, равно как и о характере наземных сооружений каракольской культуры в целом. В 2018 г. на месте находки 1989 г. были заложены шурфы, но никаких следов захоронений обнаружено не было. Найдены кости посткраниального скелета человека, которые, по словам участника раскопок 1989 г., не были вывезены с места работ. Кроме того, на месте раскопок до сих пор находится плита каменного ящика с фрагментами гравировок.

Помимо этого, в центре села было выделено три площадки, на которых фиксировались невысокие каменно-земляные насыпи, диаметром 5–7 м. Предположительно они могли быть связаны с надмогильными сооружениями. Для прогноза наличия либо отсутствия под насыпями археологических объектов было решено привлечь возможности геофизических методов.

При проведении геофизических работ были использованы методы электромагнитного профилирования (аппаратура ЭМС-28), электротомографии (IRIS Syscal Pro) и магнитометрии (G-858G). Общая площадь геофизической съемки составила 843 м2, методом электротомографии выполнено 117,5 м профилей. Методика работ включала проведение площадного картирования с шагом 0,5–1 м с последующей детализацией выделенных аномалий методом электротомографии.

Проведение геофизических работ на территории населенных пунктов всегда представляет определенную сложность, поскольку среда сильно изменена хозяйственной деятельностью, присутствуют магнитные и электромагнитные помехи. Нередко «зашумленность» данных не позволяет сделать какие-либо прогнозы о характере подповерхностного пространства. В данном случае, один из участков (возле школы) оказался практически не пригодным для интерпретации. По информации, полученной от местных жителей, здесь при прокладке трубопровода была обнаружена плита от каменного ящика. Однако уровень помех не позволил прояснить ситуацию.

По итогам электроразведочных работ на участке, расположенном рядом с администрацией села, на месте предполагаемого кургана выявлена аномалия повышенного сопротивления (150–300 Ом•м). Глубина ее нижней кромки составляет 0,5 м, диаметр около 3 м. По данным магнитной съемки на этом месте выделяется аномалия, величиной до 2 нТл. Данные электротомографии не подтверждают наличие ямы под насыпью. Более вероятно, что небольшая деформация естественного строения среды связана с наличием на поверхности скопления камней. Еще один подобный объект был исследован на территории приусадебного участка, рядом с местом обнаружения погребения каракольской культуры. Измерения методом электротомографии выявили в области предполагаемого кургана аномальное строение среды (пунктирная линия на рис. 1, а ), которое существенно отличается от геоэлектрических разрезов в референтной зоне (рис. 1, б ). Однако эта аномалия располагается как в пределах предполагаемой насыпи, так и вне ее. Вполне вероятно, что она связана с последствиями современной хозяйственной деятельности, которая вызвала переувлажнение нижележащих слоев грунта.

Во время разведки 2018 г., в 1,7 км к ЮЮВ от центра с. Беш-Озек, на левом берегу р. Адат-кан (местность Ойдык) в колеях размытой дороги были обнаружены сооружения из крупных камней. Рядом на пашне зафиксированы еще два подобных объекта, которые выглядят как небольшие курганы. На археологической карте эти сооружения не обозначены. Выделить какие-либо особенности их пространственной организации, указывающие на культурную принадлежность и датировку, не представляется возможным, как и для большинства памятников этого района.

На данном участке также была выполнена геофизическая съемка, общей площадью 2904 м2. На рис. 1, в представлена наиболее выразительная карта одного из курганов, полученная с помощью

Рис. 1. Результаты геофизических исследований в с. Беш-Озек. Геоэлектрический разрез на территории приусадебного участка ( а ); геоэлектрический разрез по профилю в референтной зоне ( б ); курган в местности Ойдык по данным электромагнитного профилирования ( в ) и магнитной съемки ( г ).

аппаратуры ЭМС. По результатам интерпретации выделены наибольшие по площади и величине УЭС аномальные области, которые могут быть связаны с наличием погребений, либо пустот. Для магнитной съемки условия оказались сложными.

Несмотря на это, на некоторых участках удалось реализовать высокую точность измерений и выделить слабые аномалии, величиной 1-3 нТл (рис. 1, г ). Наблюдается корреляция некоторых из них с аномалиями электропроводности. Низкие значения ам-

Рис. 2. Прорисовка петроглифических изображений на местонахождении Узын-Коба (прорисовка Е. Шумаковой).

плитуд магнитных аномалий, источниками которых могут быть археологические объекты, объясняются следующими причинами. Измерения магнитной восприимчивости на участках проведения магнитной съемки показали ее низкие значения как для почвы, так и для камней. Помимо этого, слой почвы имеет большую мощность (более 0,5 м). Это может означать, что археологические объекты могут быть не углублены (или мало углублены) в слой «материка». В этом случае аномалии в магнитном поле не образуются или будут слабыми. Наличие камней в ямах или рядом с ними могло бы служить ориентиром для выделения археологических объектов, однако их магнитная восприимчивость практически не отличается от почвы. Это подтверждают измерения, выполненные на участке непосредственно над размытыми конструкциями, где помимо выраженного поверхностного рельефа, никаких аномалий не выявлено.

Помимо открытия нового археологиче ско-го памятника, в 3 км к северу от села (местность Узун-Кобы) были обнаружены оригинальные эт- нографические петроглифы. На плоской скальной поверхно сти тонкими линиями металлическим орудием были изображены икона с ликом святого (или самого Иисуса) и фигура мужчины с топором в руке (рис. 2). Подобных сюжетов и персонажей среди этнографических рисунков Алтая еще не встречалось. Стиль изображений можно обозначить как тюркский, присущий местному населению вплоть до этнографической современности. Лицо (лик) стилистически отдаленно напоминает изображения на каменных бабах. Его характерными чертами являются утрированно показанные впалые щеки, длинный тонкий нос и большие миндалевидные глаза. Изображение лица заключено в прямоугольную раму. Как нам представляется, изображение на камне сделано под впечатлением какого-то удивительного события в жизни местного населения. Известный алтайский писатель И.В. Шодоев (1914–2006) оставил в своих детских воспоминаниях описание христианского праздника, который отмечался русскими в конце весны (вероятно, Пасха). Автор называет праздник «приход бога в го- сти, в дома людей» и рассказывает, что в этот день верующие пешком шли из дома в дом, несли в руках сверкающие изображения богов [Шодоев, 1995, с. 9]. Обнаруженный на скалах лик, возможно, был нарисован под впечатлением от таких шествий. Вероятно также, что лик изображен не на иконе, а на хоругви – на рисунке показана скорее ткань с подвижными краями, а не доска.

Второй персонаж может быть изображением русского мужика. Он одет в куртку и штаны, мало напоминающие традиционную одежду алтайцев, а более похожую на «униформу» русского населения – фуфайку. Выразительное лицо, показанное в профиль, так же соответствует данному предположению (нос картошкой, круглый выдающийся подбородок, непокрытая голова). В поднятой руке он держит топор. Помимо двух описанных изображений, на камне имеется еще много слабо прочерченных и едва заметных линий, над расшифровкой которых еще надо работать, чтобы внести ясность в содержание этой необычной композиции.

В целом, результаты проведенной разведки оказались полезными как для археологического изучения данного района, так и для развития методики археолого-геофизических исследований. Применяя комплекс методов, даже в сложных условиях можно делать прогнозы относительно наличия или отсутствия археологических объектов на участке работ. Для подтверждения результатов желательно выполнить проверку геофизических построений. Очевидно, что работа в горных долинах весьма специфична. Они не только длительное время осваивались людьми, но и имеют свои особенности строения и осадконакопления. Чтобы эффективно проводить здесь археологические и геофизические поисковые работы необходимо продолжать исследования на долгосрочной основе.

Список литературы Результаты археологической и геофизической разведки в селе Беш-Озек (Республика Алтай)

  • Кубарев В.Д. Загадочные росписи Каракола. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2013. - 75 с.
  • Кубарев В. Д., Ларин О.В., Суразаков А.С. Новый памятник каракольской культуры в с. Беш-Озек // Проблемы сохранения, использования и изучения памятников археологии. - Горно-Алтайск: Горно-Алт. гос. пед. ин-т, 1992. - С. 45-47.
  • Соенов В.И., Ойношев В.П. Археологические памятники и объекты Шебалинского района. - Горно-Алтайск: Горно-Алт. тип., 2006. - 100 с.
  • Шодоев И.В. Ёткён jолымнанг. Автобиография лык эске алыныштар. - Горно-Алтайск: Републиканынг «Юч-Сюмер» бичик чыгартузы, 1995. - 168 с.
Статья научная