Роль древнерусских добродетелей смирения и любви в формировании концепта «человек» в текстах Ф.М. Достоевского

Автор: Михайлова М.В.

Журнал: Новый исторический вестник @nivestnik

Рубрика: Память культуры

Статья в выпуске: 69, 2021 года.

Бесплатный доступ

В статье рассмотрено содержание концепта «человек», утвердившееся в произведениях русской публицистики XVI в., и его трансформация в художественном пространстве текстов Ф.М. Достоевского. Главное внимание уделено основным смыслообразующим элементам концепта «человек» – христианским добродетелям смирения и любви. По мнению автора статьи, для Московского государства XVI в. было характерно появление множества исторических личностей, включая государственных деятелей, которые и в жизни своей демонстрировали эти христианские добродетели, и отразили свое понимание этих добродетелей в своем публицистическом и эпистолярном наследии. Помимо этого, XVI в. характеризуется явной сотериологической направленностью и усиленными эсхатологическими ожиданиями, что оказало сильное влияние на ключевые темы, идеи и образы русской литературы. Публицисты времен Московского государства рассматривали спасение души как главную цель земного пути человека и считали способами достижения этой цели борьбу с человеческими пороками и взращивание в себе христианских добродетелей, в частности смирения и любви. Предпосылкой к спасению авторы XVI в. также считали гармоничное сосуществование царской власти и человека. Размышления русских публицистов XVI в. о смирении и любви как главных человеческих добродетелях отразились и трансформировались в историософском наследии Ф.М. Достоевского, в содержании его концепта «человек», ярко представленном в текстах писателя.

Еще

Ф.М. Достоевский, христианство, христианская этика, идеал человека, добродетель, самодержавие, литературное наследие, художественный текст, публицистика, лингвокультурный концепт, интеллектуальная биография, историософия.

Короткий адрес: https://sciup.org/149136991

IDR: 149136991

Список литературы Роль древнерусских добродетелей смирения и любви в формировании концепта «человек» в текстах Ф.М. Достоевского

  • Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. Санкт-Петербург, 2015. С. 5.
  • Достоевский Ф.М. Собрание сочинений. В 15 т. Т. 15. Санкт-Петербург, 1996. С. 21.
  • Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. Санкт-Петербург, 2015. С. 267.
  • Дергачева И.В. Эсхатологический хронотоп Федора Достоевского // Quaestio Rossica. 2019. Т. 7. № 4. С. 1144.
  • Просветитель, или Обличение ереси жидовствующихъ: Творение преподобнаго отца нашего Иосифа, Игумена Волоцкаго. Казань, 1896. С. 167.
  • Послания Ивана Грозного. Москва; Ленинград, 1951. С. 149–153.
  • История русской литературы X – XVII вв. Москва, 1979. С. 323-325.
  • Михайлова М.В. «Муж благоверный» в поэтике русской публицистики XVI века // Вестник Литературного института им. А.М. Горького. 2014. № 1. С. 37, 38; Михайлова М.В. Образ «мужа благоверна» в русской публицистике XVI века // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2014. № 18 (704). С. 173–182.
  • Юрганов А.Л. Опричнина и Страшный суд // Отечественная история. 1997. № 3. С. 56–57.
  • Домострой: По рукописям Императорской публичной библиотеки. Санкт-Петербург, 1867. С. 11.
  • Courtney W.L. The Development of Maurice Maeterlinck and Other Sketches of Foreign Writers. London, 1904. P. 167.
  • К.П. Победоносцев и его корреспонденты: Письма и записки. Т. 1. Москва; Петроград, 1923. С. 45.
  • Достоевский Ф.М. Собрание сочинений. В 15 т. Т. 14. Санкт-Петербург, 1995. С. 490.
  • Достоевский Ф.М. Собрание сочинений. В 15 т. Т. 14. Санкт-Петербург, 1995. С. 492.
  • Герберштейн С. Записки о Московии. Москва, 1988. С. 29.
  • Канторович Э.Х. Два тела короля: Исследование по средневековой политической теологии. 2-е изд. Москва, 2015. С. 175, 177.
  • Достоевский Ф.М. Собрание сочинений. В 15 т. Т. 14. Санкт-Петербург, 1995. С. 167.
  • Послания Ивана Грозного. Москва; Ленинград, 1951. С. 162.
  • Послания Ивана Грозного. Москва; Ленинград, 1951. С. 159.
  • Михайлова М.В. «Муж благоверный» в поэтике русской публицистики XVI века // Вестник Литературного института им. А.М. Горького. 2014. № 1. С. 24–40; Михайлова М.В. Образ «мужа благоверна» в русской публицистике XVI века // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2014. № 18 (704). С. 173–182.
  • Каравашкин А.В. Власть мучителя: Конвенциональные модели тирании в русской истории: XI – XVII вв. // Россия XXI. 2006. № 4. С. 72.
  • Ржига В.Ф. Литературная деятельность Ермолая-Еразма // Летопись занятий Археографической комиссии за 1923 – 1925 годы. Вып. 33. Ленинград, 1926. С. 199.
  • Попов А. Книга Еразма о святой Троице // Чтения в Императорском обществе истории и древностей Российских. 1880. Кн. 4. С. 98.
  • Жмакин В.И. Митрополит Даниил и его сочинения. Москва, 1881. С. 44.
  • Жмакин В.И. Митрополит Даниил и его сочинения. Москва, 1881. С. 27.
  • Жмакин В.И. Митрополит Даниил и его сочинения. Москва, 1881. С. 15.
  • Scanlan J.P. Dostoevsky the Thinker. Ithaca (NY); London, 2002. P. 29.
  • Bercken W., van den. Christian Fiction and Religious Realism in the Novels of Dostoevsky. London, 2011. P. 15.
  • Достоевский Ф.М. Собрание сочинений. В 15 т. Т. 1. Ленинград, 1988. С. 34, 71.
  • Достоевский Ф.М. Собрание сочинений. В 15 т. Т. 1. Ленинград, 1988. С. 42, 43.
  • Достоевский Ф.М. Собрание сочинений. В 15 т. Т. 1. Ленинград, 1988. С. 123.
  • Достоевский Ф.М. Собрание сочинений. В 15 т. Т. 1. Ленинград, 1988. С. 65.
  • Достоевский Ф.М. Собрание сочинений. В 15 т. Т. 1. Ленинград, 1988. С. 110.
  • Достоевский Ф.М. Собрание сочинений. В 15 т. Т. 1. Ленинград, 1988. С. 103–105.
  • Достоевский Ф.М. Собрание сочинений. В 15 т. Т. 9. Ленинград, 1991. С. 394, 395.
  • Захаров В.Н. Имя автора – Достоевский: Очерк творчества. Москва, 2013. С. 79.
Еще
Статья научная