Роль фольклорных мотивов в организации художественного пространства циклов М. Веллера

Автор: Потапова Зоя Сергеевна

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Русская литература

Статья в выпуске: 3 (42), 2017 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматривается проблема циклообразования современной малой прозы и роли фольклорных мотивов в создании целостного художественного пространства в циклах М. Веллера «Легенды Невского проспекта» и «Забытая погремушка». Целью статьи является анализ фольклорной природы малых жанров циклов автора. Особое внимание уделено исследованию жанровой природы легенды, сказки, анекдота, их стилевым и лексическим особенностям. Автор прослеживает становление жанра в творчестве писателя, влияние фольклорных жанров на литературные. В статье обобщен новый материал по исследуемой теме, на основании анализа циклических единств М. Веллера, а также привлечения фольклорных текстов устанавливается, что такие фольклорные жанры, как легенда, сказка, анекдот, приобретают художественную самостоятельность в циклах писателя наряду с рассказом и очерком, становясь скрепой в объединении малых форм внутри цикла. Статья подводит некоторые итоги изучения жанровой специфики циклического творчества М. Веллера. В заключение раскрываются основные черты малых жанров циклов автора: краткость, народность, изустность, ориентация на устный повествовательный стиль, фольклорность. Исследование будет интересно специалистам в области литературоведения, истории, лингвистики.

Еще

Цикл, рассказ, фольклор, сказка, легенда, жанр, мотив, м. веллер

Короткий адрес: https://sciup.org/14914632

IDR: 14914632   |   DOI: 10.24411/2072-9316-2017-00005

Список литературы Роль фольклорных мотивов в организации художественного пространства циклов М. Веллера

  • Дарвин М.Н. Проблема цикла в изучении лирики. Кемерово, 1983.
  • Сапогов В.А. К проблеме стихотворной стилистики лирического цикла//Русская советская поэзия и стиховедение. М., 1969. С. 237-244.
  • Фоменко И.В. Лирический цикл: становление жанра, поэтика. Тверь, 1992.
  • Янушкевич А.С. Три эпохи литературной циклизации: Боккаччо -Гофман -Гоголь//Вестник Томского государственного университета. 2008. № 2 (3). С. 63-91.
  • Афонина Е.Ю. Поэтика авторского прозаического цикла. Тверь, 2005.
  • Нестерова С.В. Циклическое текстопостроение в малой эпической прозе. Тверь, 2012.
  • Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. СПб, 1994.
  • Зуева Т.В. Легенда//Литературная энциклопедия терминов и понятий/под ред. А.Н. Николюкина. М., 2001. Стб. 432-434.
  • Абрамова М.А. Сага//Литературная энциклопедия терминов и понятий/под ред. А.Н. Николюкина. М., 2001. Стб. 921.
  • Елисеев И.А., Полякова Л.Г. Байка//Словарь литературоведческих терминов. Ростов-на-Дону, 2002. С. 18.
  • Сперанская А.Н. Молва, слух, сплетня в русском фольклоре//Проблемы исторического языкознания и ментальности. Современное русское общественное сознание в зеркале вербализации. Вып. 3. Красноярск, 1999. С. 94-99.
  • Чистякова И.В. Анекдот как литературный жанр//Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2012. № 4. С. 82.
  • Тамарченко Н.Д. Анекдот//Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий. М., 2008. С. 22.
  • Зуева Т.В. Сказка//Литературная энциклопедия терминов и понятий/под ред. А.Н. Николюкина. Стб. 989-990.
  • Мелетинский Е.М. Комментарии//Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. М., 1998. С. 446-447.
  • Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. М., 1998. С. 295.
Еще
Статья научная