Роль хая и чатхана в эпическом сказительстве хакасов

Бесплатный доступ

У хакасов хай - национальная гортанная манера пения. Чатхан - 6-7-струнный щипковый основной музыкальный инструмент (тип цитры). Оба эти уникальные явления - символы хакасской музыкальной культуры. Владение технологией хая и техникой игры на чатхане обязательно для хайджи - исполнителя хакасского алыптых нымаха (героического сказания), наиболее крупного жанра хакасского фольклора. В статье впервые прослежен путь становления хайджи. Обобщен практический опыт сказительства, а именно роль в нем таких значимых музыкально-исполнительских компонентов, как хай и чатханный наигрыш, сопровождающий его, а также звучащий самостоятельно в процессе эпического повествования. Освещены неисследованные ранее такие важные проблемы, как специфика хая, особенности чатханного эпического наигрыша, формирование сказительского мастерства, классификация типов хайджи. Отмечается, что, овладевая многими исполнительскими качествами певца, музыканта и декламатора, хайджи фактически становится как бы синтетическим актером. От того, в какой степени обладает этими качествами тот или иной исполнитель, зависит самое главное - насколько психологически тонко воздействует он на слушательскую аудиторию, какую атмосферу создает в ней в момент сказывания. Изложенные в статье наблюдения и выводы имеют первостепенное значение для дальнейшего изучения, возрождения и развития в современных условиях традиционного искусства хайджи, повышенный интерес к освоению которого наблюдается в последнее время в Хакасии, особенно среди молодежи. В целом же материалы статьи характеризуют одну из важных сфер духовной культуры хакасов - эпическое сказительство.

Еще

Хакасы, качинцы, сагайцы, кызыльцы, хай, хайджи, чатхан, чатханный наигрыш, алыптых нымах, исполнение, эпическое сказительство

Короткий адрес: https://sciup.org/14737149

IDR: 14737149

Статья научная