Роль и место музеев и музейной науки в этнокультурном развитии народов России
Автор: Кривошеин Андрей Николаевич
Журнал: Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса @vestnik-rguts
Рубрика: Внутренний туризм и этнокультурное развитие
Статья в выпуске: 3 т.6, 2012 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/140209230
IDR: 140209230
Текст статьи Роль и место музеев и музейной науки в этнокультурном развитии народов России
Рост этнического самосознания сопровождается повышенным вниманием к вопросам сохранения этнокультурного наследия, самобытности, культурного разнообразия, а также к проблемам взаимодействия туризма и культуры. Мы говорим о внутреннем туризме, но в тоже время мы говорим, в первую очередь, об этнокультурном наследии как объекте изучения и востребования средствами внутреннего туризма и образования как части туризма.
Одной из важнейших функций этнокультурного наследия, большая часть которого сосредоточена в музеях (этнографические коллекции), является поддержка в информационном обществе культурного многообразия, а потому оно предоставляет возможности и создает оптимальные условия для культурной самоидентификации. Накапливание и сохранение культурных ценностей — основа развития цивилизации.
Бол ́ ьшая доля музейных коллекций и экспозиций, имеющих отношение к этнокультурному наследию, сформирована весьма давно. В этом плане, если мы говорим о новых задачах
(а они, безусловно, новые, потому что жизнь вокруг меняется быстро), они обгоняют настолько, что то, что у нас остается в музеях за спиной, уже отражает даже не вчерашний, а позавчерашний день. Процесс освоения художественного наследия имеет особенности. Современная тенденция переосмысления роли и значения культурного наследия состоит в стремлении не только сохранить его в первозданном виде, но и активно включить в канву современной жизни. То есть сам процесс истории художественной культуры выступает здесь не только как процесс сохранения прошлого и накопления культурных ценностей, но и как процесс открытия нового в старом.
В исторической канве хронологических событий культурной жизни России существуют явления, имеющие непреходящее значение. К таким, несомненно, относится учреждение и открытие музеев. Лучшая коллекция этнографического музея, характеризующая материальную и духовную культуру народов, проживающих на территории нашей страны, создана при последнем русском императоре Николае II в Петербурге. Она лучшая, все остальные тоже хорошие, но не лучшие.
Одной из главных целей нашей музейной экспозиции является показ лучших произведений декоративно-прикладного искусства в контексте развития художественных стилей. Чтобы экспозиция отвечала современным требованиям, ведется ее постепенное обновление. Что формируется и что показывается в музеях, когда возникает задача научно-методического обеспечения этой работы по отбору и формированию тех предметов, той среды, которая должна стать элементом показа? На этом этапе есть серьезное научное и методическое отставание от жизни. Вот первый вопрос на данный момент! Российские музеи доказали, что обладают огромным культуросозидающим потенциалом, способны решать кардинальные задачи духовного развития общества. Однако наличие в хранилищах музеев миллионов бесценных экспонатов мировой и отечественной истории и культуры само по себе не гарантирует успех. Плошки, поварешки, узоры, рушники и т. д. легко собрать. А как собрать предания, песни, частушки, прибаутки, некий такой нематериальный мир, который является осмысленной социально-культурной деятельностью, которая донесла бы до сознания разных групп населения это духовное богатство, преобразила его из «вещи в себе» в «вещь для нас». Эта проблема является очень важной частью культурного наследия. И в связи с этим встает второй вопрос, он относится к нематериальной части этого процесса. Данный вопрос остается как бы сначала подвешенным в воздухе, а потом полностью отдаляется, в том числе и от внутреннего туризма, потому что смотрят объект показа, но не видят всей окружающей этнокультурной среды вокруг этого. Сказать, что этого совсем нет, нельзя. Это неправда, есть! Прекрасный шоу-балет «Кострома» в гостинице «Космос», кубанский хор в Краснодаре создадут вам такие этнокультурные нематериальные вещи, что можно плакать от восторга! Но достаточно ли этого? Недостаточно! О скромном вкладе данного вида туризма в национальную индустрию путешествий красноречиво свидетельствует факт отсутствия на туристском рынке профессиональных организаторов, специализирующихся исключительно или преимущественно на этнографических и ностальгических турах. Более того, в последние годы многие эксперты отмечают даже некоторое снижение интереса к внутреннему этнографическому туризму, прежде всего, к «стихийным», не связанным с деятельностью профессиональных организаторов путешествиям.
В первое десятилетие ХХI века в мире прогнозируется заметное увеличение абсолютных и относительных величин туризма «образа жизни», включая путешествия с целью приобщения к этнографическому наследию собственного или других народов. Полагаю, эта тенденция в обозримом будущем ярко проявится и в России. Однако к настоящему времени отечественный этнокультурный туризм не получил уровня развития так называемого востребования, соответствующего его богатейшему ресурсному потенциалу.
Вопрос: как эту систему востребования довести до туристического продукта, т. е. туристической программы, вот эта точка становится непонятной, в настоящий момент ею не занимается никто! В итоге, не показываем, не смотрим, не оплачиваем. Высокий уровень финансовой поддержки со стороны государства благоприятно сказался бы на развитии инфраструктуры, транспорта, технической оснащенности. Акцент — на развитии туризма, обеспечивающего отдых и здоровье местного населения. Увеличилась бы доля туристов, приезжающих из соседних стран.
При наличии согласованной программы, предварительной сметы затрат на ее осуществление бюджет становится списком заданий, которые необходимо выполнить. Эти задачи затем могут быть согласованы по времени выполнения и последовательности в виде графика действий. Но это никому не нужно! Сегодня основная работа по нематериальной части сосредоточена в так называемых домах творчества, которые финансируются из фондов Министерства культуры. Хорошо! Но мало! Итак, вот эти два момента — материальный и нематериальный — я бы хотел продемонстрировать в контексте внутреннего туризма как объект показа и объект анимации во время культурных посещений объекта.
Необходимо развивать программы в музейной части. Программа «Наследие» — действенная система занятий с яркой познавательной и воспитательной направленностью — отличается актуальностью поднимаемых проблем патриотизма, толерантности, ответственности, отвечает требованиям целостности, преемственности, доступности и наглядности.
Программа «Наследие» использует самые разнообразные и эффективные формы проведения занятий: театрализованные путешествия, познавательные игры, этические беседы и обсуждения, часы поэзии, искусства, информации, слайд-беседы, литературно-музыкальные композиции, творческие встречи с писателями и художниками и праздники.
Кратко остановимся на программе «Храмы». Важным фактором привлечения туристов остается возможность знакомства с ценными памятниками архитектуры — отдельными архитектурными сооружениями, комплексами городской и сельской постройки, которые сложились исторически и связаны с культурными процессами или историческими событиями.
В программах «Наследие» и «Храмы», которые ведет министерство культуры, нужно ввести подпрограмму, которая связана с цельно-культурным наследием как частью общего наследия. То есть вообще нужно заниматься тем, что нас выгодно отличает от всех стран мира. К этому следует добавить и две особенности российского менталитета, аналога которым практически нет в истории западноевропейской художественной культуры. Первая особенность заключается в том, что отечественное историко-культурное сознание подверглось в XX веке колоссальной деформации, захватившей не только материальную и духовную культуру, но и изменило отношения между поколениями, структуру быта, элементарные нормы морали.
Вторая особенность заключается в том, что происходит активное вторжение историко-культурных реалий прошлых веков в современную духовную ситуацию. Старинный быт, художественные вкус, политические институты старой России становятся моделью социальной активности в современной Российской Федерации.
Поэтому столь важно понимать преемственность художественных ценностей не как механическое использование культурного наследия прошлых поколений. Хранить наследство еще не значит ограничиваться этим наследством. Необходимо изучать это наследство и активно включать его в современную социокультурную ситуацию. Если Россия не связана ни с какой ценностью, ни с чем дорогим, то ее никто не будет беречь, ни мы сами, ни соседи, никто в мире.
Сейчас внимательно обсуждается национальный вопрос, и у всех он разный. У всех есть и поражения, и победы. У нас, кроме потерь, тоже свои достижения. Они выстраданы всем ходом исторического развития и призваны соединить традиции и инновации, порожденные современными реалиями.
Таким образом, материально нужно вводить конкретный подраздел программы, при помощи которой необходимо заниматься этнокультурным аспектом. Ввиду этого этнокультурный фактор приобретает все большее методологическое значение для определения цели, задач, принципов, основных направлений, форм и методов подачи материала. Следующий момент — это востребование нашего предмета. И он должен начинаться уже в школе, в соседней школе, а не где-то в дальнем городе, на окраине села, нет! Если на наш объект не ходят, объект не будет жить. Мало того, это еще связано с наличием свободного времени и отпуска. Хорошо, допустим, летом приехали на объект, а зимой многие объекты показа закрыты. Влияние фактора сезонности обуславливает необходимость диверсификации показа объектов или особого внимания к мероприятиям в межсезонный период, чтобы сделать показ менее зависимым от временного фактора. Объект должен работать в полную силу. Необходимо создать образовательную систему, которая с детского сада и школьной скамьи обеспечивала бы развитие туристско-краеведческой, спортивно-технической, декоративно-прикладной и военнопатриотической направленностей в области, осуществление организационно-методического руководства развитием указанных видов деятельности в региональной системе дополнительного образования детей и молодежи. Через систему Министерства образования мы должны сформировать систему грантов, которые должны расходоваться не путем дотирования того или иного учреждения культуры как музея, а путем оптимизации туристского продукта, то есть путем создания конкурентоспособного регионального туристского продукта на основе сохранения и использования высоко аттрактивных элементов местного природного и историкокультурного наследия, а также увеличения социально-экономического эффекта от развития рекреационно-туристской деятельности в регионе (рост доходов, производства, занятости, диверсификация региональной экономики и др.).
Если говорить кратко, система финансирования должна быть эффективной и результативной, а не являться системой огульного дотиро-
Ценностно-мировозренческие основания и мотиваторы развития внутреннего туризма...
вания. Таким образом, получателем бюджетного ресурса должен стать организатор внутреннего или образовательного туризма на территории, а не конкретный субъект. Таким образом, элемент образовательного туризма, финансирование которого проводится по результатам, должен стать частью этнокультурного образовательного процесса и внутренней подготовки.
Следующий вопрос очень важен и касается музейных педагогов. Потому что дети, которые пришли в музей, должны услышать не просто что-то о ложке и поварешке, которые сделаны в Тульской губернии, и пройти к следующему экспонату, не по принципу, что вижу, то пою, а по принципу вовлечения юных посетителей в активную деятельность, «погружая» их в атмосферу прошлого, формируя у них этническое самосознание, историческое мышление в музейной культуре, то есть выстраивание элементов временологии такого-то периода, такого-то народа, который был потом ассимилирован нашим великим русским суперэтносом. Нужно точно формировать методику подачи материала, формировать музейную педагогику, одно из направлений деятельности музея, которая становится все более привычной в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко-кра- еведческого воспитания личности в едином образовательном процессе. Сегодня в России два сильных центра музейной педагогики. Это Государственный Русский музей в Петербурге и музей, который я сегодня представляю, — «Всероссийский Музей декоративно-прикладного и народного искусства». Значит, они должны стать базой для обучения специалистов в других центрах, где-то надо учить музейных педагогов, обучать методичности подачи материала, именно тому, что мы хотим в наших посетителях породить, а породить мы должны этнокультурное взаимодействие, то есть взаимное уважение. И если мы это требование возьмем за основу, то у него есть два аспекта, например, осознанная и неосознанная симпатия, или, допустим, в генетике способность устанавливать долгосрочные и воспроизводимые связи в наиболее выгодной для системы результативности. Поэтому комплиментар-ность как результат каждого посещения является главным продуктом труда, а внутренний туризм — основная форма подачи материала. Этой цели служит организация круглого стола. То есть деньги должны входить от государства как основного заказчика этого процесса через систему организаторов туризма. Должна быть система распределения.