Роль межкультурных гастрономических различий в формировании толерантного и интолерантного общества
Бесплатный доступ
Статья посвящена выявлению роли гастрономических различий между культурами в формировании толерантного и/или инотолерантного общества. Автор в первую очередь рассматривает понятие толерантности и интолерантности. Формирование определенного отношения одного субъекта к другому, как было выявлено, может иметь в итоге неодинаковый уровень, а в том числе и в разных сферах жизни. Толерантность в указанном контексте - это не просто способность принимать культуру другого человека (людей), но и каким-либо образом принимать в ней участие либо осуществлять с ней активное взаимодействие. На этом основании можно говорить о том, что толерантность имеет ряд функций, которые справедливы как отдельно для личности и группы, так и для целых институтов: стабильность в обществе, сокращение числа конфликтов между представителями разных культур, формирование основ для воспитания будущего поколения и т.д. Воспитание толерантности имеет зависимость от форм общественного сознания, одной из которых является религия. Именно в религиозно-культурных рамках более всего можно отметить межкультурных различий, в том числе способы и уровень реагирования субъектов на эти различия. Приводятся несколько факторов, посредством которых обусловливается существование толерантности как необходимости сосуществования различных групп населения: бедность и богатство, а также четыре мировых религии, в рамках которых наибольшим различием можно назвать гастрономические. Проведенный теоретический анализ и опрос представителей различных конфессий показал, что уровень толерантности выше всего у христиан. В заключении предложена собственная интерпретация термина гастрономическая толерантность - способность субъекта проявлять готовность к проявлению терпимости к гастрономической культуре других субъектов, к принятию факта ее существования и созданию условий для ее развития, по возможности, и участия в реализации такой культуры.
Толерантное общество, интолерантное общество, гастрономическая культура, межкультурные отличия, гастрономическая толерантность
Короткий адрес: https://sciup.org/148325610
IDR: 148325610 | DOI: 10.37313/2413-9645-2023-25-88-70-78
Список литературы Роль межкультурных гастрономических различий в формировании толерантного и интолерантного общества
- Али-заде, А. Исламский энциклопедический словарь. - М.: Ансар, 2007. - 400 с.
- Бурдье, П. Различение: социальная критика суждения. Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики. - М.: РОССПЭН, 2004. - С. 537-568.
- Гараева, А. М. Экономика повседневности мусульман Республики Татарстан: репрезентации «Халяль» // Вестник экономики, права и социологии. - 2017. - № 4. - С. 244-247.
- Горбунова, В. В. Гастрономическая толерантность современного Берлина // Язык, культура, ментальность: Германия и Франция в европейском языковом пространстве. - Н.Новгород, 2019. - С. 73-77.
- Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 томах: Том 4. - М.: Рипол, 2016. - 672.
- Зарубина, Н. Н. Практики питания как маркер и фактор социального неравенства в России: история и современность // Историческая психология и социология истории. - 2014. - Т. 7. - № 2. - С. 46-62.
- Коран. Сура 5: «Аль-Маида» («Трапеза») [Электронный ресурс] - URL: https://islam.global/verouchenie/koran/sura-5-al-maida-trapeza-/ (дата обращения 30.09.2022).
- Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1984. - 444 с.
- Лопухин, А. П. Толкование на книгу Левит [Электронный ресурс] URL: https://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkovaja_biblija_03/11 (дата обращения 30.09.2022).
- Магомедова, М. З. Идентичность и толерантность как условие стабильности северокавказского социума. -Махачкала: ИПФ «Наука Дагестан», 2009. - 168 с.
- Муравьев, В. В. Питание населения и духовная культура общества // Вестник Челябинского государственного университета. - 2008. - № 28. - С. 59-69.
- Новикова, М. В., Султаева, Н. Л., Галицкий, В. В. К вопросу об особенностях питания приверженцев различных религиозных традиций // Сервис в России и за рубежом. - 2013. - № 5 (43). - С. 96-103.
- Павловская, А. В. Человек и еда: к истории зарождения традиций питания // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2014. - № 2. - С. 72-82.
- С чем связан запрет на свинину у мусульман — запрет в Коране [Электронный ресурс]. - URL: https://islamnur.ru/pochemu-musulmanam-nelzya-svininu/ (дата обращения 30.09.2022).
- Седых, А. П., Седых, Н. В. Гастрономическая коммуникация как диалог культур: русские и французы // Диалоги без границ: язык, культура, карьера: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф., Белгород, 10-11 нояб. 2016 г. / М-во образования и науки РФ, НИУ БелГУ; под ред. А.П. Седых. - Белгород, 2017. - С. 116-123.
- Смолянский, Б. Л., Лифляндский, В. Г. Священная кухня. Религия и питание. - СПб.: Амфора, 2012. - 544 с.
- Экономико-психологическая зрелость личности в системе отношений с другими людьми: различия в толерантности к бедным и богатым в группе учащейся молодежи / Т.В. Дробышева [и др.] // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: психологические науки. - 2019. - № 4. - С. 16-27.
- Эссас, Э. Совместная трапеза с неевреем; пища, изготовленная неевреем [Электронный ресурс] URL: https://evrey.com/sitep/askrabbi1/q.php?q=otvet/q911.htm (дата обращения 30.09.2022).
- Gibson, J. Enigmas of intolerance: Fifty years after Stouffer's communism, conformity, and civil liberties // Perspectives on Politics. - 2006. - № 4(1). - Pp. 21-34.
- Van Doorn, M. The nature of tolerance and the social circumstances in which it emerges // Current Sociology. - 2014. - № 62(6). - Pp. 905-927.