Роль образного мышления в процессах осмысления культуры
Автор: Скворцов Дмитрий Евгеньевич
Журнал: Историческая и социально-образовательная мысль @hist-edu
Рубрика: Социологические науки
Статья в выпуске: 6-1 т.7, 2015 года.
Бесплатный доступ
Проведен анализ феномена образного мышления через сопоставление функционирования его составляющих - мышления и воображения. Исследованы функции образа как средства формирования культурных сред и идентичности человека. Для достижения этой цели рассмотрены специфические формы бытования образа в сознании, при которых он является единицей мыслительных практик. Эти формы -виды представления, такие как театр и теория, формирующие сознание человека. Культуру человек осмысляет через включенность в коммуникативные практики и через призму своего образного строя сознания, формирующего условия понимания и высказывания о себе. Благодаря деятельности образного мышления возникает дистанцированность человека от внешнего мира, что позволяет совершать объективирующие мыслительные практики, создающие человека как самостоятельное существо. Вместе с выявлением роли образа как средства проявления свободы человека в культуре обозначена и его ограничивающая роль. Она выражается в возможности ложных форм сознания: излишней увлеченности своей мыслью, замещения реального предмета вымышленным, ложного чувства истинности знания, а также мнимого совершенства мысли, закрывающего возможность дальнейшего познания и диалога. С другой стороны, ограничение личной свободы не всегда приводит к ложному сознанию, но означает и встраивание человека в культурную традицию посредством влияния на сознание образов прошлого.
Образ, культура, мышление, антропология, эстетика
Короткий адрес: https://sciup.org/14950757
IDR: 14950757 | DOI: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/1
Список литературы Роль образного мышления в процессах осмысления культуры
- Аристотель. О душе. Сочинения: В 4 т. Т. 1. Ред. В.Ф. Асмус. -М.: Мысль, 1976. -550 с.
- Кант И. Критика способности суждения. Сочинения. В 8 т. Под общ. ред. А.В. Гулыги. -М.: Чоро, 1994. Т.5. -562 с.
- Павленко А. Теория и театр. -СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2006. -234 с.
- Сартр Ж.-П. Воображаемое. Феноменологическая психология воображения. Пер. с фр. М. Бекетовой. -СПб.: Наука, 2001. -320 с.
- Юнг К.-Г. Психология бессознательного. Пер. с нем. А.В. Кричевского. -М.: Канон, 1994. -320 с.