Роль принципа историзма в романе «Сломанный меч» Т. Касымбекова
Автор: Ток Невзат
Журнал: Бюллетень науки и практики @bulletennauki
Рубрика: Филологические науки
Статья в выпуске: 8 т.7, 2021 года.
Бесплатный доступ
Статья представляет собой краткое описание романа «Сломанный меч». Роман, с одной стороны, собрал в себе опыт кыргызской литературы, с другой - настоящее сценическое произведение, поднимающее этот жанр на новую ступень художественного развития. В полном и широком смысле слова, как с теоретической, так и с практической стороны, это первый роман нового типа, написанный на историческую тему посредством национальных выразительных средств языка, а также является образцом подлинно исторического романа, отвечающего основным требованиям и который уверенно выдерживает проверку основных определений.
Принцип историзма, кыргызский народ, история, общество, нация, государство, вымысел, роман
Короткий адрес: https://sciup.org/14120695
IDR: 14120695 | DOI: 10.33619/2414-2948/69/50
Текст научной статьи Роль принципа историзма в романе «Сломанный меч» Т. Касымбекова
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice
УДК 811.512.154
Главная задача — обратиться к истории, да еще и к истории своего народа. Она поднимает проблемы, подкрепляет идеи, выявляет реалии времени, исследует диалектические отношения человека с другими обществами, дает человеческие концепции и ведет к эстетическим открытиям. Мы должны рассматривать это ни как отход от настоящего, а как подход к настоящему, чтобы найти ключ к лучшему пониманию нашего нынешнего времени. История пишется не только ради истории. История мировой литературы и живой опыт доказывают, что путь общественного развития разных народов постоянно повторяется в разное время. Если бы форма романа возникла только как синтез всех жанров, то подлинные исторические романы появились бы гораздо позже. Возвращение к своей собственной истории или повторная идентификация своего социального или национального сознания, рождается только тогда, когда есть реальная потребность по-настоящему оценить великие драмы и трагедии, пережитые космическим опытом мудрецов морального и эстетического мира искусства, естественным образом слившихся с прошлым из настоящего. Для этого необходимо создать объективные условия, создать исходные предпосылки для восхождения, подготовиться внутренне и внешне. Соответственно, ожидается, что люди, помимо получения политических и юридических национальных прав, обычно будут признаваться как нация, естественно, достигнут единства общих внутренних интересов, будут двигаться к внутреннему единству, реальный опыт выйдет за пределы границ, образованных племенными разделениями, начнут жить с национальным сознанием, начнется самопознание. Тологон Касымбеков — писатель, который в свое время столкнулся с этим, и именно эта ситуация вывела его в свет.
Материалами исследования послужил роман Т. Касымбекова «Сломанный меч» (Сынган кылыч) (1). В ходе исследования применялись такие общенаучные методы, такие как, анализ, синтез и обобщение.
Неслучайно возвращение Т. Касымбекова к истории кыргызского народа и написание великого романа «Сломанный меч» с использованием эстетических и выразительных средств языка. Это означает новое отношение к истории, новый способ мышления, новые измерения, мысли, новая концепция зрелого вооружения средствами. Самое сложное, тяжелое и главное умение — осознанно и творчески усвоить принципы историзма, взглянуть на прошлое с личной позиции писателя, с историко-социальной, политико-идеологической, художественно-эстетической точки зрения, а главное — осознанно интерпретировать эти проблемы (2). Вот почему чтобы ответить на многие сложные вопросы и вопросы того периода на уровне их собственной природы требуется введение в тему в качестве историка-писателя или писателя-историка. «Необходимо углубленное изучение и умение контролировать изнутри логику поведения и возникновения каждого события от имеющихся знаний помимо природного таланта и опыта пера, политического и экономического поведения системы до религии, используемой людьми, от общего духовного мира к методам повседневной жизни, от культурных и практических работ, полученных от взаимодействия с другими народами, а также влияния географической среды.
Освоение принципа историзма — очень сложная задача в нашей литературной практике, которая еще не получила полного развития» [5].
«Сломанный меч», с одной стороны, собрал в себе опыт кыргызской литературы на эту тему, с другой — настоящее сценическое произведение, поднимающее этот жанр на новую ступень художественного развития [1, с. 7].
В полном и широком смысле слова, как с теоретической, так и с практической стороны, первый роман нового типа, написанный на историческую тему посредством национальных выразительных средств языка, а также является образцом подлинно исторического романа, отвечающего основным требованиям и который уверенно выдерживает проверку основных определений (2). Писатель, хорошо разбирающийся в принципах историзма, способный к диалектическому мышлению, как настоящий художник-писатель по натуре, сумел удержать воедино этот противоречивый комплекс, изучить деловую и личную жизнь исторических личностей и простых людей.
Литературовед Абдыкадыр Садыков, оценив произведение, сказал: «Сломанный меч» — новая эра исторических романов в кыргызской литературе. Т. Касымбеков — великий педагог. Историю можно читать и на сухую. А он превращает это в художественные образы. Каждый из персонажей — Тенирберди и Сарыбай из Аксы, или Нузуп, Алымбек Датка,
Ыскак и другие из ханской орды. Какие это люди… Каждый образ, созданный Т. Касымбековым, — это тип. В этом его величие. Умение превратить историческую правду в художественную правду — это непростая задача» [2].
В любую эпоху выбор, сделанный известными людьми в ходе истории, используемые методы, количество побед, которых они достигли благодаря интеллектуальному опыту, или где их усилия начинаются, заканчиваются и ценятся, ограничены определенными рамками [3, с. 19].
«Первая книга Т. Касымбекова стала настольной книгой для читателей, интересующихся историей Кыргызстана. Я перечитываю ее снова и снова. Я восхищаюсь его способностью составлять эпизоды и языковыми навыками. «Сломанный меч» — это книга, которую нужно читать, пока живет кыргызский народ, и каждый человек может с гордостью положить ее на полку и перечитывать снова и снова», — выразил свое мнение писатель Токтобай Мулкубатов. Такой настоящий народный роман с аналитическим интеллектом, интуицией, силой образного мышления, глубоким психологизмом, образными художественными деталями, штрихами, языковыми навыками, высоким профессионализмом был создан с большим трудом. Непосильный труд, неутомленный врожденным талантом, открывает дорогу к творческому освоению опыта других художественных школ, к постоянному поиску. Тологон Касымбеков никогда бы не поднялся до этого уровня, если бы не синтезировал русскую классику XIX века и восточный духовный мир [4, с. 112].
Тологон Касымбеков — не только искусный писатель, но и человек, который лучше всего освоил кыргызский, свой родной язык. Это можно увидеть по тому факту, что в романе «Сломанный меч» он использует тюркские слова наряду с оригинальными словами в кыргызском языке.
Заключение
Роман Т. Касымбекова «Сломанный меч» тесно связан с событиями из жизни людей, о чем свидетельствует найденная в материале произведения бытовая лексика, в том числе названия одежды. В этом романе мы видим обилие литературы и лексическое богатство кыргызского языка.
Список литературы Роль принципа историзма в романе «Сломанный меч» Т. Касымбекова
- Аширбаев Т. Кыргыз тилинин стилистикасы. II китеп, Бишкек-Ош: Кыргызстан, 2000. 122 с.
- Даутов К. Мезгил тартышынан өткөн роман. Бишкек, 1998. 97 с.
- Жапанов А. А. Кыргыз тилиндеги тамак-аш лексикасы. Бишкек, 2003. 132 с.
- Мамытов Ж. Көркөм чыгармадагы эскирген сөздөр менен диалектилердин лингвистикасы: автореф. дисс. … д-ра филол. наук. Бишкек, 2002. 42 с.
- Мамытов Ж. Көркөм чыгарманын тилинин кээ бир маселелери. Каракол, 2007. 63 с.