РОЛЬ ПРОКУРАТУРЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗАКОННОСТИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Бесплатный доступ

В статье на основе изучения и анализа законодательных и иных нормативных правовых актов и научных источников рассматривается понятие и сущность прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Роль органов прокуратуры в обеспечении законности оперативно-розыскной деятельности, а также проблемы, имеющиеся в законодательстве в данной сфере.

Роль прокуратуры, оперативно-розыскная деятельность, законность, конституционные права, разрешение суда, принцип конспирации

Короткий адрес: https://sciup.org/14121577

IDR: 14121577

Текст статьи РОЛЬ ПРОКУРАТУРЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗАКОННОСТИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

THE ROLE OF THE PROSECUTOR’S OFFICEIN ENSURING THE LEGALITYOF OPERATIONAL INVESTIGATIVE ACTIVITIES

M. D. Finoshkin

Chelyabinsk State University

Scientific adviser

A. V. Mayorov

Candidate of Law Science

Chelyabinsk State University

Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее закон о прокуратуре), прокуратура РФ — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции [2].

Согласно ст. 29 закона о прокуратуре и приказа Генеральной прокуратуры «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности», предметом надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие [2].

Отдельно необходимо отметить то, что органы прокуратуры проверяют законность решений, принимаемых органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие. Однако следует отметить, что судья дает разрешение на проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а так же право на неприкосновенность жилища. То есть дача разрешения на выполнение таких мероприятий предполагает, что судьей основания для их проведения установлены.

В этой связи возникает ряд вопросов, так например, что реализация рассматриваемой нормы по сути своей ведет к проверке законности судебного решения и что же должен делать прокурор, если он, выполняя рассматриваемую норму, придет к выводу об отсутствии оснований для проведения ОРМ, разрешение на проведение которого было выдано судом?

Определение «оперативно-розыскная деятельность» дано в Федеральном законе от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» [3], согласно которому оперативно-розыскная деятельность является самостоятельным видом правоохранительной деятельности, осуществляемым специально уполномоченными на то государственными органами с использованием негласных правовых средств.

Для эффективного решения поставленных перед ОРД задач, они основываются на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств [3]. Прокуратура играет важнейшую роль в обеспечении соблюдения указанных принципов ОРД. Только прокуратура является независимым органом, которая способна установить, предотвратить, пресечь нарушения прав и свобод граждан в сфере осуществления ОРД.

В связи с тем, что предмет оперативнорозыскной деятельности тесно соприкасается с такими конституционными правами человека, как неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, защита чести и достоинства, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений определяется важность и необходимость прокурорского надзора за ОРД [1].

Следует учитывать, что в силу принципа конспирации при осуществлении ОРД, гражданин не знает и не может знать, что его права могут нарушаться, а если некоторые сведения до него «доходят», то не в состоянии определить источник правонарушений. Поэтому прокурорский надзор здесь должен быть максимальным, что позволит устранять любые нарушения законности при раскрытии и расследовании преступлений [6, с. 45].

Для более действенного контроля был определен прокурорский надзор, регламентированный в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации», требование которого получили свое дальнейшее развитие в Приказе Генеральной прокуратуры РФ от 15 февраля 2011 г. № 33

«Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности» [4].

Прокуроры обязаны пресекать нарушения прав и законных интересов физических и юридических лиц при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.

Согласно статистике, опубликованной на официальном сайте Генеральной прокуратуры, в ходе надзора за оперативно-розыскной деятельностью прокуроры в 2021 году выявили 486,5 тысяч нарушений законодательства [5]. В целом по стране хоть и сохраняется тенденция сокращения показателей, негативно характеризующих результаты работы органов предварительного расследования, но они имеются, что нередко влечет причинение ущерба субъектам. Ведомственный контроль при проведении оперативно-розыскных мероприятий не всегда организован надлежащим образом.

Для обеспечения законности при осуществлении данной деятельности прокурор наделен достаточно широкими полномочиями, вместе с тем он не вправе вмешиваться в оперативную деятельность органов, проводящих оперативно-розыскные мероприятия. В содержание предмета надзора не входит исполнение органами, осуществляющими ОРД, нормативных правовых актов соответствующих государственных органов и, соответственно, прокурор не вторгается в эту область контрольной деятельности уполномоченных должностных лиц названных органов. Но в предмет надзора включается соблюдение этими руководителями требований Федерального закона об ОРД. Особое внимание прокурора сконцентрировано на том, чтобы в процессе данной деятельности применялись и использовались только ОРМ и средства, предусмотренные данным Законом.

Прокурорские проверки — это основное средство обеспечения законности при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий. Можно выделить следующие основания для их проведения: отсутствие в течение достаточного времени положительных результатов при розыске обвиняемых или подозреваемых по уголовным делам; лиц, совершивших преступления; без вести пропавших; данные о ненадлежащем реагировании на поручения следователя, органа дознания и суда по уголовным делам, находящимся в их производстве, а также на письменные указания прокурора; заявления и жалобы граждан о нарушениях их прав и свобод неправомерными действиями правоохранительных органов.

Таким образом, оперативно-розыскную деятельность относят к самостоятельным видам правоохранительной деятельности, которая осуществляется специально уполномоченными на то государственными органами с использованием гласных и негласных правовых средств.

Прокурорский надзор за законностью оперативно-розыскной деятельности как правовое средство, призвано обеспечить защиту конституционных прав человека и гражданина. Прокурорский надзор показал свою практическую необходимость, обусловленность и значимость, поскольку ни в одной из иных сфер правоотношений не затрагиваются в столь острой форме и не содержится опасность нарушения таких конституционных прав граждан, как право на жизнь, личную свободу, достоинство и неприкосновенность частной жизни. Но также следует отметить, на недоработки в данной сфере, что приводит к смешению полномочий органов прокуратуры и суда.

Статья