Роль системы заглавий в художественном универсуме цикла Б.Л. Пастернака "Переделкино"
Автор: Казмирчук Ольга Юрьевна
Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu
Рубрика: Русская литература
Статья в выпуске: 1 (56), 2021 года.
Бесплатный доступ
В статье предпринимается попытка проанализировать поэтику заглавий стихотворений из цикла Б.Л. Пастернака «Переделкино». Поскольку заглавия тем или иным образом позиционируют содержание текста, а внутри стихотворного цикла как некоего художественного единства играют важную, системообразующую, роль, интересным представляется проследить, как в системе заглавий «переделкинских» стихотворений воплощается общая художественная концепция этого цикла (часто выделяемого самим Пастернаком в качестве «переломного» этапа собственного творчества). Так, например, очередность заглавий в цикле «Переделкино» демонстрирует столь значимый для этого цикла мотив смены времен года («Летний день» - «Зазимки» - «Опять весна»). Это чередование природных сезонов (природный круговорот) трактуется Пастернаком как некоторая «гарантия» бессмертия: за зимой (воплощение смерти) обязательно будет весна (воскресение). Подчинив свою жизнь этому круговороту, лирический герой цикла «Переделкино» также обретает своеобразное бессмертие. Тот же «сезонный» принцип чуть позже будет реализован Пастернаком при выборе заглавий в цикле «Стихотворения Юрия Живаго» и даже в последней поэтической книге «Когда разгуляется». Так в цикле «Переделкино» (первый поэтический цикл Б. Пастернака, состоящий только из «озаглавленных» стихотворений) поэт вырабатывает некий принцип «озаглавливания», который будет применяться им и далее, что станет одной из особенностей «поздней» пастернаковской поэтики.
Б.Л. Пастернак, А.А. Блок, заглавия стихотворений, поэтический цикл, «Переделкино», «На ранних поездах», «Стихотворения Юрия Живаго», «Когда разгуляется».
Короткий адрес: https://sciup.org/149136556
IDR: 149136556 | DOI: 10.24411/2072-9316-2021-00015
Список литературы Роль системы заглавий в художественном универсуме цикла Б.Л. Пастернака "Переделкино"
- Альфонсов В.Н. Поэзия Бориса Пастернака. СПб.: Сага, 2001.
- Баевский В.С. Б. Пастернак - лирик. Основы поэтической системы. Смоленск: Траст-имаком, 1993.
- Блок А.А. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 3. М.: Правда, 1971.
- Быков Д.Л. Борис Пастернак. М.: Молодая гвардия, 2007. (Жизнь замечательных людей).
- Гладков А.К. Встречи с Пастернаком (из воспоминаний) // Гладков А.К. Поздние вечера. М.: Советский писатель, 1986. С. 115-186.
- Есаулов И.А. Литургическая основа стихотворного цикла («Стихотворения Юрия Живаго» в контексте романного целого) // Европейский лирический цикл. М.: РГГУ, 2003. С. 233-243.
- Жолковский А.К. Поэтика и грамматика живаговского «Ветра» // Жолковский А.К. Поэтика Пастернака: инварианты, структуры, интертексты. М.: Новое литературное обозрение, 2011. С. 369-409.
- Магомедова Д.М. Александр Блок // Русская литература рубежа веков (1890-е - начало 1920-х годов). Кн. 2. М.: ИМЛИ РАН, 2001. С. 89-143.
- Магомедова Д.М. Филологический анализ лирического стихотворения. М.: Академия, 2004.
- Маймескулов А. «Переделкино» Бориса Пастернака (разбор цикла). ВМ-goszcz: Wydawn. Uczelniane Wyzszej Szkoly Pedagogicznej, 1994.
- Пастернак Б.Л. Собрание сочинений: в 5 т. М.: Художественная литература, 1989-1992.
- Пастернак Е.Б. Борис Пастернак: материалы для биографии. М.: Советский писатель, 1989.
- Письма Б.Л. Пастернака к жене З.Н. Нейгауз-Пастернак. М.: Дом, 1993.
- Поливанов К.М. «Вальс с чертовщиной» и рождественско-святочные мотивы стихов и прозы романа «Доктор Живаго» // Поливанов К.М. Пастернак и современники. Биография. Диалоги. Параллели. Прочтения. М.: ГУ ВШЭ, 2006. С. 254-260.
- Фарыно Е. Поэтика Пастернака («Путевые записки» - «Охранная грамота»). Wien: Gesellschaft zur Foerderung slavistischer Studien, 1989.
- Фоменко И.В. Книга стихов: миф или реальность? // Европейский лирический цикл. М.: РГГУ, 2003. С. 64-73.
- Фоменко И.В. Лирический цикл. Становление жанра. Поэтика. Тверь: Тверской государственный университет, 1992.
- Фоменко И.В. Об анализе лирического цикла (на примере стихов Б. Пастернака «Петербург») // Принципы анализа литературного произведения. М.: Издательство Московского университета, 1984. С. 171-176.
- Фоменко И.В. Циклизация как типологическая черта лирики Б.Л. Пастернака // Пастернаковские чтения. Пермь: Пермский государственный университет, 1990. С. 78-84.