Роль тела в самосознании

Автор: Третяк Я.Д., Жихарева Л.В.

Журнал: Форум молодых ученых @forum-nauka

Статья в выпуске: 9 (37), 2019 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящается рассмотрению восприятия тела и самосознания, а так же действия тела и самосознание. Сегодня связь между телом и разумом установлена. Клиническая практика напоминает об этом каждый день в отношении частоты психосоматических проявлений, наблюдаемых у пациентов с психическими расстройствами. Тело появляется здесь как отражающее психологические проблемы и находящееся в центре психологического процесса самосознания.

Самость, самосознание, самосознание тела, образ тела, восприятие тела

Короткий адрес: https://sciup.org/140287079

IDR: 140287079

Текст научной статьи Роль тела в самосознании

Когда ребенок рождается, он/она видит себя нецелостно, разъединено, и постепенно он/она целостность тела приобретает в ходе взросления. Самосознание тела является непременным условием для построения личности ребенка. Эта концепция была впервые введена в 1794 году под названием «Ценестезия». Хюбнер определил ценестезию как общую чувствительность, которая представляет душе состояние ее тела, тогда как чувствительность информирует душу о внешнем мире, а внутренний смысл дает представления, суждения, идеи и концепции1. Позднее Уоллон2 опишет это более простым способом, обозначив под этим термином два типа чувствительности: внутреннюю и висцеральную чувствительность и проприоцептивную, и постуральную чувствительность, совместное действие которых будет отвечать за кинестетические ощущения.

Эта концепция ценестезии развивалась в направлении концепции схемы тела в конце девятнадцатого века, следуя клиническим наблюдениям Боннье3 о нарушениях в восприятии собственного тела в результате определенных неврологических повреждений или доброкачественных расстройств, таких как головокружение. Существование нормальной системы восприятия, с которой эти аномалии были бы связаны, затем выдвигается гипотеза. Эта система Хедом и Холмсом в соавторстве4 вскоре будет названа термином «схема тела». Этот телесный паттерн будет постепенно формироваться в первые месяцы жизни, когда ребенок, кажется, проявляет живой интерес к осознанию своего тела посредством прикосновений, а также к изучению своего ближайшего окружения. Благодаря этому исследованию ребенок постепенно изучает границы между своим телом и окружающей средой. Хотя в нескольких исследованиях подчеркивался риск дефицита схемы тела у детей с серьезными нарушениями зрения, Хед и Холмс отвергли любое участие оптических путей в приобретении этой схемы тела, которая отражает общую интуицию относительно нынешнего положения тела в космосе.

Последнее замечание подчеркивает принципиальное различие между этой концепцией схемы тела и концепцией самоизображения, введенной Шильдером5. Первый основан на постуральных элементах, тогда как другой относится к символическому и аффективному опыту, основанному прежде всего на визуальном восприятии самого себя. Эти два понятия, однако, не разобщены, учитывая, что они вносят совместный вклад в формирование самости тела.

Как схема тела, самооценка не является врожденной, а приобретается постепенно. Понятие самоизображения эмоционально и символически отображено. Самоизображение – это не просто наблюдаемое изображение. Оно также включает в себя то, как люди представляют свое собственное тело в своем уме и представления других людей в своем собственном теле. Это представление изначально формируется как часть взаимодействия между ребенком и другим, как если бы ребенок мог сначала увидеть себя глазами другого, прежде чем сможет представить свое собственное тело. Различные авторы описали важность роли зеркала в построении образа себя и, в более широком смысле, самого себя. Этот аспект будет подробно описан позже.

Этот обзор идей, которые разрабатывались на протяжении более ста лет, показывают важность тела в основных теориях психологии развития.

Действительно, более поздние авторы, такие как Дамасио6, подчеркнули центральное место, занимаемое телом в феномене сознания. Они поддерживают идею о том, что сознательное мышление основано, прежде всего, на нашем внутреннем восприятии. В своей модели они развили различные возможные уровни самосознания, поместив телесное восприятие перед любым уровнем сознания. Восприятие внешнего мира, описанное в первичном сознании, становится возможным, только если это фундаментальное телесное восприятие функционирует.

В последние годы многие авторы также участвовали в улучшении нашего понимания путей, связанных с самосознанием, с особым акцентом на «самосознание тела»7. Эта концепция делится на три аспекта: самостоятельная локализация, перспектива от первого лица и самоидентификация.

Различные экспериментальные исследования показали, что телесное самосознание податливо. Сфорца8, например, изучал распознавание лиц у здоровых людей с помощью простой экспериментальной парадигмы. Экзаменатор коснулся лица субъекта, в то время как субъект наблюдал, как одно и то же действие одновременно применялось к лицу другого человека. Результаты этого исследования показали частые ошибки в идентификации изображения другого как своего собственного. Точно так же, манипулируя визуально-тактильными входами, иллюзорное чувство собственности может быть вызвано искусственной рукой (иллюзия резиновой руки9). Фактически, просмотр руки или лица другого человека синхронно с ударами, нанесенными на нашу соответствующую невидимую руку или лицо, может вызвать иллюзорное самоопределение видимой руки или лица. Кроме того, участники считают, что их рука находится в положении, смещенном к положению ложной руки (проприоцептивный дрейф), или оценивают лицо другого человека как сходное с его собственным лицом. Многие экспериментальные парадигмы показали аналогичные результаты, предполагая, что телесное самосознание может отказаться от противоречивой сенсорной стимуляции. Кроме того, наши двигательные действия могут также способствовать самосознанию.

Система управления движениями в головном мозге не только контролирует сложные действия, но также связана с представлением тела10. Точнее, система управления движениями способствует восприятию рук как части собственного тела. Согласно Галлахеру11, восприятие собственного тела является фундаментальным процессом самопознания. Таким образом, руки являются не только движущими факторами в движении, но и могут рассматриваться как связующее звено между разумом и моторным управлением. В соответствии с этим, то, что сейчас называется чувством активности, можно рассматривать как субъективное осознание того, что сгенерированное действие связано с самим собой. Чувство воли проявляется, когда совершенное действие признается порожденным собственным телом. Таким образом, ожидается, что чувство воли проявляется исключительно во время добровольного движения. Согласно Блекмору12, копия команды двигателя, то есть копия эффективности, может передаваться в прямую модель для прогнозирования обратной связи в ответ на данную команду двигателя. Таким образом, сравнение между сенсорной обратной связью и следственным разрядом способствует как точности движения, так и распознаванию того, кто произвел наблюдаемое действие. В свою очередь, чувство агентства участвует в построении самосознания посредством производства и контроля двигательных действий.

Несколько нейропсихологических экспериментов и экспериментов с нейровизуализацией показали, что нижняя теменная кора задействована в смысле агентства. В работах Сиригу13, пациенты с поражениями нижней теменной коры головного мозга имеют дефицит распознавания. Более того, по результатам нескольких исследований, посвященных визуализации головного мозга человека, установлено, что нижняя теменная кора участвует в обнаружении действия у здоровых участников14. Теменные поражения также ответственны за пространственное пренебрежение, а также за соматопарафрению, два нейропсихологических нарушения, которые также могут влиять на самосознание.

Чувство принадлежности к телу, а также осознание того, что он причинно вовлечен в действие, чувство воли, были в основном исследованы у здоровых участников с использованием экспериментальных, а также функциональных методов нейровизуализации15. Дополнительным подходом является исследование неврологических пациентов, у которых выявлены специфические нейропсихологические нарушения этих чувств после повреждения головного мозга.

У пациентов с повреждениями головного мозга, особенно после инсульта, может возникнуть анозогнозия (АНГ) как следствие гемиплегии, которая влияет на чувство собственности и, следовательно, на самосознание. Пациенты с поврежденным мозгом, страдающие анозогнозией, обычно отрицают слабость паретической или локтевой контралесиальной конечности и убеждены, что они двигаются правильно. Эти пациенты могут также проявлять нарушенное чувство сопричастности в отношении паретической/мокротной конечности. Они чувствуют, что их контралесиальная конечность не принадлежит им, и могут даже приписывать их другим людям. Этот дефицит часто называют «соматопарафренией». Анозогнозия, таким образом, характеризуется их ложным убеждением, что они не парализованы. Их чувство того, что они вовлечены в какое-либо действие или нет, - их чувство свободы действий -таким образом, сильно нарушено. Каким бы невероятным это ни казалось, несмотря на очевидный факт, что конечность контралесиального типа сильно парализована, эти пациенты ведут себя так, как будто расстройства не существует. Когда их просят переместить паретичную/изгибающую руку или ногу, они могут ничего не делать или могут двигать конечностью противоположной стороны. Однако в обеих ситуациях они либо убеждены, что успешно выполнили задание, либо могут утверждать, что они могут двигаться в общем виде. Интересно, что хотя они не могут двигать своей конечностью, склонной к выжиманию, когда их об этом просят, они могут объяснить свою невозможность либо путаницей (я мог двигать ее вчера, но моя рука теперь устала), либо внешними причинами (пол скользкий, и я не могу по нему ходить)16. Что касается нейроанатомических коррелятов AHГ, в нескольких исследованиях было высказано предположение, что правая островковая кора может быть критической анатомической областью при интеграции входных сигналов, связанных с самосознанием о функционировании частей тела17. Кроме того, подтверждая эту гипотезу, передняя островковая кора также является центральной структурой болевых механизмов и регуляции температуры18. Таким образом, передняя островковая кора может представлять собой важный коррелят «интероцепции» человека, а также важную корковую область для владения телом, для ощущения активности и в более общем смысле для самосознания19. Более того, передняя островковая кора вовлечена в другие когнитивные и эмоциональные процессы, которые могут способствовать самосознанию, такие как чувство гнева или беспокойства20, страстное желание21 и визуальное самопознание22.

Наконец, анозогнозия и нарушенное чувство принадлежности к телу часто связаны с другим нейропсихологическим дефицитом, следствием правого теменного поражения и влияющим на пространственное представление: одностороннее пространственное пренебрежение.

Список литературы Роль тела в самосознании

  • Старобинский Ю. Понятие о ценестезии и нейропсихологические идеи Морица Шиффа. М.: Геснерус, 1977. 202 с.
  • Валлон Х. Турбулентный ребенок. Париж: П.У.Ф., 1984. 210 с.
  • Бонниер П. Смысл Отношений. Париж: C. Naud, 1904. 217 с.
  • Хэд Х., Холмс Х.Г. Сенсорные нарушения от поражений головного мозга / Наука, 1912. 302 с.
  • Шильдер П. Образ тела. Париж: Галлимар, 1968. 118 с.
  • Дамасио А.Р, Тирселин С., Ларсоннер К. Чувство даже себя: тело, эмоции, сознание. Издание: Сб. Наука. Париж: Издания Одил Джейкоб, 1999. 380 с.
  • АспеллДж.Э., Ленгенхагер Б., Бланке О. Поддерживать связь с самим собой: мультисенсорные механизмы самосознания / PLoS One: 2009. 488 с.
  • Сфорца А., Буфалари И., Хаггард П., Аглиоти С.М. Мое лицо у тебя: визуально-тактильная стимуляция лица влияет на чувство идентичности / Soc. Neurosci, 2010. 162 с.
  • Ботвиник М., Коэн Дж. Резиновые руки «чувствуют» прикосновения, которые видят глаза. М.: Природа 1998. 391 с.
  • Мурата А., Вэнь У., Асама Х. Тело и предметы представлены в вентральном потоке парието-премоторной сети / Neurosci. Местожительство, 2016. 104 с.
  • Галлахер С. Как тело формирует разум. Оксфорд: издательство Оксфордского университета, 2005. 294 с.
  • Блэкмор С.Дж., Фрит К.Д., Вольперт Д.М. Пространственно-временное предсказание модулирует восприятие собственных стимулов / Далас, 1999. 559 с.
  • Сиригу А., Дапрати Е., Прадат-Диль П., Франк Н., Жаннерод М. Восприятие самостоятельного движения после левого теменного поражения / Брейн, 1999. 122 с.
  • Фаррер С., Бушеро М., Жаннерод М., Франк Н. Влияние искаженной визуальной обратной связи на чувство агентства / Behav. Neurol, 2008. 357 с.
  • Фаррер С., Фрэнк Н., Георгиев Н., Фрит С.Д., Дечетти Дж., Жаннерод М. Модулирование опыта агентства: исследование позитронно-эмиссионной томографии / Neuroimage, 2003. 333 с.
  • Натансон М., Бергман П.С., Гордон Г.Г. Отрицание болезни; его появление в сотне последовательных случаев гемиплегии / Архипелаг Neurol. Психиатрия, 1952. 380-387 с.
  • Карнат Х.О., Байер Б. Правильная изоляция для нашего чувства принадлежности к конечностям и самосознания действий. Структура мозг / Функцион, 2010. 417 с.
  • Крейг А.Д. Как ты себя чувствуешь? Интероцепция: ощущение физиологического состояния организма / Туземный Rev. Neurosci, 2002. 666 с.
  • Крейг А.Д. Как вы себя чувствуете сейчас? Бывший островок и человеческое сознание / Туземный Rev. Neurosci, 2009. 105 с.
  • Филлипс М.Л., Молодой А.В., Старший С., Браммер М., Андрей С., Колдер А.Дж. Специфический нервный субстрат для восприятия выражений отвращения на лице / Природа, 1997. 389 с.
  • Контрерас М., Церик Ф., Торреальба Ф. Инактивация интероцептивного островка нарушает тягу к наркотикам и недомогание, вызванное литием / Наука, 2007. 658 с.
  • Дэвуэ C., Коллет Ф., Балто Э., Дэгулдре C., Люксен А., Макет П. Вот и я: корковые корреляты визуального самопознания / Brain Res, 2007. 182 с.
Еще
Статья научная