Ролевые ожидания и притязания у студентов с различной гендерной принадлежностью

Автор: Наквасина С.Н.

Журнал: Форум молодых ученых @forum-nauka

Статья в выпуске: 5-2 (21), 2018 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена проблеме ролевых ожиданий и притязаний у студентов с различной гендерной принадлежностью. В связи с изменением системы ценностей современной молодежи, меняются ожидания и притязания, касающиеся супружеских отношений. В статье описываются результаты исследования ожиданий и притязаний юношей и девушек с различной гендерной принадлежностью.

Гендер, маскулинность, фемининность, андрогинность, ролевые ожидания, ролевые притязания

Короткий адрес: https://sciup.org/140282816

IDR: 140282816

Текст научной статьи Ролевые ожидания и притязания у студентов с различной гендерной принадлежностью

student

4th course, faculty of clinical psychology Orenburg state medical university Russia, Orenburg ROLE EXPECTATIONS AND ROLE CLAIMS

OF STUDENTS WITH DIFFERENT GENDER IDENTITY

В настоящее время происходит смена доминирующих парадигм, постоянное изменение образа жизни, образа мышления, системы ценностей. Каждое последующее поколение все больше отличается от предыдущего. Особенно отчетливо это заметно в сфере человеческих отношений. У современной молодежи отличное от прошлых поколений представление об особенностях отношений, в том числе и семейных. Помимо этого, происходит тотальная гендерная трансформация, и среди молодого поколения преобладает андрогинность, а фемининность и маскулинность в современных условиях становятся менее распространенными гендерными характеристиками. В связи с этим мы приняли решение изучить ролевые ожидания и притязания в браке у студентов с различной гендерной принадлежностью.

Базой проведения исследования стало Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации. Исследование проводилось в 2018 году. В качестве респондентов выступили студенты 2-5 курсов в возрасте от 18 до 23 лет, 50 респондентов (41 девушка и 9 юношей). На основе гендерной принадлежности всех испытуемых можно разделить на 3 группы в зависимости от гендера: андрогинные студенты – 60% (30 чел.), фемининные студенты – 32% (16 чел.), маскулинные студенты – 8% (4 чел.).

Исследование проводилось с помощью методики А.Н. Волковой «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП). Статистическое сравнение производилось с использованием критерия t-Стьюдента (формула для выборок, значительно различающихся по численности).

Средняя оценка значимости сфер ролевого взаимодействия у исследуемых выборок представлена в таблице (Таблица 1).

Средняя оценка значимости сфер ролевого взаимодействия у исследуемых выборок

Сфера ролевого взаимодействия

Средняя значимость сферы для андрогинных студентов

Средняя значимость сферы для фемининных студентов

Средняя значимость сферы для маскулинных студентов

Интимно-сексуальная

4,43

4,69

4,00

Личностная идентификация с супругом

6,83

7,19

6,50

Хозяйственно-бытовая

6,25

5,81

6,63

Родительско-воспитательная

6,00

5,97

6,36

Социальная активность

7,05

6,66

8,25

Эмоциональнопсихотерапевтическая

7,30

7,00

7,25

Внешняя привлекательность

6,13

6,16

5,75

Для андрогинных и маскулинных студентов высокую значимость имеют социальная активность и эмоционально-психотерапевтическая сфера ролевого взаимодействия в семье. Для фемининных студентов наиболее значимы социальная активность и личностная идентификация с супругом.

Мы провели статистическое сравнение значимости сфер ролевого взаимодействия у исследуемых выборок попарно. Результаты сравнения представлены в таблице (Таблица 2).

Статистический анализ показал, что достоверные различия выявляются только по шкале «Социальная активность», причем данная сфера ролевого взаимодействия наиболее важна для ангрогинных студентов, несколько менее важна для маскулинных студентов, и наименее всего среди исследуемых выборок – для фемининных студентов.

Результаты сравнения значимости сфер ролевого взаимодействия у исследуемых выборок (эмпирическое значение критерия t-Стьюдента)

Сфера ролевого взаимодействия

Сравнение значимости сфер у андрогинных и фемининных студентов

Сравнение значимости сфер у андрогинных и маскулинных студентов

Сравнение значимости сфер у фемининных и маскулинных студентов

Интимно-сексуальная

0,522

0,498

0,660

Личностная идентификация с супругом

0,798

0,040

0,819

Хозяйственно-бытовая

1,279

0,737

0,611

Родительско-воспитательная

0,062

0,041

0,486

Социальная активность

0,997

1,812*

2,199**

Эмоциональнопсихотерапевтическая

0,872

0,001

0,463

Внешняя привлекательность

0,058

0,420

0,420

Примечание: Две звездочки (**) означают статистически достовер ные различия (эмпирическое значение критерия t-Стьюдента р<0,05); одна звездочка (*) - различия на уровне статистической тенденции (р<0,1).

Данные различия могут быть обусловлены особенностями современной системы ценностей, в которой приоритетными являются активные виды отдыха, активность в работе, участие в различных мероприятиях, посещение новых мест и событий, что объясняется повышением значимости ценности социальной активности. Если говорить о супружеских взаимоотношениях, то в представлении респондентов, вероятнее всего, важно, чтобы факт супружества и семейный образ жизни не мешали, а только способствовали активной социальной жизни.

Наименее выражено предпочтение данной сферы ролевого взаимодействия – социальной активности – у фемининных студентов, что соответствует представлениям о фемининности. Согласно С. Бем, фемининность представляется как способность быть фоном в жизни других, т.е. обеспечивать удобство и комфорт близких, при этом свои потребности и интересы зачастую отодвигая на второй план.

Таким образом, в результате исследования выявлено, что для андрогинных и маскулинных студентов такая сфера ролевого взаимодействия, как социальная активность, является более важной, чем для фемининных студентов, что отражает современные тенденции массового сознания и соответствует выявленной у студентов гендерной принадлежности.

Статья научная