Роман «Москва» Андрея Белого и «Фауст» И. В. Гёте в контексте антропософии Р. Штайнера
Автор: Шарапенкова Наталья Геннадьевна
Журнал: Ученые записки Петрозаводского государственного университета @uchzap-petrsu
Рубрика: Филология
Статья в выпуске: 1 (130), 2013 года.
Бесплатный доступ
Выявлены типологические связи между последним и малоизученным романом Андрея Белого «Москва» (1926-1932) и драмой Гёте «Фауст». Основные мотивы (мотив ослепления, спасения героя, амбивалентность финала) интерпретируются в тесной связи с антропософским учением Р. Штайнера. Андрей Белый воспринимает героя Гёте как символ и средоточие Нового времени, как «тип типов и принцип принципов», в котором « история становится биографией одного индивидуума». Важнейшей составляющей архитектоники романа выступает антропософский код. Несмотря на цензурные ограничения 1920-х годов, автор зашифровал в своем произведении антропософские идеи, образы и символы (Аримана и Люцифера, архангела Михаила). Главный герой романа, подобно Фаусту, пройдет тернистый путь от абстрактности и порой бесплодности научных устремлений к живительной органике самой жизни. Путь нравственного совершенствования героев пролегает через встречу с демоническим миром. Мотив ослепления сближает оба произведения. Финалы романа и драмы амбивалентны. Фауст свой высший миг (« прекрасное мгновение») переживает, слыша звуки лопат Лемуров (приняв их за созидательные работы). В финале романа А. Белого мир рушится, но герой открывает для себя пространство любви, веры, его озаряют идеи всепрощения и милосердия. Коробкин - фаустианский человек, но не в просветительском ключе, а в антропософском смысле. Оба героя в поисках полноты переживания жизни, открытия для себя духовных основ бытия обретают подлинное высшее «Я», являя собой живую связь с социумом, сущим, Богом. И. В. Гёте и Андрей Белый субъективное «Я» расширили до пределов Природы, мира, Космоса.
Компаративистика, антропософские образы и символика, мотив ослепления героя
Короткий адрес: https://sciup.org/14750356
IDR: 14750356
Список литературы Роман «Москва» Андрея Белого и «Фауст» И. В. Гёте в контексте антропософии Р. Штайнера
- Андрей Белый и Иванов-Разумник. Переписка. 1913-1932 гг. СПб.: Atheneum: Феникс, 1998. 736 с.
- Белый А. Душа самосознающая. М.: Канон+, 1999. 560 с.
- Белый А. Москва/Сост. С. И. Тиминой. М.: Сов. Россия, 1989. 768 с.
- Белый А. Одна из обителей царства теней. Л.: ГИЗ, 1924. 75 с.
- Белый А. Символизм как миропонимание/Сост., вступ. ст. и примеч. Л. А. Сугай. М.: Республика, 1994. 528 с.
- Гёте И.-В. Фауст//Гёте И.-В. Собр. соч.: В 10 т. М.: Худож. лит., 1976. Т. 2. 507 с.
- Карпухина О. С. «Немецкий текст» в творчестве Андрея Белого: автореф. дис.. канд. филол. наук. Самара, 2004. 23 с.
- Москва и «Москва» Андрея Белого. М.: РГГУ, 1999. 512 с.
- Оболенска Д. Путь к посвящению. Антропософские мотивы в романах Андрея Белого. Гданьск: Гданьский университет, 2009. 274 с.
- Черняк М. А. Массовая литература ХХ в. М.: Флинта: Наука, 2009. 432 с.
- Штайнер Р. Тайны. Сказка. О Гёте. М.: Энигма, 1996. 249 с.
- Юнггрен М. Русский Мефистофель. Жизнь и творчество Эмилия Метнера. СПб.: Академический проект, 2001. 288 с. (Современная западная русистика).
- Goethe J. W. Faust. Aufbau-Verlag Berlin und Weimar, 1977. 507 s.