Российская государственная политика по развитию профессиональной образовательной сети в среде кустарей (1883-1917 гг.) (на примере школ кружева)
Автор: Карташова М.В.
Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc
Рубрика: История
Статья в выпуске: 2, 2016 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматривается проблема создания профессиональной образовательной сети в российской государственной кустарно-промышленной политике на примере школ кружева. Анализ показывает, что при формировании сети школ правительство ставило образовательные, научно-исследовательские и экономические цели. Образовательная деятельность являлась важным звеном в системе правительственной политики по стимулированию кустарных промыслов в Российской империи.
Российская империя, государственная политика, кружевной промысел, профессиональная образовательная сеть, кустарь, кустарные промыслы, школа кружева, земледельческое ведомство
Короткий адрес: https://sciup.org/14940845
IDR: 14940845
Текст научной статьи Российская государственная политика по развитию профессиональной образовательной сети в среде кустарей (1883-1917 гг.) (на примере школ кружева)
В конце XIX – начале XX в. в Российской империи существовала сложная система образования, которая включала в себя разные типы школ, предоставлявших возможность представителям всех слоев общества получать образование, соответствующее их способностям и потребностям. Значительная часть населения Российской империи в конце XIX – начале XX в. занималась кустарными промыслами. Поэтому в стране стали возникать школы, направленные на повышение художественного вкуса и технических навыков кустарей. Особое внимание уделялось женскому образованию. В царствование Александра III стали открываться школы кружева, которые к 1917 г. представляли собой целую образовательную сеть. Так почему и с какой целью в Российской империи сформировалась профессиональная образовательная сеть школ по кружевоплетению?
Проблема формирования и функционирования учебных заведений в кружевном промысле исследовалась в трудах историков и искусствоведов. Вслед за В.А. Фалеевой авторы полагают, что к 1913 г. в стране действовало свыше 60 школ кружева [1, с. 295–296; 2, с. 48; 3, с. 12]. К.Н. Тар-новский, проанализировав отчеты специалистов Кустарного комитета, приходит к выводу, что школы кружева не только преследовали образовательные цели, но являлись по сути раздаточными центрами рассеянной мануфактуры и выступали «в качестве готовых элементов складывавшейся общероссийской кустарной организации» [4, с. 171]. Важной особенностью российской системы образования по сравнению с другими европейскими странами, как полагают исследователи, являлся ее «институциональный плюрализм», то есть многообразие форм образовательных организаций, их организационно-правовой формы, ведомственной подчиненности, состава учредителей и источников финансирования [5, с. 27]. Это в полной мере характеризует сеть школ кружева.
Открытию школ кружева предшествовала большая работа по исследованию состояния кружевного промысла в России. Кружевоплетение попало в сферу внимания Комиссии по исследованию кустарной промышленности в России, работавшей при Министерстве финансов с 1872 по 1887 г. Комиссия была призвана разработать научную программу и общеведомственный план действий по поддержанию и развитию кустарных промыслов. Результатом работы Комиссии стало опубликование 16 томов «Трудов». Несколько статей в них были посвящены развитию кружевного промысла. Их автором была член комиссии С.А. Давыдова [6], впоследствии всю жизнь посвятившая изучению и развитию этого промысла.
Исследования показали, что кружевной промысел давал средства к существованию значительной массе крестьянского населения. С введением закона от 1888 г. началась активная правительственная деятельность по поддержанию и развитию кустарных промыслов в Российской империи, в том числе и кружевного. Заведывание кустарных промыслов поручалось земледельческому ведомству - Министерству государственных имуществ (МГИ) (с 1894 г. - Министерство земледелия и государственных имуществ (МЗиГИ)). В созданный в 1894 г. Кустарный комитет при отделе сельской экономии и сельскохозяйственной статистики МЗиГИ вошли активные сторонницы правительственного курса на поддержание и развитие кустарных промыслов - С.А. Давыдова, Е.Н. Половцева. Одной из главных задач государственной политики по развитию кружевного промысла стало создание школ, через которые планировалось распространять художественные и технические усовершенствования.
Исследователи констатировали, что качество кружев в крестьянской среде было очень низким. Так, М.К. Горбунова писала, что «большим затруднением для них (кружевниц) является еще то, что они вовсе не умеют рисовать…», «вследствие этого мы встречаем между образцами и кружева с чрезвычайно неудачными рисунками…». Обучение обычно происходило дома, в семье: «Женщины, матери семей, плетут кружева у себя дома в своей избе... Около себя они сажают маленькую девочку, не умеющую еще хорошо плести кружева, и, быстро перебирая коклюшки у своей работы, они одновременно присматривают и за ее работой» [7, с. 20, 50].
Первой школой кружева стала открытая в 1883 г. в Санкт-Петербурге Мариинская практическая школа кружевниц, которая находилась в ведении министерства финансов, хотя земледельческое ведомство ежегодно выделяло субсидию на ее содержание. Школа готовила кружевниц и направляла их в различные города и села империи, помогала местным мастерицам покупать качественный материал, распространяла орудия работы, разрабатывала и рассылала рисунки кружев, собирала коллекцию старинных русских рисунков кружев, являлась справочно-информационным центром промысла, участвовала в выставках, в том числе международных, с целью популяризации кружева.
Первые региональные школы кружева в империи стали появляться во второй половине 1880-х гг. При Тверском Обществе поощрения женского труда около 1886 г. открывается кружевная мастерская. 1 января 1888 г. по инициативе выпускницы Мариинской школы кружевниц А.И. Кряни-ной и при поддержке Сарапульского уездного земства Вятской губернии была открыта Воткинская школа кружевниц [8, с. 4]. Всего в период с 1883 по 1917 г., как удалось установить, в Российской империи действовало 52 школы кружева. Эти данные не претендуют на полноту сведений, однако могут служить отправным пунктом при дальнейшем изучении вопроса. Эти школы можно разделить на три группы: частные (23), земские (24) и принадлежавшие различным обществам (4). Одна школа - Мариинская была государственной. Некоторые из этих школ получали государственную поддержку: земледельческое ведомство выдавало единовременные или ежегодные субсидии непосредственно частным лицам, их владельцам или земствам, их содержавшим.
Рассмотрение расположения школ на территории Российской империи позволяет установить, что школы размещались в 18 губерниях. В Финляндии также действовала как минимум одна школа кружева в Рауме. Школы размещались не только в центральных губерниях империи, но и в северных и черноземных. Наибольшее их количество (по 7) фиксируется в Вятской и Орловской губерниях, которые значительно отличались по своей экономической направленности и количеству кружевниц. Школы были открыты и в тех губерниях, в которых статистики вообще не фиксировали кружевниц: в Курской, Пензенской, Псковской.
Особое внимание кружевным школам уделяли Московское и Вятское губернские земства. К 1913 г. Московское земство содержало Александровскую кружевную учебную мастерскую в Подольском уезде и ее филиал в деревне Щитове Подольского уезда. Деятельность кружевной школы в селе Александрове подробно освещена в статье сотрудников муниципального музея истории усадьбы [9, с. 60-77]. Мастерские преследовали исключительно учебные цели, а выплетенные изделия сдавали в Кустарный музей Московского земства. В 1912 г. земство потратило на эти мастерские 6 617 руб. [10, с. 37].
Содержали школы кружевниц и уездные земства. Балахнинское уездное земство в начале 1912 г. начинает переписку с Главным управлением землеустройства и земледелия (ГУЗиЗ) об открытии в г. Балахне школы кружевниц. В письме от 17 февраля 1912 г. Балахнинское земское собрание просило ГУЗиЗ помочь в организации школы. В ответном письме от 7 марта 1912 г. С.А. Давыдова писала: «Признавая крайне желательным устройство школы кружевниц в г. Ба-лахне, славившимся издавна своими своеобразными кружевными изделиями, я полагаю достаточными средства, назначенные Балахнинской уездной земской управой для устройства школы…», и далее: «Попечительский Комитет Мариинской практической школы кружевниц может рекомендовать учительницу плетения кружев: на жалованье учительнице 25 руб. в месяц...»
[11, л. 1, 1 об., 5, 7–9]. В итоге земство и земледельческое ведомство пришли к взаимному согласию. Школа была открыта, но проработала всего три года, так как местные кружевницы сами учили своих дочерей плести кружева. Возникали земские кружевные школы и в тех губерниях, где кружевниц практически не было. В период с 1900 по 1903 г. в городе Петрозаводске Олонецкой губернии на средства кустарного комитета при уездной земской управе были устроены летние курсы для учительниц по кружевному делу.
В отличие от земских, частные школы держались в основном на средствах и энтузиазме своих благотворителей. Такими сторонницами развития кружевного промысла были: Н.Я. Эрих-сон, А.Д. Тенишева, Н.А. Огарева, М.А. Шаховская, Е.Н. Половцева, А.Н. Нарышкина и другие. Член Кустарного комитета земледельческого ведомства, основательница трех школ кружевниц в Рязанской губернии Е.Н. Половцева главную цель школ кружева видела в «восстановлении забытого производства или насаждении нового» [12, с. 52–53]. Поэтому земледельческое ведомство на опыте работы школ кружев стало издавать учебные пособия по кружевоплетению, альбомы сколков и рисунков кружева.
Правительство финансировало кружевные школы, что нашло отражение в документах МЗиГИ, ГУЗиЗ. Ежегодную субсидию получали: Мариинская школа кружевниц, Елецкие и Мцен-ские школы Орловской губернии, Скопинская школа Рязанской губернии. В 1908 г. из 65 учебных школ и мастерских, получивших финансирование от земледельческого ведомства, 6 было кружевных, в 1909 г. из 90 кустарных школ 8 кружевных.
Таким образом, к 1913 г. в Российской империи была создана профессиональная образовательная сеть школ кружева. Главной школой являлась Мариинская практическая школа кружевниц. Региональные школы включали в себя земские, частные, а также школы обществ. Мариинская школа оказывала влияние на региональные школы хотя бы тем, что ее выпускницы преподавали в этих школах. Представители земледельческого ведомства инспектировали все региональные школы, так как, финансируя их, обязаны были следить за расходованием государственных субсидий.
Профессиональная образовательная сеть школ по кружевоплетению возникла в империи не только с образовательной целью, но и с целью формирования на местах центров кружевного промысла, которые реализовывали правительственные задачи: научно-исследовательские – занимались исследованием истории промысла, его современного состояния; экономические – снабжение кружевниц материалами, рисунками; сбытовые операции; образовательные – обучение девочек предметам, необходимым в промысле, чтению, письму, рисованию. Эта сеть школ способствовала развитию кружевного промысла, а в целом являлась важным звеном в системе правительственной политики по стимулированию кустарной промышленности в Российской империи.
Ссылки:
-
1. Фалеева В.А. Русское плетеное кружево. Л., 1983.
-
2. Сорокина М.А. Художественное развитие вологодского кружева в XX веке : дис. … канд. искусствоведения. СПб., 2004.
-
3. Суэтова Н.В. Из истории кружевоплетения // Подольские кружева. Традиционное искусство и его возрождение : сборник / сост. С.В. Виданов. Подольск, 2008.
-
4. Тарновский К.Н. Мелкая промышленность России в конце XIX – начале XX в. М., 1995.
-
5. Сапрыкин Д.Л. Образовательный потенциал Российской империи. М., 2009.
-
6. Давыдова С.А. Кружевной промысел // Труды комиссии по исследованию кустарной промышленности в России.
-
7. Кружевной промысел / сост. М.К. Горбунова // Сборник статистических сведений по Московской губернии. Т. VI,
вып. II. Промыслы Московской губернии. М., 1880.
-
8. Школы по женским кустарным производствам. Отчет 1890 г. С.А. Давыдовой // Отчеты и исследования по кустарной промышленности. Т. II. СПб., 1892.
-
9. Щапов Я.Н., Щапова Ю.Л., Розенбаум В.Б. Кружевная школа в селе Александрове Подольского уезда (1892–1919) // Подольские кружева. Традиционное искусство и его возрождение.
-
10. Обзор деятельности земств по кустарной промышленности. Т. I. СПб., 1913.
-
11. РГИА. Ф. 395. Оп. 1. Д. 2473.
-
12. Михайловское кружево. Отчет Е.Н. Половцевой // Отчеты и исследования по кустарной промышленности. Т. X. СПб., 1912.
Вып. XV. СПб., 1886.
Список литературы Российская государственная политика по развитию профессиональной образовательной сети в среде кустарей (1883-1917 гг.) (на примере школ кружева)
- Фалеева В.А. Русское плетеное кружево. Л., 1983.
- Сорокина М.А. Художественное развитие вологодского кружева в XX веке: дис.. канд. искусствоведения. СПб., 2004.
- Суэтова Н.В. Из истории кружевоплетения//Подольские кружева. Традиционное искусство и его возрождение: сборник/сост. С.В. Виданов. Подольск, 2008.
- Тарновский К.Н. Мелкая промышленность России в конце XIX -начале XX в. М., 1995.
- Сапрыкин Д.Л. Образовательный потенциал Российской империи. М., 2009.
- Давыдова С.А. Кружевной промысел//Труды комиссии по исследованию кустарной промышленности в России. Вып. XV. СПб., 1886.
- Кружевной промысел/сост. М.К. Горбунова//Сборник статистических сведений по Московской губернии. Т. VI, вып. II. Промыслы Московской губернии. М., 1880.
- Школы по женским кустарным производствам. Отчет 1890 г. С.А. Давыдовой//Отчеты и исследования по кустарной промышленности. Т. II. СПб., 1892.
- Щапов Я.Н., Щапова Ю.Л., Розенбаум В.Б. Кружевная школа в селе Александрове Подольского уезда (1892-1919)//Подольские кружева. Традиционное искусство и его возрождение.
- Обзор деятельности земств по кустарной промышленности. Т. I. СПб., 1913.
- РГИА. Ф. 395. Оп. 1. Д. 2473.
- Михайловское кружево. Отчет Е.Н. Половцевой//Отчеты и исследования по кустарной промышленности. Т. X. СПб., 1912.