Русская классическая литература и проблемы методологии: границы понимания
Автор: Карпенко Г.Ю., Шевченко Е.С.
Рубрика: Гуманитарные науки филология
Статья в выпуске: 93 т.25, 2023 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматриваются особенности понимания русской классической литературы в зависимости от первичных базовых гносеологических и ценностных установок, от изначальной направленности сознания на бинарное или тринитарное постижение. Для бинарного подхода характерно описание мира по принципу онтологической дихотомии, расщепления его на две части: «свой - чужой», «доброе - злое» и т. д. Понимание русской классики, основанное на принципах бинарности (структурализм), порождает в восприятии упрощенную художественную картину мира, выраженную в оппозициях, антиномиях, противопоставлениях и закрепленную в категориях «Я и Другой». Абсолютизация такого подхода в социальной сфере оборачивается альтернативным доминированием, господством одного полюса над другим. В свете такого подхода мир не может мыслиться как более сложное, чем однолинейное, целое. Переход к жизнеспособной гносеологической парадигме и, следовательно, к новой стратегии жизни и миропостроения связывается с тринитарным подходом, выработанным в период становления великих культур, в данном случае - русской классики. Для такого подхода характерно понимание мира, отраженного в русской литературе, как иерархически выстроенного и сакрализованного целого, внутри которого снимается напряженность и противопоставленность оппозиций.
Картина мира, бинарный подход, оппозиция, тринитарный подход, гармоническая целостность
Короткий адрес: https://sciup.org/148328003
IDR: 148328003 | DOI: 10.37313/2413-9645-2023-25-93-104-110
Список литературы Русская классическая литература и проблемы методологии: границы понимания
- Айриян, Р., Урушадзе, А. Война и мир: вечные ценности человечества // Новое прошлое. - 2016. - № 3. - C. 1018.
- Арутюнова, Н. Язык и мир человека: Субъект - предикат - связка. Сравнение - метафора - метонимия. Истина - правда - судьба. Норма. Аномалия. Стихия - воля. - М., 1999. - 895 с.
- Басилая, Н., Путкарадзе, Т. «Отражение небесной сферы в поэтической картине И. А. Бунина» // И. А. Бунин: русская и национальные литературы. - Ереван, 2020. - C. 12-22.
- Бунин, И. Собрание сочинений: В 9-ти т.: Т. 1. - М., 1965-1967. - 595 с.
- Вжозек, В. Интерпретация человеческих действий: Между модернизмом и постмодернизмом // Проблемы исторического познания: Материалы Международной конференции. - М., 1999. - C.152-161.
- Еськова, Н. Что означает слово "мир" в названии романа Льва Толстого? // Новый мир. - 2006. - № 7. - C. 204205.
- Заграевский, С. О научной обоснованности иеротопии // ПРАННМА. Проблемы визуальной семиотики. - 2018. - № 1 (15). - С. 49-69.
- Иванов, В. Эволюция ноосферы и художественное творчество // Ноосфера и художественное творчество. - М., 1991. С.3-38.
- Маркович, В. М. О трансформациях «натуральной «новеллы» и двух «реализмах» в русской литературе XIX века // Русская новелла: Проблемы теории и истории. Сборник статей. - СПб. Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1993. - С. 113-134.
- Нигматуллина, Ю. "Срединная культура": диалог бинарного и тринитарного мышления // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. - Кн. 1. - Т. 159. - 2017. - С. 26-42.
- Пригожин, И. От существующего к возникающему: Время и сложность в физических науках. - М., 1985. - 327 с.
- Пригожин, И., Стенгерс, И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. - М., 1986. - 431 с.
- Свасьян, К. Иоганн Вольфганг Гете. - М., 1989. - 192 с.
- Толстой, Л. Собрание сочинений: В 22-х т.: Т. 6. - М., 1978-1984. - 446 с.
- Топоров, В. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. - М., 1995. -623 с.
- Karpenko, G. The Italian-style al Fresco Painting The Resurrection of Christ in I. S. Turgenev's Fathers and Children // Probleny istoricheskoi poetiki. - 2021. - Vol.19. - № 1. - Issue 1. - P. 140-172.
- Tihanov, G. The Birth and the Death of Literary Theory: Regimes of Relevance in Russia and Beyond. - Stanford: Stanford University Press, 2019. - 272 p.