Русская лощеная керамика XVII-XVIII веков с поселения Ананьино-1 (по материалам раскопок 2023 года)
Автор: Сопова К.О., Татаурова Л.В.
Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas
Рубрика: Археология эпохи палеометалла средневековья и нового времени
Статья в выпуске: т.XXIX, 2023 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматривается малоизученный элемент русской бытовой культуры XVII-XVIII вв. лощеная посуда, коллекция которой получена в результате раскопок памятника Ананьино-1. Типовое разнообразие представлено горшками малых и средних разметов, горшком со сливом, мисками, кубышками. Для каждого типа изучена морфология форм венчиков, состав формовочных масс, технология изготовления. В способах изготовления характерно применение ленточного налепа, с доработкой на гончарном круге и полное вытягивание формы на круге. Отмечено использование приема выбивания для уплотнения стыка лент и создания более тонких стенок изделий. Особое внимание уделено способам обработки поверхности. Выявлены стратегии лощения по влажной поверхности и по сухой с предварительным ее увлажнением. В коллекции имеются фрагменты сосудов с пролощенным орнаментом. Лощили вручную и на гончарном круге, используя орудия из рога и камня. Обжигали эту посуду, как и всю керамику на поселении, в восстановительной среде, хотя есть изделия коричнево-, серои краснолощеные. В типовом и технологическом контексте лощеная посуда не отличается от другой бытовой утвари. По назначению это столовая посуда и использовали ее как статусную вместе с фарфоровой. Исследований лощеной керамики как в европейской части России, так и в Сибири немного. Пик ее распространения в Московии приходится на XVII в. В материалах Тобольска, Мангазеи она составляет 3 % и менее от всего объема глиняной посуды, присутствуют такие же типы, цельнолощеные и с пролощенным орнаментом.
Керамика, лощение, русские, западная сибирь, новое время
Короткий адрес: https://sciup.org/145146726
IDR: 145146726 | DOI: 10.17746/2658-6193.2023.29.0897-0902
Текст научной статьи Русская лощеная керамика XVII-XVIII веков с поселения Ананьино-1 (по материалам раскопок 2023 года)
Исследования русской деревни Ананьино (археологический комплекс Ананьино-1 Тарский р-н Омской обл.) начаты Л.В. Татауровой в 2005 г. Изученная площадь поселения, включая раскоп 2023 г., составила 2 960 м2. На ней зафиксированы 9 жилищ и представительный предметный комплекс, в т.ч. керамический материал, характеризующий различные элементы системы жизнеобеспечения русского населения XVII–XVIII вв.
Керамика – самый массовый материал на изучаемом поселении, и в целом на русских памятниках Нового времени. Некоторые результаты анализа коллекции из Ананьино, включая технологию производства, опубликованы [Сопова, 2022; Сопова, Татаурова, 2017; Татаурова, 2015; Татаурова, Сопова, 2022], однако специального исследования лощеной керамики из культурного слоя памятника не проводилось.
Цель публикации – представить результаты анализа форм, морфологии и технологии производства лощеной керамики из культурного слоя поселения Ананьино-1.
Технология, морфология и типы лощеных сосудов
Лощеная посуда – одна из наиболее интересных групп русской керамики Нового времени, особенно на сельских памятниках. Выделяясь в общей массе бытовой посуды, она различается и внутри группы формой, техникой изготовления, составом формовочных масс, обжигом.
Лощение поверхности глиняных сосудов представляет собой один из приемов придания ей блеска. Оно выполняется перед обжигом путем натирания поверхности сосуда гладким твердым инструментом, лощилом, из камня или рога. Эта операция осуществляется как вручную, так и при помощи гончарного круга. В зависимости от того на какой технологической стадии ведется лощение: по подсушенной или по сухой, увлажненной глине, фиксируются разные отпечатки. В первом случае на поверхности образуются неглубокие желобки – следы работы инструментом по влажной глине. При лощении по сухой, увлажненной поверхности таких признаков нет [Цетлин, 2017, с. 113]. Разные варианты лощения и особенности достигаемых при этом эффектов описаны в литературе [Бобринский, 1978, с. 223].
Для анализа взяты лощеные фрагменты верхних частей, позволяющие определить форму и выявить их принадлежность к разным сосудам. Типовое разнообразие проанализированной керамики представлено: горшками (28 шт.), горшком со сливом (1 шт.), мисками (18 шт.) и кубышками (2 шт.).
Горшки (рис. 1). Как и во всей совокупности этого типа посуды, среди лощеных по размеру выделяются маленькие (10–14 см в диаметре по венчику) и средние (15–22 см). Для маленьких горшков характерны следующие варианты оформления венчиков: 1) с вертикальной шейкой и слегка отогнутым наружу округлым краем (рис. 1, 1 ); 2) с плавно изогнутой в наруж-

Рис. 1. Лощеные горшки памятника Ананьино-1.
ную сторону шейкой, с округлым краем (рис. 1, 2 ); 3) с наклоненной внутрь горшка шейкой и округлым краем (рис. 1, 3 ).
Анализ состава формовочных масс производился при помощи бинокулярного микроскопа МБС-10 по свежим сколам и выявил следующие рецепты: чистая глина, глина + песок и глина + песок + навоз. Большинство сосудов сделано из глины без примесей, либо из глины с песком.
Маленькие лощеные горшки изготавливались как при помощи ручной лепки с доработкой на круге, так и полностью на гончарном круге из цельного куска глины. Анализ способа обработки поверхности показал следующую закономерность: сосуды, изготовленные на круге, чаще залащивались по сухой увлажненной глине – сплошное лощение с обеих сторон венчика. Тогда как на изделиях ручного производства со следами лент чаще фиксируются борозды, остающиеся после лощения по еще влажной форме. Большинство горшков обожжено в восстановительной среде – цвет излома и поверхности темно серый, черный. Восстановительный обжиг – специальный режим тепловой обработки керамических изделий без доступа воздуха, в результате которого в ходе химического процесса превращения окислов в закись железа, сосуды получают серый или черный цвет [Коваль, 2023, с. 384].
Для горшков средних размеров выявлено два варианта оформления венчиков: 1) венчики с вертикальной шейкой и отогнутым наружу округлым краем (рис. 1, 4 ); 2) венчики с наклоненной внутрь горшка шейкой и отогнутым наружу округлым краем (рис. 1, 5 ). Рецепты формовочных масс – глина, глина + песок. Встречаются фрагменты с крупными включениями бурого железняка. Горшки изготавливались ручным способом (фиксируются плохо заглаженные ленты) с обработкой внешней поверхности на круге. Варианты лощения: сплошное по сухой с обеих сторон, только с внешней стороны, один фрагмент имеет следы лощения по слегка подсушенному изделию. Способ обжига восстановительный, как и для горшков маленького размера. Два фрагмента обожжены в окислительно-восстановительной среде.
В единственном экземпляре зафиксирован фрагмент небольшого горшка со сливом диаметром 10 см. Шейка сосуда наклонена внутрь, а устье отогнуто наружу с округлым краем венчика. Состав формовочной массы – чистая глина без примесей. Лощение выполнено с внешней и внутренней стороны фрагмента по слегка подсушенной поверхности. Сформован на гончарном круге и обожжен в восстановительной среде.
Миски (рис. 2). Лощеные миски диаметром от 9 до 18 см. Для всех изделий характерны слегка отогнутые наружу округлые венчики. Рецепты формовочных масс: глина, глина + песок, глина + навоз. Встречаются фрагменты сосудов с четко фиксирующимися на внутренней поверхности следами лент, а также полностью изготовленные на гончарном круге.
На нескольких изделиях присутствует выбивание как прием обработки поверхности. Оно выполнялось гладкой колотушкой для более плотного соединения конструктивных элементов и придания форме сосуда окончательного вида. В результате такого воздействия снаружи предмета образуется множество небольших уплощенных участков с различным наклоном, который зависит от того, под каким углом к поверхности сосуда проводилось выбивание.
Большинство мисок лощилось по сухой поверхности с обеих сторон. У нескольких экземпляров более тщательно залощена внешняя поверхность и верхний край с внутренней стороны. Обжигались миски, как и горшки, в восстановительной среде.
Кубышки (рис. 3). Это бутылевидные сосуды с узким горлом и широким, округлым туловом. В Ананьино обнаружено два фрагмента, которые могут быть отнесены к этому типу. Сохранились фрагменты верхних частей со судов с узким горлом, с вертикальным венчиком диаметром 7 и 10 см, со слегка отогнутым наружу краем, переходящим в широкое тулово.
На внутренней стороне одного из фрагментов фиксируются плохо заглаженные следы лент, второй сформован на круге. Состав формовочной массы – глина без примесей. На лепном изделии снаружи дополнительная обработка выполнена небрежно – хаотичные следы лощения по подсушенной поверхности. На гончарном фрагменте лощение сплошное, выполнено более качественно. Оба обожжены в восстановительной среде.

Рис. 2. Лощеные миски памятника Ананьино-1.

Рис. 3. Лощеные кубышки.
1 – Тарская крепость (по: [Татауров, 2022, с. 40]); 2 – Ананьино-1.
Чернолощеный сосуд подобной формы зафиксирован в материалах раскопок Тарской крепости (рис. 3, 1 ) [Татауров, 2022, с. 40]. В целом в городских слоях чернолощеная керамика встречается чаще, чем в сельских. Однако ни в одном из горизонтов она не составляет большинства среди всей массы керамических находок.
В коллекции керамики из Ананьино, кроме цельнолощеных, есть качественно изготовленные фрагменты сосудов (боковые, приустьевые части) – тонкостенные, обожженные в нейтральной среде, поэтому серого цвета, с пролощенным орнаментом в виде волны, косых линий, сетки.
Лощеная керамика в материалах археологических комплексов Нового времени
К сожалению, изучению лощеной керамики посвящено немного работ. В культурных горизонтах XVII в. Москвы чернолощеная посуда составляет до
25 % от общего числа керамики, в слоях XVI в., как и в XVIII в., ее меньше [Розенфельдт, 1968, с. 105]. В Смоленске чернолощеная посуда известна с XIV в., а пик ее распространения приходится на вторую половину XV – начало XVII в. Для ее ранних образцов в тесте характерна заметная примесь песка [Курма-новский, 2020, с. 27].
Для памятников Нового времени на территории Западной Сибири лощеная керамика составляет малый процент от общего числа находок керамики. Так, по данным И.В. Балюнова, для Тобольска XVII в. типична серо-коричневая керамика с небрежным лощением, составляющая всего 3 % от всей выборки глиняной посуды. Автор выделяет горшки со следами лощения на стенках, образующих сетчатый или линейный орнамент, который находит аналогии в керамике Москвы, Мангазеи, Томска [Балюнов, 2018, с. 122, 124]. Более качественную темно-серую лощеную керамику, представленную единичными экземплярами, И.В. Ба-люнов относит к привозной [Там же, с. 126].
Опис ание чернолощеной керамики Мангазеи дано М.И. Беловым, О.В. Овсянниковым, В.Ф. Старковым. Характеризуя эту группу находок, они выделили следующие типы посуды: горшки, миски, кувшины, умывальники и чернильницы, отмечая у них более плотное тесто, тонкостенность, качественный обжиг и тщательную обработку поверхности. Лощение представлено двумя видами: сплошное и в виде ромбической сетки линейного орнамента, а также как сочетание горизонтальных и вертикальных поло с. Исследователи проследили локализацию лощеных фрагментов и выявили, что основная их часть обнаружена на территории кремля, в административной части города и в составе крупнейшего хозяйственноремесленного комплекса. На основании планиграфии сделан вывод о том, что распространение такого вида керамической продукции отражает определенную социально-имущественную дифференциацию населения Мангазеи [Белов, Овсянников, Старков, 1981, с. 38–39].
Современные исследователи Мангазеи, отмечая развитое местное гончарное производство, считают, что тонкостенная серолощеная посуда, изготовленная из хорошо отмученного глиняного теста, была привозной. Из общей массы обработанной мангазейской керамики серолощеная со сплошным лощением и с рядами узких лощеных полос, образующих косую сетку, составила 0,35 % [Визгалов, Пархимович, 2008, с. 87].
Заключение
Представленный анализ керамики из раскопок сельского поселения Ананьино-1 позволил выделить наличие разных форм среди лощеной посуды, выявить морфологические особенности венчиков и определить, что мастерами применялось два варианта лощения (по подсушенной глине и по сухой), а также лощеный орнамент. Набор форм изученной посуды, найденной на поселении, относительно узок и представляет исключительно столовую утварь. Мы не находим следов нагара или других свидетельств о том, что в ней готовили пищу. Подобная технология производства, за исключением более тщательной дополнительной обработки внешней поверхности, ленточный налеп, доработка на гончарном круге, обжиг в восстановительной среде в целом типична для памятника и фиксируется как для столовой посуды, так и для бытовой, кухонной утвари.
Тем не менее присутствие глиняных лощеных столовых приборов, вместе с фарфоровыми и стеклянными, – это показатель нерядового социального положения человека, который ими пользовался. Их наличие согласуется с другими статусными предметными комплексами, изученными в жилище, раскопанном 2022– 2023 гг. [Татаурова, Татауров, 2022; см. также статью Татаурова Л.В., Татауров С.Ф. «Быт десятника Тарского гарнизона…» в настоящем сборнике].
Безусловно, этот элемент бытовой культуры русского населения XVII–XVIII вв. требует более серьезного подхода в исследовании, для чего необходим всесторонний анализ по единой методике археологических материалов Сибирских городов и сравнение полученных результатов с коллекциями памятников европейской части России.
Исследование выполнено по проекту НИР ИАЭТ СО РАН № FWZG-2022-0005 «Исследования археологических и этнографических памятников в Сибири эпохи Российского государства».
Список литературы Русская лощеная керамика XVII-XVIII веков с поселения Ананьино-1 (по материалам раскопок 2023 года)
- Балюнов И.В. Тобольская керамическая посуда конца XVI - XVII века: опыт классификации // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Сер.: История, филология, 2018. - Т. 17, № 5: Археология и этнография. - С. 120-129. EDN: XVQTAL
- Белов М.И., Овсянников О.В., Старков В.Ф. Манга-зея. Материальная культура русских полярных мореходов и землепроходцев XVI-XVII вв. - Ч. 2. - 1981. - М.: Наука. - 147 с.
- Бобринский А.А. Гончарство Восточной Европы. Источники и методы изучения. - М.: Наука, 1978. - 272 с.
- Визгалов Г.П, Пархимович С.Г. Мангазея: новые археологические исследования (материалы 2001-2004 гг.). - Екатеринбург; Нефтеюганск: Магеллан, 2008. - 296 с. EDN: GQNJBD
- Коваль В.Ю. Московская чернолощеная посуда // Археология Подмосковья: Мат-лы науч. семинара. - Вып. 19. -М.: Изд-во ИА РАН, 2023. - С. 383-400.