Русская религиозная философия XIX - первой половины XX вв. В контексте истории религии: от религиозной конверсии к культур-критике и конфессионализации

Бесплатный доступ

Статья посвящена исследованию возможности интерпретировать русскую религиозную философию XIX - первой половины XX вв. как историко-религиоведческую проблему и религиозный феномен. В исследовании признается большое значение философского аспекта русской религиозной философии. Но она рассматривается как часть религиозных процессов, характерных для модерной цивилизации. В первую очередь предлагается рассматривать воззрения русских религиозных философов как «религиозность интеллектуалов», связанную с феноменом религиозного обращения. Во-вторых, предлагается анализ концепции генезиса русской религиозной философии из романтизма. Русская религиозная философия предстает тут преимущественно как рецидивирующий неоромантизм, представляющий собой реакцию на усиление модерной рационализации в рамках «проекта Просвещения». Выявляется недостаточность объяснения генезиса русской религиозной философии из романтизма и понимания ее как неоромантизма. Для этого предлагается рассматривать романтизм и русскую религиозную философию как культур-критику цивилизации модерна, ориентированной на такие ценности как инновации, рациональность, стандартизацию и десакрализацию мира. Одновременно с этим показано, что культур-критика является органической составляющей модерной цивилизации, даже если она направлена против модернизации. Более того, предлагается вслед за компенсаторной теорией модерна Й. Риттера, О. Маркварда и Г. Люббе рассматривать культур-критику в качестве одного из способов компенсировать неисторичность и рационализм модернизационных процессов. Это позволяет рассматривать русскую религиозную философию XIX - первой половины XX вв. как компенсацию утраты исторической связи с иррациональным и с уникальным прошлым. В рамках такого подхода русская религиозная философия рассматривается как инициирующая процесс, аналогичный процессу конфессионализации, предполагающий четкое обозначение своих мировоззренческих границ для указания на иные варианты культур-критики как на чуждые «политические теологии». Это предлагается определять как явление, связанное с десекуляризацией, которая определяется в качестве цели русской религиозной философии в целом.

Еще

Русская религиозная философия, религиозность интеллектуалов, религиозная конверсия, культур-критика, просвещение, романтизм, компенсаторная теория модерна, политическая теология, секуляризация, десекуляризация, модерн

Короткий адрес: https://sciup.org/140294912

IDR: 140294912   |   DOI: 10.47132/2541-9587_2022_1_118

Список литературы Русская религиозная философия XIX - первой половины XX вв. В контексте истории религии: от религиозной конверсии к культур-критике и конфессионализации

  • Антонов К.М. «Как возможна религия?»: Философия религии и философские проблемы богословия в русской религиозной мысли XIX-XX веков: в 2 ч. М.: Изд-во ПСТГУ, 2020. Ч. 1. 608 с.; Ч. 2. 368 с.
  • Антонов К. М. Политическое измерение русской религиозной философии // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2014. № 3. С. 265-294.
  • Антонов К. М. Феномен религиозного обращения и становление рефлексивных структур религиозных традиций // Религиоведение. 2009. №4. С. 90-102.
  • Антонов К. М. Философия религии в русской метафизике XIX — начала ХХ века. М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. 360 с.
  • Дмитриев А. Н. Эстетическая автономия и историческая детерминация: русская гуманитарная теория первой трети XX в. в свете проблематики секуляризации // Русская теория: 1920-1930-е годы. Материалы 10-х Лотмановских чтений / Сост. и отв. ред. С. Зенкин. М.: РГГУ, 2004. С. 11-48.
  • Звеерде Э. ван дер. Осмысливая «секулярность» // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2012. № 2. С. 69-113
  • Зеньковский В. В. История русской философии. М.: Академический Проект, Раритет, 2001. 880 с.
  • Куренной В.А. Иррациональная сторона рационального // Отечественные записки. 2013. № 1 (52). С. 70-78.
  • Лосев А. Ф. Диалектика мифа. М.: Мысль, 2001. 558 с.
  • Лосев А. Ф. Дополнение к «Диалектике мифа» (фрагметы) // Его же. Диалектика мифа. М.: Мысль, 2001. С. 233-402.
  • Люббе Г. В ногу со временем. Сокращенное пребывание в настоящем. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2016. 456 с.
  • Люббе Г. Историческая идентичность // Вопросы философии. 1994. №4. С. 108-113.
  • Лютько Е.И. Становление конфессионального богословия в России XVIII-XIX вв. // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2017. Вып. 78. С. 46-64.
  • Марквард О. Эпоха чуждости миру? // Отечественные записки. 2003. № 6. [Электрон. текст] URL: https://magazines.gorky.media/oz/2003/6/epoha-chuzhdosti-miru.html (дата обращения 02.01.2022).
  • Милбанк Дж. Теология и социальная теория: по ту сторону секулярного разума / Пер. А. И. Кырлежева, Д. А. Узланера, под общ. ред. А. И. Кырлежева. М.: Теоэстетика, 2022. 736 с.
  • Павлов И. И. Диалектика секуляризации в России: к оценке «Истории русской философии» Василия Зеньковского // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2019. № 3. С. 253-276.
  • Прокопьев А. Ю. Введение. Реформация, Контрреформация, Конфессионализация // Конфессионализация в Западной и Восточной Европе в раннее Новое время. Доклады русско-немецкой научной конференции. СПб.: Алетейя, 2004. С. 7-30.
  • Румянцева М. В. Компенсаторная теория в работах Германна Люббе и Одо Маркварда // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. 2015. Т. 2. № 1. С. 140-150.
  • Соловьев А.П. Образы секуляризации в русской религиозной философии второй половины XIX века // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2021. №4 (12). С. 108-126.
  • Тесля А. А. А. И. Герцен в истолкованиях Г. В. Флоровского и концепция истории русской философии в «Путях русского богословия» // Философия. Журнал Высшей школы экономики. 2020. Т. IV. № 2. С. 282-307.
  • Уайт Дж. Единоверие и концепция конфессионализации: дискурсивные заметки // Quaestio Rossica. 2016. Т. 4. №4. С. 179-191.
  • Флоровский Г. В., прот. Пути русского богословия. Минск: Издательство Белорусского Экзархата, 2006. 608 с.
  • Хондзинский П.В. «Поле» конфессионализации: опыт приложения теории к русской духовной традиции // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 2 (63). С. 9-17.
  • Шмитт К. Политическая теология. Четыре главы к учению о суверенитете / Пер. с нем. Ю. Ю. Коринца // Его же. Понятие политического / Пер. с нем., под ред. А. Ф. Филиппова. СПб.: Наука, 2016. C. 5-59.
  • Hermann Lübbe im Gesprach. München: Wilhelm Fink, 2010. 222 s.
  • Marquard O. Der angeklagte und der entlastete Mensch in der Philosophie des 18. Jahrhunderts // Idem. Abschied vom Prinzipiellen. Philosophische Studien. Philipp Reclam jun. GmbH & Co., Stuttgart, 2000. S. 39-66.
  • Schilling H. Aufbruch und Krise. Deutchland 1517-1648. Berlin: Siedler, Cop., 1988. 507 s.
Еще
Статья научная