Русские религиозные философы Серебряного века о роли и функциях ересей в истории
Автор: Макаров А.И.
Журнал: Logos et Praxis @logos-et-praxis
Рубрика: Понятие αιρεσισ (ересь) в философии и теологии: от античности до современности
Статья в выпуске: 4 т.22, 2023 года.
Бесплатный доступ
Русские религиозные философы Серебряного века создали оригинальную концепцию ересей. Ереси трактуются ими амбивалентно: с одной стороны, ереси - это симптомы духовных поисков, самопознание свободного духа (и здесь, конечно же, не обошлось без влияния философии Г.В.Ф. Гегеля), а с другой - ереси ХХ в. подпитывались учениями о конце времен, уходя корнями в хилиазм (С. Булгаков) и стихийный нигилизм (Н. Бердяев). В этой статье будет рассмотрена точка зрения на ереси в контексте учения об Абсолюте и философии истории Л. Карсавина, метафизики Духа Н. Бердяева и концепции христианского социализма С. Булгакова. Их идея состоит в том, что ереси свидетельствуют о развитии христианского учения - о его болезнях и тупиках, оттеняющих идеал христианства, куда они вписывают историю духовных поисков. Все эти концепции были своеобразным ответом на вызов истории, который Фридрих Ницше назвал «смертью Бога». В русской мысли он проявился в виде обрядоверия в народной среде и омертвлении официального церковного богословия. Судя по церковной прессе того времени, церковные авторы не видели никаких социальных проблем и надвигающейся революции, поэтому миссию предупреждения о разворачивающейся «бесовщине» взяли на себя русские писатели и философы Серебряного века. Так как религиозных философов интересовал феномен омертвления христианского духа в официальном церковном христианстве, а их особой задачей стало противодействие процессу омертвления духа в православии, то это вызвало в церковных кругах осуждение практически всех русских религиозных философов. Их обвиняли как раз в еретических идеях космизма и софиологии. Однако сегодня они являются достоянием русской религиозной культуры, их труды включены не только в университетские программы по философии и теологии, но и в программы духовных семинарий.
Ересь, русская религиозная философия, серебряный век, хилиазм, нигилизм, христианство
Короткий адрес: https://sciup.org/149145074
IDR: 149145074 | DOI: 10.15688/lp.jvolsu.2023.4.4
Список литературы Русские религиозные философы Серебряного века о роли и функциях ересей в истории
- Бердяев 1990 – Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990.
- Бердяев 1993 – Бердяев Н.А. О русских классиках. М.: Высшая шк., 1993.
- Бердяев 1994 – Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994.
- Булгаков 1997 – Булгаков С.Н. Первохристианство и новейший социализм // Булгаков С.Н. Два града. Исследование о природе общественных идеалов. СПб.: Изд-во РХГИ, 1997.
- Булгаков 2008 – Булгаков С.Н. Родословная Христа. Карл Маркс как религиозный тип. Русская трагедия: сб. ст. М.: Директ-Медиа, 2008.
- Карсавин 1994 – Карсавин Л.П. Глубины сатанинские (Офиты и Василид) // Карсавин Л.П. Малые сочинения. СПб.: Алетейя, 1994. С. 73–94.
- Карсавин 2012 – Карсавин Л.П. Монашество в Средние века. М.: Ломоносовъ, 2012.
- Коган 1959 – Коган Л.А. К критике философии Вл. Соловьева // Вопросы философии. 1959. № 3. С. 102–113.
- Кравченко 2006 – Кравченко В.В. Владимир Соловьев и София. М.: Аграф, 2006.
- Соловьев 2015 – Соловьев В.С. Великий спор и христианская политика. М.: Проспект, 2015.
- Тимошина 1993 – Тимошина Е.В. Хилиастические аспекты теократического идеала В.С. Соловьева // Правоведение. 1993. № 6. С. 66–74.
- Dahm 1975 – Dahm H. Vladimir Solovyev and Max Scheler: Attempt at a Comparative Interpretation. Dordrecht, Holland: D. Reidel Publishing Company, 1975.
- David 1962 – David Z.V. The Influence of Jacob Boehme on Russian Religious Thought // Slavic Review. 1962. Vol. 21, № 1. P. 43–64.
- Mueller 1951 – Mueller L. Solovjev und der Protestantismus. Freiburg: Verlag Herder, 1951.