Русский уголовный роман - советский полицейский роман -постсоветский полицейский роман: эволюция диалога

Автор: Кириленко Н.Н.

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Теория литературы

Статья в выпуске: 4 (67), 2023 года.

Бесплатный доступ

Цель статьи - проследить эволюцию диалога от русского уголовного романа к советскому полицейскому роману и далее к постсоветскому полицейскому роману. Обязательные субъекты диалога в русском уголовном романе - следователь, преступник и свидетель. Предмет диалога, как правило, имеет отношение к преступлению и расследованию. По форме подавляющее большинство диалогов представляют собой опросы и допросы. Романное разноречие и разноязычие не является здесь обязательным. Позиция персонажей в большей степени проявлена в монологе. Эволюция диалога от русского уголовного романа через советский полицейский роман к постсоветскому состоит в следующем. В советском полицейском романе сохраняются все субъекты диалога русского уголовного романа, но к ним добавляются коллеги, члены преступных сообществ, персонажи, не имеющие отношения к преступлению и расследованию. В постсоветском субъектами диалога также становятся преступный полицейский, персонажи на высоких постах, реальные исторические лица. Помимо тем, бывших в русском уголовном романе, предметом диалога здесь становятся актуальные события, а также темы, не имеющие отношения к преступлению и расследованию. Позиция в диалоге эволюционирует с обязательным обращением к притче в полицейском как советском, так и постсоветском романе. Автор статьи приходит к выводу, что в процессе эволюции диалог стал играть важнейшую роль в создании учительного смысла всего произведения; именно репликами притчевого характера зачастую завершаются советский и постсоветский полицейский роман.

Еще

Русский уголовный роман, советский полицейский роман, постсоветский полицейский роман, эволюция диалога, субъекты диалога, предмет диалога, позиция в диалоге, стиль диалога, учительный смысл произведения

Короткий адрес: https://sciup.org/149144078

IDR: 149144078   |   DOI: 10.54770/20729316-2023-4-38

Список литературы Русский уголовный роман - советский полицейский роман -постсоветский полицейский роман: эволюция диалога

  • Бахтин М.М. Слово в романе // Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1975. С. 72-233.
  • Кириленко Н.Н. Притча и полицейский роман (к вопросу о генезисе жанра) // Проблемы поэтики, генезиса и эволюции криминальной литературы: сборник научных статей / отв. ред. К.А. Чекалов, О.В. Федунина. М.: Издательство Ипполитова, 2022. С. 27-36.
  • Кириленко Н.Н. Притчи-позиции в полицейском романе братьев Вайнеров «Эра милосердия» // Вестник РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2021. № 8. С. 53-63.
  • Козьмина Е.Ю. Детективный нарратив // Тезаурус исторической нарратологии (на материале русской литературы): экспериментальный словарь / под ред. В.И. Тюпы. М.: Эдитус, 2022. С. 177-180.
  • Пропп В.Я. Проблема комизма и смеха. М.: Искусство, 1976. 182 с.
  • Тамарченко Н.Д. Композиционные формы речи // Поэтика: Словарь актуальных терминов и понятий. М.: Intrada, 2008. С. 102.
  • Тюпа В.И. Три стратегии нарративного дискурса // Дискурс. 1997. № 3-4. С. 106-108.
  • Фуксон Л.Ю. Смех как способ истолкования. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2016. 253 с.
  • Шкляревскiй А. Старый судъ. (Разсказъ слѣдователя). Нива. 1873. Годъ IV. № 1. С. 7-8; № 2. С. 23-27; № 3. С. 36-42; № 4. С. 55-56; № 5. С. 71-74; № 6. С. 88-91; № 7. С. 102-104.
  • Шмид B. Нарратология. М.: Языки славянской культуры, 2003. 312 с.
Еще
Статья научная