Сакрализация пространства как текущий процесс в культуре юганских хантов-переселенцев

Бесплатный доступ

Рассматривается процесс формирования сакрального пространства у группы хантов, переселившихся на новую территорию. В центре внимания находятся ханты р. Большой Юган из Сургутского р-на Ханты-Мансийского автономного округа, переселившиеся в 1940– 1970-х гг. в бассейн соседней р. Демьянка, где к тому времени местное хантыйское население уже исчезло. Относительная недавность истории переселения позволяет рассмотреть сакрализацию ландшафта не как реконструкцию событий далекого прошлого, а как активно развивающийся процесс настоящего времени. Представлены характеристика местных почитаемых объектов ландшафта и история их появления. Сакральные локусы распределены по отдельным категориям, исходя из их происхождения и особенностей культовой практики. Отдельно рассматриваются объекты, относящие к наследию исчезнувшего местного населения, культовые места поселений, святилища, появившиеся в результате «стандартной» и «окказиональной» сакрализации. Делается вывод, что сакрализация территории стала одним из важных оснований для переселенцев считать землю своей родиной.

Еще

Юганские ханты, бассейн р. демьянка, сакрализация пространства, объекты ландшафта, миграции

Короткий адрес: https://sciup.org/147218903

IDR: 147218903

Список литературы Сакрализация пространства как текущий процесс в культуре юганских хантов-переселенцев

  • Адаев В. Н. Ушедший хозяин Демьяна (Почитание хантами духа-хозяина р. Демьянка в XX в.)//Земля Тюменская: Ежегодник Тюменского областного краеведческого музея: 2006. Тюмень, 2007. Вып. 20. С. 186-205.
  • Анисимов Н. П. Секияз-Тамак: предопределенность сакрализации ландшафтов//Время. Ландшафт. Культура. СПб., 2011. Вып. 2. С. 45-48.
  • Мартынова Е. П. Очерки истории и культуры хантов. М.: Ин-т этнологии и антропологии, 1998. 236 с.
  • Мартынова Е. П. Религиозные представления юганско-балыкских хантов//Материалы и исследования по истории Северо-Западной Сибири. Екатеринбург, 2002. С. 82-91.
  • Мороз А. Б. «Святые» и «страшные» места. Создание сакрального пространства в традиционной культуре//Иеротопия. Сравнительные исследования сакральных пространств. М., 2009. С. 259-269.
  • Огудин В. Л. Экологическая функция религии//ЭО. 2001. № 1. С. 23-38.
  • Савинов Д. Г. К изучению сакрального ландшафта: природные объекты и процессы сакрализации//Homo Eurasicus в сакральных ландшафтах древности. 2010. URL: http://homo.eurasicus.land.ru/sbornik2010/savinov.htm (дата обращения 10.03.2013).
  • Салымский край. Екатеринбург: Тезис, 2000. 344 с.
  • Черемисина К. П. Сферы сакрального и обыденного в традиционной хантыйской культуре: Автореф. дис. … канд. ист. наук. Томск, 2010. 20 с.
  • Bax M. Power and the Definition of the Sacred: Popular Religious Regime Formation in Former Yugoslavia//Etnološka tribina. 1993. Vol. No. 16. P. 119-132.
  • Florinsky I. V. Sacred Places and Geophysical Activity//Man and the Geosphere. N. Y., 2010. P. 215-255.
Еще
Статья научная