Сакральная ризома поэзии в статьях К.Д. Бальмонта и С.А. Есенина: культурологический комментарий

Бесплатный доступ

Объектом статьи выступает феномен ризомы поэзии, который обладает качествами апофатичности. Предметом исследования является апофатика поэзии. Материалом для статьи служат известные трактаты об искусстве двух представителей Серебряного века - К.Д. Бальмонта и С.А. Есенина. В центре культурфилософского анализа - взаимодействие Логоса и молчания, феноменального и ноуменального, рационального и дорационального в трактатах поэтов «Поэзия как волшебство» и «Ключи Марии». Большое внимание уделяется проблеме метафизики творчества, его апофатической стороне в русском космо-психо-логосе, что имеет большое значение для понимания онтологических вопросов творчества писателей. Методология исследования сводится к целостному онтогерменевтическому анализу, направленному на высвечивание культурного потенциала данных художественных текстов, что позволяет культурологически описать важность поэтического слова для русского человека, углубиться в понимание национального бытия. Большое внимание уделяется сопоставлению двух трактатов об искусстве в фольклорно-мифологическом аспекте, написанных поэтом-символистом и поэтом-имажинистом в одно время. Результаты работы могут быть интересны историкам литературы, включающим литературу в пространство большого диалога культур, а также могут быть использованы в преподавании курсов по культурологии, русской философии.

Еще

Русская культура и литература, апофатика, ризома, сакральный текст культуры, творчество к. бальмонта, трактат «ключи марии» с. есенина, онтологический

Короткий адрес: https://sciup.org/148324714

IDR: 148324714   |   DOI: 10.37313/2413-9645-2022-24-85-47-51

Список литературы Сакральная ризома поэзии в статьях К.Д. Бальмонта и С.А. Есенина: культурологический комментарий

  • Бальмонт, К. Д. О русской литературе. Воспоминания и раздумья. 1892- 1936. — М.: Алгоритм, 2007. — 431 с.
  • Бальмонт, К. Д. Поэзия как волшебство. — М.: РИПОЛ классик, 2020. — 206 с.
  • Богатырев, Д. К., Богатырева, Л. В. Ноумен русской классики // Вестник Русской христианской академии. — 2017. — Т. 18. — Вып. 3. — С. 245-263.
  • Борев, Ю. Б. Эстетика. — М.: Политиздат, 1988. — 496 с.
  • Гачев, Г. Д. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос. М.: Прогресс — Культура, 1995. — 480 с.
  • Гачев, Г. Д. Образы Индии. — М.: Наука, 1993. — 390 с.
  • Дударева, М. А. Культурно-цивилизационный феномен русской интеллигенции: от фольклора к литературе (на примере трактата С. Есенина «Ключи Марии») // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. — 2020. — Т. 72, № 22. — С. 67-71.
  • Есенин, С. А. Ключи Марии // Собр. соч.: в 7 т. — М.: Наука; Голос, 1997. — Т. 5. — С. 186-213.
  • Океанский, В. П. Человек и тотальность: поэтика пространства и ее кризис. — Иваново: ШГПУ, 2010. — 358 с.
  • Океанский, В. П., Океанская, Ж. Л. «Млечная дорога» — от Пушкина к Бальмонту // Солнечная пряжа: научно-популярный и литературно-художественный альманах. — Шуя: Издательство Шуйского филиала ИвГУ, 2020. — Вып. 14. — С. 16-22.
  • Синельникова, Л. Н. Ризома и дискурс интермедиальности // Вестник РУДН. Серия: Лингвистика. — 2017. — Т. 21, № 4. — С. 805-821.
  • Шубникова-Гусева, Н. И. Есенинская азбука, или «Алфавит непрочитанной грамоты» // Современное есе-ниноведение. — 2017. — № 3 (42). — С. 16-21.
  • Элиаде, М. Священное и мирское. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. — 144 с.
Еще
Статья научная