Сакральное и профаническое глазами Климента Александрийского
Автор: Братухин Александр Юрьевич
Журнал: Мировая литература в контексте культуры @worldlit
Рубрика: Проблематика и поэтика мировой литературы
Статья в выпуске: 12 (18), 2021 года.
Бесплатный доступ
В статье тезис Климента Александрийского о разделении христиан на обычных верующих и «гностиков» увязывается с его убеждённостью в словесной невыразимости высшей истины и невозможности для большинства людей постичь её. Под «созерцательно-мистическим» (τὸ ἐποπτικόν) видом речений, помогающим научить человека божественным вещам, Климент подразумевает невербальный способ передачи информации. Контраст между конкретикой при описании языческих мистерий и отвлечёнными намёками на происходящее во время христианского богослужения подчёркивает тот факт, что, хотя земное изображаемо, а небесное неописуемо, оно, тем не менее, может быть неким образом постигнуто.
Раннее христианство, александрийская школа, климент александрийский, таинство, сотериология
Короткий адрес: https://sciup.org/147235718
IDR: 147235718 | DOI: 10.17072/2304-909x-2021-12-12-18
Список литературы Сакральное и профаническое глазами Климента Александрийского
- Зайцев А. И. Греческая религия и мифология. Курс лекций / под ред. Л. Я. Жмудя. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004. 208 с.
- Шуфрин А. М. Гносис, Богоявление, Обожение: Климент Александрийский и его источники / пер. с англ. В. Р. Рокитянского. 2-е изд. испр. и доп. М.: Библиотека богослова, 2013. 300 с.
- Fortin E. L. Clement of Alexandria and the Esoteric Tradition // Studia Patristica. 1966. Vol. 9. Part 3. P. 41-56.
- Itter A. C. Esoteric teaching in the Stromateis of Clement of Alexandria // Supplements to Vigiliae Christianae. Texts and Studies of Early Christian Life and Language. Leiden, Boston: Brill, 2009. Vol. 97. XX, 233 p.
- Méhat A. Étude sur les ‘Stromates' de Clément d'Alexandrie. Paris: Editions du Seuil, 1966. 579 p.
- Struckmann A. Die Gegenwart Christi in der hl. Eucharistie nach den schriftlichen Quellen der vornizӓnischen Zeit. Wien, 1905. 332 s.