Сельскохозяйственные растения бохайского населения Приморья по археоботаническим данным
Автор: Сергушева Е.А.
Журнал: Археология, этнография и антропология Евразии @journal-aeae-ru
Рубрика: Эпоха палеометалла
Статья в выпуске: 2 (58), 2014 года.
Бесплатный доступ
В статье представлена количественная информация о коллекциях семян культурных растений с археологических памятников VIII-X вв. в Приморском крае. На основе этих данных определены основные культуры, выращивавшиеся населением Приморья во время существования государства Бохай и после его разгрома. Предпринята попытка выявить общее и особенное в наборе культурных растений у жителей разных районов региона.
Раннее средневековье, бохай, приморье, земледелие, культурные растения, археоботаника, археоботанические спектры
Короткий адрес: https://sciup.org/14523036
IDR: 14523036
Текст научной статьи Сельскохозяйственные растения бохайского населения Приморья по археоботаническим данным
Земледелие средневекового населения Приморья на сегодняшний день изучено слабо. Это объясняется не только малочисленностью источников (о статки культурных растений, сельскохозяйственные орудия), но и тем, что сельское хозяйство рассматривалось исследователями истории ранних государств Приморья обобщенно, в рамках общей реконструкции (насколько это возможно на основании анализов археологических материалов) экономики средневекового населения региона. Земледелие и его аспекты редко становились объектами специальных исследований. Исключением являются работы В.И. Болдина, посвященные сельскому хозяйству бохайцев и чжурчжэней Приморья. Исследователь, проанализировав все доступные на тот момент (середина 80-х гг. ХХ в.) археологические данные, предпринял попытку реконструкции земледелия и животноводства в регионе во времена государств Бохай (698–926 гг.) и Восточное
Работа выполнена в рамках проекта РНФ № 14-18-01165 «Города средневековых империй Дальнего Востока».
Ся (1215–1233 гг.)*. Им было высказано предположение о существовании грядковой системы земледелия и севооборота у бохайцев, отмечено «сходство сельскохозяйственного инвентаря бохайцев и чжурчжэней, вызванное, скорее всего, общностью земледельческой традиции» [Болдин, 1996]. Очевидно, именно последнее, а также недостаток археологических данных не позволили В.И. Болдину выявить особенности в земледелии бохайцев и чжурчжэней Приморья, существование государственных образований которых разделяет более чем 200-летний период. Значительная часть его выводов о земледелии бохайцев базировалась на экстраполяции результатов анализа более многочисленных материалов чжурчжэньских археологических памятников.
К концу 80-х гг. ХХ в. изучение средневекового сельского хозяйства Приморья было приостановлено. Но накопление соответствующих источников на археологических памятниках продолжалось. Более того, с 2000-х гг. этот процесс получил новую направленность в результате введения Е.И. Гельман в полевые исследования бохайских объектов методики водной флотации, позволяющей целенаправленно извлекать визуально неразличимые в отложениях карбонизированные остатки растений. В 2000–2005 гг. с использованием этой методики ею была получена значительная по объему и не имевшая на тот момент аналогов по содержанию коллекция семян и плодов с бохайского городища Гор-батка. Результаты видовых определений части этого материала позволили значительно расширить существовавший на тот момент список культурных растений, выращивавшихся населением государства Бохай на территории Приморья [Сергушева, 2002]. С этого времени изучение земледелия на материалах бохайских памятников приобретает археоботаническую направленность. Работы по накоплению соответствующих источников и их видовые определения продолжаются. К настоящему времени получены и проанализированы семена и плоды с городищ Горбатка и Краскинское, селища Абрикосовское (все исследованы Е.И. Гельман), поселения Чернятино-2 (раскопки под руководством Ю.Г. Никитина), а также с городища Кокшаровка-1 (раскопки под руководством Н.А. Клюева)* [Сергуше-ва, 2002, 2010, 2011; Sergusheva, Gelman, 2010; Ёнхэд-жу Коксяропхыкха-1…, 2012]. Их археоботанический анализ позволил не только реконструировать на основе прямых данных состав культурных растений, выращивавшихся в VIII–X вв. населением Приморья, но и приступить к выявлению значимости различных видов для обитателей конкретных памятников, исходя из количественных соотношений обнаруженных растительных остатков. Обзор этих данных представлен в недавно опубликованной работе, в ней же предпринята попытка ранжирования сельскохозяйственных культур бохайского населения Приморья по их экономической значимости [Сергушева, 2012а].
Цель настоящего исследования заключалась в выявлении региональных и хронологических особенностей земледелия населения Приморья в VIII–X вв., проявляющихся в наборе выращивавшихся растений
-
*Городище Кокшаровка-1 функционировало, согласно археологическим данным, во время суще ствования государства Бохай и какой-то период после его разгрома. На памятнике сейчас изучаются отложения, датируемые постбо-хайским временем (Х в.). Использованный в данной работе археоботанический материал получен из заполнений двух помещений, интерпретируемых как часть административного комплекса, относящегося к этому периоду [Ёнхэджу Коксяропхыкха-1…, 2012].
и количественных соотношениях, фиксируемых в нем. Предмет изучения – археоботанический спектр пяти памятников бохайской культуры и постбохайского времени. Он рассчитывается по долевому соотношению определимых семян культурных растений в архео-ботанических коллекциях. Сам по себе этот показатель не является прямым аналогом структуры урожая. И то, насколько он достоверно отражает существовавшие в древности количественные соотношения культурных растений, подтверждается его стабильностью, означающей, что «любые пробы в имеющейся коллекции, а также вновь получаемые с этого же памятника, не изменяют в статистически значимом масштабе основных долевых показателей отдельных культурных растений и их иерархию в спектре» [Лебедева, 2008]. Археоботанические спектры, выявленные для рассматриваемых памятников, были реконструированы на небольшом объеме данных, что не исключает их корректировку в дальнейшем при приращении материала, однако в качестве основы для предварительных выводов их использование допустимо.
Материалы и методы
Исследование осуществлено на основе количественного анализа семян культурных растений с четырех археологических памятников государства Бохай (селище Абрикосовское, поселение Чернятино-2, городище Краскинское и в какой-то степени городище Горбатка) и одного городища постбохайского времени (Кокшаровка-1). Все археоботанические материалы получены с использованием методики ручной водной флотации (ее описание см., напр.: [Янушевич, Кузьминова, Вострецов, 1989; Лебедева, 2009]). В лабораторных условиях из полученных образцов отбирались семена и плоды (карпоиды) растений и на основе карпологического метода проводилась их видовая идентификация. Для каждого памятника или отдельного раскопа на Краскинском городище определялось содержание всех определимых семян культурных растений. Данный показатель рассчитывался от общего количества обнаруженных на объекте карпоидов. Для реконструкции археоботанических спектров памятников высчитывалось долевое соотношение семян культурных растений разных видов.
Большинство использованных археоботаниче-ских материалов происходит из однотипных отложений – заполнений жилищных комплексов. На Крас-кинском городище в раскопах 40 и 42 семена и плоды получены из котлованов семи жилищ*, на поселении
Чернятино-2 – одного, на городище Горбатка – восьми. На городище Кокшаровка-1 два объекта (здания 6, 7), содержавшие археоботанические материалы, входят в комплекс, состоявший из нескольких зданий и реконструируемый как дворцовый (административный). Но, судя по составу находок (развалы крупных сосудов, в т.ч. пароварки и другая кухонная посуда) из этих помещений, а также обнаруженным остаткам культурных растений, в них могла осуществляться деятельность по приготовлению пищи. Лишь на селище Абрикосовское семена и плоды растений получены из небольших разведочных раскопов с планиграфически не вычленяемыми археологическими объектами.
Не все имеющиеся количественные данные по остаткам культурных растений были использованы полностью, т.к. их не удалось корректно сопоставить между собой. Например, значительно искажают общую картину подсчеты по семенам, полученным из двух проб в раскопах 20 и 39 Краскинского городища. С учетом того, что большая часть обнаруженных в них (пробах) остатков культурных растений представлена семенами сои (76,8 и 88,7 % соответственно), которые имеют относительно крупные размеры и могут быть визуально различимы в почвенных отложениях, эти пробы рассматриваются нами как образцы зерновых скоплений. Подобные отложения формируются одноактно, их состав, как правило, зависит от конкретного археологического контекста [Лебедева, 2008] и не обязательно отражает реально существовавшие в древности соотношения между компонентами скопления (если оно было многокомпонентным). По этой причине количественные показатели упомянутых проб не были использованы для сравнения с аналогичными данными, полученными в результате систематической флотации отложений раскопов 40 и 42 Краскин-ского городища, разведочных шурфов Абрикосовско-го селища, раскопов селища Чернятино-2 и городища Кокшаровка-1. Также из-за малочисленности находок (17 семян в 30 пробах) не привлекались для количественного сравнения материалы из раскопа 34 Крас-кинского городища. Из-за отсутствия количественных данных по археоботаническим материалам городища Горбатка результаты видовых определений семян с этого памятника были использованы лишь в относительных категориях «больше – меньше»*.
Характеризуя в целом источниковую базу исследования, отметим, что все материалы получены и проанализированы по единой методике. Поэтому счита- ем возможным использовать итоговые результаты для сравнения и реконструкции качественного состава культурных растений, выращивавшихся населением Приморья в VIII–X вв.
Результаты
Имеющиеся археоботанические данные (см. таблицу , рис. 1) демонстрируют значительное преобладание среди обнаруженных семян остатков культурных растений (70–90 %). Наибольшее число видов (12) зарегистрировано на городище Горбатка, далее следуют Краскинское городище (10), поселение Чернятино-2 (9), Абрикосовское селище и городище Кокшаровка-1 (по 8). Среди идентифицированных видов культурных растений выделяются восемь, представленных на всех или на большинстве рассматриваемых памятников. Это просо итальянское, японское и обыкновенное, ячмень голозерный, пшеница мягкая, соя культурная, фасоль угловатая и перилла. Другие виды зафиксированы на отдельных памятниках и, как правило, в небольших количествах (рис. 2). Так, семена ячменя пленчатого найдены лишь на двух городищах (Крас-кинское и Горбатка), гороха – также на двух (Горбатка и Кокшаровка-1), гречихи, канатника – на одном (Гор-батка), конопли и овощного растения семейства крестоцветных – тоже на одном (Краскинское).
На всех памятниках зафиксировано доминирование семян двух видов проса – итальянского и японского. Их суммарная доля на отдельных памятниках близка к 50 % или превышает это значение, а на городище Кокшаровка-1 достигает почти 90 %. На селище Абрикосовское, поселении Чернятино-2 и городище Кокшаровка-1 семян проса итальянского найдено больше, чем японского (соответственно 35, 43 и 57 % против 26, 17 и 31 %). Для Краскинского городища на основании имеющихся данных реконструируется обратная тенденция – преобладание проса японского. Из почти 600 семян культурных растений, полученных из отложений из двух раскопов (40 и 42), 30 % – остатки проса японского, а 21 % – итальянского.
Зерновки проса обыкновенного во всех исследованных коллекциях составляют ок. 4 %. Отмечается относительная стабильность этого показателя, в то время как количество семян культурных растений других видов на разных памятниках колеблется (иногда в широких пределах). Процентное содержание зерновок проса обыкновенного особенно сходно в материалах селища Абрикосовское, поселения Чер-нятино-2 и городища Кокшаровка-1 (3,4; 3,7 и 3,8 % соответственно).
О претендентах на последующие места в общем списке культурных растений пока нет такого ясного представления, как для проса итальянского и япон-
Количественные показатели коллекций семян культурных растений
Памятник |
Годы раскопок, номер раскопа |
Кол-во проб |
Всего семян |
В том числе культурных растений |
Просо |
Ячмень |
|||||||||
итальянское |
японское |
обыкновенное |
голозерный |
пленчатый |
|||||||||||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
||||
Краскинское |
2002, Р-20 |
1 |
307 |
207 |
67,4 |
34 |
16,3 |
3 |
1,5 |
9 |
4,5 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2008, Р-34 |
30 |
21 |
17 |
81,0 |
6 |
35,3 |
7 |
41,1 |
0 |
0 |
1 |
5,9 |
0 |
0 |
|
2009, Р-40, 42 |
133 |
643 |
597 |
92,8 |
126 |
21,1 |
181 |
30,3 |
3 |
0,5 |
19 |
3,2 |
9 |
1,5 |
|
2010, Р-39 |
1 |
300 |
300 |
100 |
Определено до рода |
– 1 (0,3) |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||||
Абрикосовское |
2000, 2009 |
8 |
120 |
89 |
74,0 |
39 |
43,8 |
15 |
16,9 |
3 |
3,4 |
7 |
7,8 |
0 |
0 |
Чернятино-2 |
2001 |
6 |
172 |
142 |
82,5 |
51 |
35,9 |
37 |
26,0 |
5 |
3,7 |
42 |
29,5 |
0 |
0 |
Кокшаровка-1 |
2011 |
20 |
291 |
208 |
71,5 |
119 |
57,2 |
66 |
31,7 |
8 |
3,8 |
3 |
1,4 |
0 |
0 |
Горбатка |
2000, 2001 |
35 |
Нет свед. |
+++ |
+++ |
+ |
+ |
+ |