Семантическая природа речевой и музыкальной интонации

Бесплатный доступ

Речь и музыка - две социально-обусловленные формы человеческого сознания, две формы мышления, две формы человеческой коммуникации, основанные на общих физических законах звука и психофизиологических процессах его восприятия, имеющие общую интонационную природу. Речевая и музыкальная интонация является носительницей образно-смысловой информации: она способна опосредованно характеризовать время и пространство ее создания; в общих чертах «обрисовать» портрет автора, его социальный статус и пол, возраст, темперамент, ментальную принадлежность и др.; участвовать в формировании смысловой нагрузки и психоэмоционального состояния, создавать эмоционально-тембровый образ, выражать вопрос, утверждение, восклицание, отрицание; словом, интонация способна вбирать в себя едва ли не все эйдетические компоненты, составляющие психо-культурное пространство искусства. Интонация - категория историко-культурологическая, поскольку каждая эпоха формирует свой интонационный тезаурус со своим семантическим рядом, актуальным существующей картине мира и культурной парадигме.

Еще

Интонационная теория, речь, музыка, коммуникативные свойства музыки, музыкальный язык, музыкальная семантика

Короткий адрес: https://sciup.org/148314270

ID: 148314270

Список литературы Семантическая природа речевой и музыкальной интонации

  • Аверинцев, С.С. Символ. София-Логос: словарь. 2-е изд., испр. Киев, Дух i Лiтера, 2001. С. 155-161.
  • Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс. Л., Музгиз, 1963, 378 с.
  • Бахтин, М.М. Собр. Соч: в 7 тт. М., Русские словари, 1997. Т.5. 730 с.
  • Бонфельд, М.Ш. Музыка: язык. Речь. Мышление: опыт системного исследования музыкального искусства. СПб., Композитор, 2006. 628 c.
  • Васина-Гроссман, В.А. Музыка и поэтическое слово. В 3-х тт. М., Музыка, 1972-1978.
Другой