Семиотика аллеи, "где кружат листы": Тургенев, Гумилев, Бунин

Автор: Богданова Ольга Алимовна

Журнал: Проблемы исторической поэтики @poetica-pro

Статья в выпуске: 2 т.17, 2019 года.

Бесплатный доступ

В статье показана семантико-семиотическая динамика в русской литературе XIX-XX вв. локуса аллеи как элемента «усадебного топоса», связанного с любовью между мужчиной и женщиной. Если летние «темные аллеи» были местом любовных свиданий и объяснений в пушкинско-тургеневской традиции, восходящей к общеевропейскому дискурсу XVIII в., то осенние аллеи, перекликающиеся с известными элегиями В. А. Жуковского и М. Ю. Лермонтова, входят в литературу Серебряного века как идеализация «онегино-ларинской» усадьбы в модусе ее безвозвратной утраты (Н. С. Гумилев и др.). В послереволюционном творчестве И. А. Бунина усадебная культура воспринимается как вершина русской истории, сохранившая, несмотря на потерю эмпирического существования, статус немеркнущего вневременного эталона. В цикле рассказов «Темные аллеи» (1937-1953) - памятнике русской усадебной культуре - представлена сезонная полнота аллей; их символика распространяется на всю прошлую русскую и настоящую эмигрантскую жизнь, раздвигая тематические, временны́е и даже национальные границы. «Усадебный топос» и его элементы принимают неожиданные модификации и подвергаются глубинным, почти неузнаваемым трансформациям, вплоть до бедуинского шатра в Иудейской пустыне и вымершего городка на юге Испании. Необычная динамика образа аллеи в рассказе «Муза»: от весны непосредственно к зиме - симптом сдвига и разрыва в усадебной топике как Золотого, так и Серебряного века русской литературы. Дискретность, внутреннее зияние, ужасающая близость смерти возвращают ее к ренессансным истокам («Декамерон» Дж. Боккаччо), актуализируют присущую ей универсальность. Научная новизна статьи состоит в обнаружении динамики «усадебного топоса» в русской литературе XIX-XX вв., связанной со сменой модусов его репрезентации - от «летней» полноты существования к «осеннему» упадку, в выдвижении термина «усадебный габитус», объясняющего способность «усадебного топоса» к новым модификациям, а также в показе общеевропейского субстрата образа усадьбы в русской литературе середины XX в.

Еще

Аллея, сад, парк, локус, "усадебный топос", усадебная культура, "усадебный габитус", русская литература xix, xx вв

Короткий адрес: https://sciup.org/147226200

IDR: 147226200   |   DOI: 10.15393/j9.art.2019.6542

Список литературы Семиотика аллеи, "где кружат листы": Тургенев, Гумилев, Бунин

  • Борсук О. А., Грищенко В. В. Рельеф в планировке русских усадеб // Русская усадьба. - М.: Жираф, 2004. - Вып. 10 (26). - С. 44-50.
  • Булгакова А. А. Топика в литературном процессе. - Гродно: ГрГУ, 2008. - 107 с.
  • Бурдьё Пьер. Социальное пространство: поля и практики / пер. с фр., сост. и послесл. Н. А. Шматко. - СПб.: Алетейя, 2014. - 576 с.
  • Веденин Ю. А. Русские дворянские усадьбы и их роль в возрождении культурного ландшафта России // Русская усадьба. - М.; Рыбинск, 1994. - Вып. 1 (17). - С. 29-36.
  • Дмитриева Е.Е., Купцова О. Н. Жизнь усадебного мифа: утраченный и обретенный рай. - М.: ОГИ, 2008. - 528 с.
  • Доманский В. А. Русская усадьба в художественной литературе XIX в.: культурологические аспекты изучения поэтики // Вестник Томского государственного университета. - 2006. - № 291. - С. 56-60.
  • Жаплова Т. М. Усадебная поэзия в русской литературе XIX века. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2004. - 232 с.
  • Лихачев Д. С. Поэзия садов: к семантике садово-парковых стилей. Сад как текст. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Согласие: ОАО «Тип. "Новости"», 1998. - 471 с.
  • Нащокина М. В. Русская усадьба Серебряного века. - М.: Улей, 2007. - 432 с.
  • Разумовская А. Г. "Листья падают в саду…": Осень как объект поэтических размышлений И. Бунина и В. Набокова // Русская словесность. - 2009. - № 6. - С. 23-28.
  • Стернин Г. Ю. Русская загородная усадьба в современных историко-культурных интересах // Русская усадьба. - М.: Жираф, 1998. - Вып. 4 (20). - С. 245-252.
  • Хворых Т. О. Русская усадьба XVIII века: структура и образ // Русская усадьба. - М.: Жираф, 1999. - Вып. 5 (21). - С. 11-17.
  • Шаховская З. А. В поисках Набокова. Отражения. - М.: Книга, 1991. - 319 с.
  • Щукин В. Г. Российский гений просвещения: исследования в области мифопоэтики и истории идей. - М.: РОССПЭН, 2007. - 608 с.
  • Щукин В. Г. Экфрасис как путь к сверхсознанию и умиротворению (Славянка Василия Жуковского) // Теория и история экфрасиса: итоги и перспективы изучения. - Siedlce: Wydawnictwo Naukowe Instytutu Kultury Regionalnej i Badań literackich im. Franciszka Karpińskiego. Stowarzyszenie, 2018. - S. 561-578.
Еще
Статья научная