Семиотика боли в балетном искусстве

Бесплатный доступ

В статье рассматривается семиотизация боли в балетном искусстве. Отмечается, что боль выступает не просто как означивание культурным кодом состояния человека, но она затрагивает сущность бытия. Следствие знака боли в примитивных семиотиках ограничение своего телесного «Я», сужение круга движений. Однако знак боли в искусстве, прежде всего в балете, имеет позитивный смысл, способствует решению художественной задачи - созданию образа. Существует целый спектр отношений к боли как к «испытанию», «наказанию», «открытию». Выбор личностного отношения к боли у исполнителя, балетмейстера зависит от культурных традиций. Система воспитания в балете предполагает не столько нечувствительность к боли, сколько развитие способностей к её преодолению. Телесное ощущение боли в балете выходит за границы своего содержания, приобретает значение в пластической выразительности исполнителя. В сложных семиотиках физиологизм боли не имеет особого значения. Состояние исполнителя, включая «муки творчества», переживание неудачи носит семиотический характер и требует осмысления. Анализ семиотики боли в балете позволяет переориентировать художественное творчество с «объекта» на «личность». Эмоциональное отношение к боли в балете предшествует её осмыслению, изображению. В статье утверждается, что надличностный опыт жизни приобретает в балете осмысленное значение. Высокохудожественное произведение балетного искусства способно вбирать боль и освобождать от боли.

Еще

Семиотика, боль, балет, смысл, знак, символ, культура

Короткий адрес: https://sciup.org/144162955

IDR: 144162955   |   DOI: 10.24412/1997-0803-2023-5115-101-109

Список литературы Семиотика боли в балетном искусстве

  • Аверинцев С. С. На перекрёстке литературных традиций // Вопросы литературы. 1973. № 2. С. 160-162.
  • Бондарева С. К., Колесов Д. В. Переживание (психология, социология, семантика). Москва: МПСИ, Воронеж: МОДЭК, 2007. 160 с.
  • Браэм Г. Психология цвета / пер. с нем. Москва: АСТ, Астрель, 2011. 158 с.
  • Воеводина Л. Н. Мифология и культура: учебное пособие. Москва: Институт общегуманитарных исследований, 2002. 384 с.
  • Лиепа И. М. Метод Лиепа: Философия тела. Москва: Альпина нон-фикшн, 2013. 171 с.
  • Лиепа М. Э. Вчера и сегодня балета. Москва: Молодая гвардия, 1986. 190 с.
  • Михайлов М. М. Молодые годы ленинградского балета. Ленинград: Искусство. 1978. 151с.
  • Песоцкая И. В. Концептосфера слова «боль» в русском языке // Материалы XI Конгресса международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы. Варна, 2007. Т. 4. С. 265-269.
  • Пикард А. Балет. Нарративы балетного тела. Боль, удовольствие, совершенство и воплощение идеала / пер. с англ. А. А. Галкин /. Харьков: Гуманитарный центр, 2018. 212 с.
  • Плисецкая М. М. Я, Майя Плисецкая. Москва: Новости, 1994. 496 с
  • Плисецкий А. М. Уроки классического танца. Москва: Искусство, 1967. 552 с.
  • Постмодернизм. Энциклопедия / сост. и отв. ред. А. А. Грицанов, М. А. Можейко /. Минск: Интер-прессервис; Кн. Дом, 2001. 1040 с.
  • Серов Н. В. Цвет культуры: психология, культура, физиология. Санкт-Петербург: Речь, 2004. 672 с.
  • Тищенко П. Д. Психика и соматические процессы. Москва: Общественные науки и здравоохранение, 1987. С. 184-194.
  • Тхостов А. Ш. Психология телесности. Москва: Смысл, 2002. 287 с.
  • Холфина С. С. Вспоминая мастеров московского балета. Москва: Искусство, 1990. 377 с.
  • Черкасский Д. А. Записки балетомана. 60 лет в партере Кировского театра. Москва: Арт, 1994. 254 с.
  • Шибаева М. М. Человек культуры как ценностно-смысловая и творческая явленность имени // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 6 (68). С. 30-38.
Еще
Статья научная