Семья и традиционные семейные ценности в регулятивном и охранительном законодательстве
Автор: Красовская О.Ю., Чернышов А.А., Конина Е.Н.
Журнал: Вестник Академии права и управления @vestnik-apu
Рубрика: Теория и практика юридической науки
Статья в выпуске: 4 (85), 2025 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена анализу доктринальных и легальных понятий «семья», «брак», «традиционные семейные ценности», «демографическая безопасность». Авторы подчеркивают, что государственная политика, направленная на поддержку семьи и защиту традиционных семейных ценностей требует применения юридического подхода к понятийному аппарату. В российском законодательстве уже присутствуют положения по защите семьи и традиционных семейных ценностей, например, институт преступлений против семьи и несовершеннолетних (гл. 20 Уголовного кодекса Российской Федерации). Но правовая природа феномена семьи проявляется в рамках различных отраслей права, поэтому необходимо признать сложность определения единого универсального юридического понятия «семья» и невозможность его закрепления в законодательстве.
Семья, брак, традиционные семейные ценности, демографическая безопасность, Уголовный кодекс, преступление
Короткий адрес: https://sciup.org/14134164
IDR: 14134164 | УДК: 34
Текст научной статьи Семья и традиционные семейные ценности в регулятивном и охранительном законодательстве
В опросы, связанные с определением сущности семьи, брачно-семейных отношений поднимались еще в древности. Семья является объектом исследования множества наук, и это указывает на то, что понятие «семья» является сложным многогранным явлением, которое обладает особой значимостью. «В современной России... институт семьи становится главным очагом формирования и укрепления социальных, нравственных, духовных и моральных ценностей» [1, с. 423], при этом одним из приоритетных направлений государственной политики России является поддержка семьи и охрана традиционных семейных ценностей. «Согласно Национальной стратегии действий в интересах детей, утвержденной Указом Президента РФ № 761, к таким ценностям относятся: ...нравственность...» [2, с. 6], что играет важную роль в формировании личности ребенка.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 09.10.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [3] одной из традиционных ценностей России является крепкая семья, которая может и должна признаваться конституционной ценностью России, хотя соответствующее положение в Конституции РФ отсутствует. При этом из ряда положений Конституционного Суда Российской Федерации следует, что «особая роль семьи в развитии личности, удовлетворении ее духовных потребностей и обусловленная этим конституционная ценность института семьи требуют со стороны государства уважения и защиты семейных отношений, одним из принципов регулирования которых является приоритет семейного воспитания детей» [4].
Определеннаясовокупность ценностныхориен-тиров лежит в основе поведения каждого гражданина и выражает его отношение к другим людям, обществу и его институтам, одним из которых является семья. Если говорить о смысловом значении традиционных ценностей, то представляется, что к ним относится совокупность явлений, объектов, а также нравственных ориентиров, принципов, сохраняемых в течение длительного промежутка времени, которые признаются и поддерживаются большинством граждан и служат мотивационной основой их поведения [5].
К традиционным семейным ценностям относится ценность брака, понимаемого как союз мужчины и женщины, основанный на государственной регистра- ции в органах записи актов гражданского состояния, заключаемый в целях создания семьи, рождения и (или) совместного воспитания детей, который основан на заботе и уважении друг к другу, детям и родителям, характеризуется добровольностью, устойчивостью и совместным бытом, связан с взаимным стремлением супругов и всех членов семьи к его сохранению [6]. Некоторые из ценностей, перечисленных в Распоряжении Правительства Российской Федерации от 25.08.2014 №1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года», сегодня уходят на второй план, постепенно теряя свой приоритет в силу глобальных социально-экономических, культурных и иных изменений общества. Так, например, ценность многодетности, которая на протяжении всего исторического развития России была одной из важнейших в брачно-семейных отношениях, заменяется малодет-ностью.
Отражение понятия «традиционные семейные ценности» в Конституции РФ, иных нормативных актах возможно, так как в отличие от термина «семья» не требует выделения столь большого количества признаков и черт соответствующей категории. Крометого, непосредственно в самой дефиниции традиционных семейных ценностей России нет необходимости перечислять их все, так как в отдельных правовых актах они уже указаны. Соответственно, вносить дополнения, изменения, указывая на то или иное явление или принцип, что следовало бы относить к традиционным семейным ценностям, нужно в соответствующий перечень, а не в сам термин «традиционные семейные ценности». Таким образом, термин «традиционные семейные ценности» может иметь для законодательной области важный признак, который нужен с точки зрения правовой терминологии, а именно: универсальность его применения для всех отраслей права.
Традиционные семейные ценности имеют различную классификацию. Вместе с тем наиболее полное и удачное деление традиционных семейных ценностей удается представить тем авторам, которые в качестве критерия классификации указывают внутреннюю структуру отношений в семье [7, с. 302-304].
Актуальным сегодня является защита и охрана семьи, традиционных семейных ценностей в аспекте обеспечения национальной безопасности России. Национальная безопасность Российской Федерации представляет собой состояние защищенности наци- ональных интересов от внешних и внутренних угроз, в условиях которого обеспечивается реализация конституционных прав и свобод граждан, достойные качество и уровень их жизни, гражданский мир и согласие в стране, охрана суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, социально-экономическое развитие страны. На основании содержанияданного определения следует, что семья и традиционные семейные ценности являются важным элементом национальной безопасности, поскольку кризис данного института и его ценностей представляет в первую очередь внутреннюю угрозу для государства. Именно это, безусловно, повлечет еще большее обострение демографических проблем, негативно скажется на качестве и уровне жизни, обострит социально-экономическую ситуацию. Внешняя же угроза в таком случае будет лишь дополнительным фактором по отношению к внутренней угрозе и может проявиться в продвижении, внедрении извне нетрадиционных установок в брачно-семейные отношения, которые укоренятся со временем и станут нормой. При этом национальная безопасность – это широкое понятие. Она в своей совокупности обеспечивается в рамках общественной, экономической, экологической, информационной и других сфер безопасности.
В контексте традиционных семейных ценностей национальную безопасность можно рассматривать в рамках демографической безопасности. Именно демографическая безопасность основана на обеспечении защищенности социально-экономической сферы жизни общества. В ее рамках должны решаться вопросы преодоления демографического кризиса, рассматриваться и реализовываться программы по увеличению уровня продолжительности жизни, увеличению рождаемости, сохранению здоровья населения, которые, в свою очередь, тесно связаны с институтом семьи и традиционными семейными ценностями, без сохранения и поддержки которых разрешить демографические вызовы невозможно.
В отличие от понятия национальной безопасности демографическая безопасность не имеет единого универсального подхода в своем понимании. Например, Л.Л. Рыбаковский под демографической безопасностью понимает «состояние демографических процессов, которое достаточно для воспроизводства населения без существенного воздействия внешнего фактора и обеспечения людскими ресурсами геополитических интересов государства» [8, с. 124]. В данном случае не совсем ясно, о каком «внешнем факторе» идет речь. Разрешение демографических проблем в большей степени связано с внутригосударственными сферами деятельности, такими как развитие экономики, поддержка семей, улучшение уровня жизни; внешние факторы способны оказать лишь косвенное воздействие и только в том случае, не разрешаются проблемы внутри государства. Если же под внешним фактором в определении автора понимать, например, миграционный процесс, который может негативно сказаться на институте семьи, традиционных семейных ценностях и, как следствие, национальной безопасности при развитии демографического кризиса, то миграция с внешней стороны такого подхода может рассматриваться только в том случае, когда она осуществляется незаконно. Если же говорить о миграционной политике, проводимой государством, то ее нельзя относить к внешнему фактору. Кроме того, национальная безопасность – это, безусловно, состояние защищенности национальных интересов, суверенитета России, ее социально-экономического развития, но сводить демографическую безопасность к обеспечению людскими ресурсами геополитических интересов государства, исключая интересы личности и общества, представляется неверным.
Следует согласиться с мнением тех авторов, которые указывают, что демографическая безопасность является частью национальной безопасности России. Кроме того, представляется, что именно население должно быть основным показателем демографической безопасности, конкретно – его численность, рождаемость, социально-экономический уровень жизни. От этих показателей уже зависит в целом национальная безопасность личности, общества и государства.
При этом сохранение института семьи и традиционных семейных ценностей поставлено в зависимость от множества перечисленных факторов или же напрямую влияет на них. В силу сказанного предлагается следующая дефиниция демографической безопасности. Демографическая безопасность – это элемент национальной безопасности, представляющий состояние защищенности личности, общества, государства от внутренних и опосредованных внешних угроз, связанных с падением уровня жизни, рождаемости, разрушением института семьи, ее традиционных ценностей, миграционными процессами и другими проблемами, разрешение которых важно для обеспечения естественного возобновления поколений людей и высокого качества жизни населения страны как основы построения общества и государства.
Подобное определение подчеркивает, что в демографической безопасности основной перечень проблем всегда является внутригосударственным, а все решения этих проблем в первую очередь должны оказывать положительный эффект на население. Только разрешив демографические проблемы населения как первичного элемента, на котором основывается общество и государство, можно говорить о возможности обеспечения всей национальной безопасности не только личности, но и общества и государства.
В ст. 38 Конституции РФ закреплено: «семья, ма- теринство и детство находятся под защитой государства…, забота о детях, их воспитание является равным правом и обязанностью родителей» [9]. В свою очередь, трудоспособные совершеннолетние дети обязаны заботиться о нетрудоспособных и нуждающихся в заботе родителях. Семейные правоотношения регулируются нормами семейного, гражданского, жилищного и иных отраслей права. Охранительную функцию данного вида отношений выполняет уголовное право. Уголовный кодекс Российской Федерации [10] (далее – УК РФ) предусматривает отдельную главу, посвященную преступлениям против семьи и несовершеннолетних.
Следует подчеркнуть, что семейное законодательство придерживается важной позиции невмешательства в дела семьи, признавая безусловную необходимость защиты семьи и традиционных семейных ценностей в России. Такая позиция обусловлена не только характером брачно-семейных отношений, в которых частноправовые интересы превалируют над публичными, но и социальной природой института семьи, в силу чего эффективно именно во благо семьи государство не сможет ее контролировать. Обеспечить нормальное функционирование и развитие семьи, поддержание традиционных семейных ценностей возможно путем разработки и реализации эффективных социально-экономических мер поддержки и осуществления непосредственной защиты института семьи и ее членов, которая осуществляется в рамках гражданских, административных и уголовных средств воздействия на нарушителя соответствующих отношений в семейной сфере.
Категорией «семья» оперирует не только Конституция РФ, но и отраслевое законодательство, а также различные отрасли науки и знаний. Так, уголовное законодательство оперирует термином «семья» в положениях о назначении наказания: «Размер штрафа определяется судом с учетом... имущественного положения осужденного и его семьи...» (ч.3 ст. 46 УКРФ); в институте, охраняющем конституционные права и свобод человека и гражданина, признается преступлением «незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия» (ст.137 УКРФ); в институте, охраняющем семью и несовершеннолетних от преступных посягательств (гл.20 УК РФ) и др.
О необходимости закрепления в законодательстве единого понятия «семья» в доктрине ведутся дискуссии.
Нормативное закрепления понятия «семья» как «лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство» представлено в ст. 1 Федерального закона РФ от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» [11].
В доктрине социологии семья представляется как «исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, родителями, детьми, как малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, моральной ответственностью, социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения» [12, с. 133-134]. Как отмечает А.И. Антонов, такое понимание семьи фиксирует ее как институт воспроизводства населения [13, с. 14].
Ксторонникамзакреплениявзаконодательстве единого понятия семьи относится, например, Е.М. Во-рожейкин: «Не может быть несколько определений понятия семьи для разных отраслей права» [14, с.33], а также Ю.С. Кабанова, утверждающая, что «семья – это объединение физических лиц, основанное на браке или родстве, свойстве, усыновлении или иных формах устройства детей в семью либо на совместном проживании и ведении домашнего хозяйства, которое подлежит охране государством и члены которого связаны лично-доверительными отношениями, общностью быта и интересов» [15, с.127], что «закрепление данного понятия, единого для всех отраслей права, позволит как гражданам, так и правоприменительным органам осуществлять реализацию норм закона на более высоком смысловом и юридико-техническом уровне» [15, с. 127].
В Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации под семьей предлагалось понимать «общность людей, соединенных отношениями брака, родства, свойства усыновления, опеки, попечительства и связанных общими семейными традициями, ценностями, взаимными правами и ответственностью» [16].
Регулятивное законодательство к членам семьи относит разных лиц, ввиду чего в доктрине сформулировать единое универсальное определение невозможно. Так, О.Ю. Ильиной утверждается «невозможность существования и нормативного определения единого понятия семьи, которое было бы равно применимо как в семейном праве, так и в иных отраслях права» [17]. Представляется возможным сформулировать единое законодательное определение брака.
Таким образом, рассмотрев понятия «семья», «брак», «традиционные семейные ценности», а также «демографическая безопасность» в аспекте национальной безопасности,можно заключить следующее.
Семья и традиционные семейные ценности соотносятся как форма и содержание. В свою очередь, национальная безопасность как состояние защищенности личности, общества и государства не может игнорировать семью и ее ценности, так как они пред- ставляют государство в миниатюре и от состояния таких «семейных государств» зависят экономические, социальные и иные возможности, посредством которых обеспечиваются национальные интересы. Кроме того, состояние института семьи и конкретный набор семейных ценностей, на котором он строится, имеет важнейшее значение для демографической безопасности России как одного из компонентов всей ее национальной безопасности. Состояние семьи и отноше- ние к ее ценностям следует считать одним их вопросов, который должен решаться и рассматриваться в рамках эффективного обеспечения демографической безопасности страны, поскольку целый ряд существующих угроз в этой области напрямую с ним связан. Таким образом, возможность законодательного закрепления понятия «семья» отсутствует, однако понятиям «традиционные семейные ценности» и «брак» представляется возможным дать легальные определения.