Сердце как орган познания целого в философии П.Д. Юркевича
Автор: Ишутин А.А.
Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc
Рубрика: Философия
Статья в выпуске: 12, 2022 года.
Бесплатный доступ
В представленной статье рассматриваются гносеологические воззрения представителя русской религиозной философии - П.Д. Юркевича, основанные на соотнесении физического и душевного состояния человека. Делается акцент на том, что именно сердце обозначается мыслителем как источник всех познавательных действий души и является органом связи человека с Богом. Сердце философ символично противопоставляет голове, которая помогает осознать внешние явления действительности; сердце же, по мнению мыслителя, существует для понимания внутренней душевной деятельности. Мир как цельная живая структура, наполненная красотой, может быть познана, по П.Д. Юркевичу, только «глубоким сердцем». Заключается, что основные положения философии П.Д. Юркевича гармонично вписываются в русскую философскую традицию, в которой познание целостности иррациональными формами является важнейшим компонентом.
Сердце, целостность, познание, бог, душа, дух, христианство, братство
Короткий адрес: https://sciup.org/149141947
IDR: 149141947 | DOI: 10.24158/fik.2022.12.10
Текст научной статьи Сердце как орган познания целого в философии П.Д. Юркевича
Московский финансово-промышленный университет «Синергия», Москва, Россия, ,
Moscow Financial-Industrial University “Synergy”, Moscow, Russia, ,
Введение . Памфил Данилович Юркевич (1826 –1874) – ярчайший представитель русской религиозной философии. Занимая должность декана историко-филологического факультета Московского университета, он во многом шёл поперёк позитивистского XIX в., но вполне в русле холистской традиции русской философии, в рамках которой чистый рационализм не может гарантировать целостного познания реальности (Ишутин, 2017). В качестве основного органа иррационального познания П.Д. Юркевич предлагает рассматривать сердце.
Опираясь на православную традицию, русский философ воспринимает данный орган как концентрацию всей телесной и духовной жизни человека. Сердце является истоком действия и решимости человека. Также это исток познавательных действий души. «Уразумение» сердцем означает подлинное и целостное понимание, а глубокое размышление есть то, что предлагает сердце. «Всё, что приходит нам на ум или на память, – всходит на сердце», – утверждает философ (Юркевич, 1990: 70), и здесь его понимание сердечного знания сильно напоминает определение интуиции.
Сердце как орган связи с Богом . Сердце – это также орган связи человека с Высшим, с Богом. Благостное божественное слово прорастает именно в сердце (Юркевич, 1990: 71). «Словеса премудрости» написаны на «скрижали сердца». И в этом смысле подлинное мышление – это разговор души с собой, внутренний диалог. Сердце способно к тому, чтобы усваивать все ступени радости: от благодушия до ликования перед Богом. Человек страдает в самой крайней степени из-за болезни сердца в телесном и духовном смысле. Его охватывают ярость, недовольство, печаль, беспокойство, отчаяние, страх, тоска, уныние. Но всё меняется, когда до сердца дотрагивается «луч божественного слова» (Юркевич, 1990: 71). Таким образом и происходит познание Божьего мира. В данных рассуждениях о роли сердца русский философ во многом следует византийской религиозно-философской традиции, которая в оригинальном варианте нашла своё отражение у русских православных мыслителей. В частности, ярким подвижником, который рассуждал о собирании ума в сердце, был Нил Сорский1.
Подлинная этика человека, по П.Д. Юркевичу, связана именно с ощущением сердца, так как оно определяет нравственное состояние человека, связанное с мистической любовью к Богу. Будучи недостаточно проявленным, это чувство может сыграть негативную роль в самосознании человека: в нем может проснуться гордыня, и он может почувствовать себя равным Богу. Тогда сердце становится лукавым, суетным и неразумным (Юркевич, 1990: 72).
Христос, по П.Д. Юркевичу, вселяется верой именно в наши сердца. Также и Святой дух изливается в сердцах людей. Сердце в этом смысле является подлинным истоком нашей жизни. Внешние слова, мысли и дела не исчерпывают главного источника человеческого Бытия, которым сердце и является. Состояние сердца отражает состояние души человека. Ссылаясь на апостола Павла, П.Д. Юркевич называет настоящим божественное послание, которое написано не на каменных скрижалях, не чернилами, а на скрижалях сердца (Юркевич, 1990: 73). Здесь П.Д. Юркевич явно продолжает традицию первого русского митрополита Иллариона, отражённую в «Слове о законе и благодати»2, в котором чётко обозначено метафизическое превосходство неписанной благодати, принесённое в мир Новым Заветом, над написанным законом Ветхого Завета.
Сердце и голова как символы познания . Сердце как орган познания философ символично противопоставляет голове, дифференцируя сферу их действия. Голова – это своего рода посредник между целостным существом души и теми влияниями, которые она воспринимает извне. Роль головы весьма существенна. Подтверждение этого факта П.Д. Юркевич видит в том, что Святой Дух снизошёл именно на головы апостолов. Однако отражённые в голове явления не раскрывают всей сущности души. Но именно сердце – это средоточие жизни, а не голова. Сердце – это орган, наиболее близкий к слову Божьему (Юркевич, 1990: 75).
П.Д. Юркевич констатирует, что в современной ему философии стала распространённой точка зрения, согласно которой душа ограничена исключительно мышлением. Тем самым игнорируется то, что философ называет «за-душевным», а оно никогда не ограничивается только мышлением. В душе человека есть сферы, которые недоступны для ограниченных возможностей нашего познания. Понимание того, что в человеческой душе есть нечто запредельное, – это первый шаг к восприятию учения о «глубоком сердце» (Юркевич, 1990: 76–77), тайны которого известны только божественному уму. Именно в этой плоскости лежит возможность свободной воли и нравственного достоинства в человеке, в плоскости сердечных влечений, а не только абстрактно-рациональные представления об обязанностях.
В разуме много «посредственных» процедур, через сердце же возможно непосредственное познание истины. Разум важен в жизни человека, он создаёт определённость и необходимую размеренность. «Как жизнь без порядка, так и порядок без жизни равно несообразны с назначением человеческого духа», – пишет П.Д. Юркевич (Юркевич, 1990: 85). Однако только целостное настроение души, имеющее исток в сердце, способно толкать человека на подвиг и самоотречение. Это и есть главное внутреннее сокровище человека. Следует отметить, что тему сердца как важного органа познания Бога, истины и целостного мира поднимали также и философы-славянофилы в своих гносеологических построениях – об этом мы писали ранее (Ишутин, Моржеедов, 2018).
Сердце как центр человеческого существа . П.Д. Юркевич делает акцент на том, что даже в научной физиологии сердце – это не просто мышца, которая отвечает исключительно за движение крови. Это место, в котором концентрируются симпатические нервы, определяющие растительные процессы, химические реакции в человеческом теле, питание. Но там же, в сердце, имеют свой исток и другие нервы, которые, по сути, являются органами ощущения, воли и представления. Эти два типа нервов находятся друг с другом в абсолютном взаимодействии и единстве именно в сердце, а не в каком-то другом органе.
Между душой и телом имеет место до конца не раскрытая сложная связь. П.Д. Юркевич считает, что именно христианское понимание сердца в наибольшей степени раскрывает суть этой связи. Сердце аккумулирует в себе силы человеческого тела, но оно же является концентрированным органом жизни души. Именно в силу этой связи русский философ понимает тело как «целесообразный орган души не по одной своей части, но по всецелому своему составу и устроению» (Юркевич, 1990: 78).
П.Д. Юркевич предлагает отказаться от идеи восприятия телесной жизни человека как явления сугубо механистического и начать снова рассматривать сердце как колодец всех жизненных сил человеческого тела. Такой подход не противоречит ни христианскому, ни физиологическому взгляду на природу сердца, ведь именно в нем все органы «имеют своего представителя, который заботится об их сохранении и жизни» (Юркевич, 1990: 80). Отсюда становится понятно, почему уникальное чувство души, самосознание духовно-телесного бытия проявляет себя именно в сердце. Косвенным подтверждением данного факта является то, что даже самые незаметные изменения в ощущениях человека приводит сразу к изменениям в биении сердца.
Также П.Д. Юркевич рассматривает сердце как изначальный источник мыслей, намерений, поступков, дел и желаний. Физиология указывает на физические условия в головном мозге. Однако мысли, слова и дела человека – изначально не отражение внешних предметов, а проявление сердечного настроения. Этой задушевной стороне человек часто слишком мало придаёт значения, однако то, что входит извне в человеческую душу и обрабатывается при помощи головного мозга и органов чувств, приобретает постоянное качество именно по сердечному настроению души. В данном случае нельзя не вспомнить странствующего русского мыслителя Г.С. Сковороду, который на век раньше высказался про сердце так: «Я, без сомнения, понимаю, что все внешние наши члены скрытое существо своё в сердце имеют так, как пшеничная солома содержится в своём зерне» (Сковорода, 1973: 142).
Мир как цельная живая структура, наполненная красотой, открывает себя только «для глубокого сердца и отсюда уже для понимающего мышления» (Юркевич, 1990: 82). Многие поэты и философы осознавали, что именно сердце – это источник возникновения тех глубоких образов, которые они донесли в своих трудах человечеству. Чувства же и головной мозг только оформляли идеи, придавали им ясность и определённость (Юркевич, 1990: 83). Человек способен находить красоту в природе и искусстве, так как он испытывает внезапное воодушевление, излучаемое сердцем, причём независимо от обыденных чувств и эмоций. Творческие же люди всегда жаловались на то, насколько сложно раскрыть сердечные состояния, так как выразительных средств для этого всегда не хватает.
В отношениях с людьми П.Д. Юркевич также призывает руководствоваться истиной сердца. Давая человеку оценку, анализируя его достоинства и недостатки, невозможно ограничиться только разбором скорлуп с внешними характеристиками. За этими характеристиками, показными словами, стремлениями, лицемерием, симпатией или антипатией стоит истина сердца в виде подлинных духовных влечений, которые не всегда может осознавать и сам человек. За личностью поддельной находится подлинная личность, которая скрыта в сердце человека. Расстояние между этими двумя личностями может быть огромным, поэтому П.Д. Юркевич вводит понятие «двоедушие» (Юркевич, 1990: 86).
В этом контексте и происходит подлинное общение людей: от сердца к сердцу. Так возникают и сердечные отношения, подлинное братство людей. Об этом высказывался ярчайший русский философ и писатель В.Ф. Одоевский своём труде «Русские ночи». Он считал, что подлинная гармония между людьми возникает из глубины человеческого естества и находится по ту сторону систематизма и логической связи, а происходит «соединение организмов в магнетическом процессе»1.
Заключение . В мире системного кризиса, в мире краха классического модерна, основанного на рациональном познании реальности, в мире победившего постмодернизма, провозгласившего чрезмерность смыслов и ценностей, идея кардиоцентризма вновь становится актуальной. Причина её актуальности – в том, что необходим поиск новых смыслов, целостного знания и целостного человека. «В глубине сердца, недоступной анализу, всегда остаётся источник новой жизни, новых движений и стремлений, которые переходят за пределы конечных форм души и делают ее способною для вечности», – провозгласил блестящий русский философ П.Д. Юркевич (Юркевич, 1990: 91). Сердце как орган познания актуально для приобщения людей к природе, обществу и друг другу.
Можно сделать вывод, что основные положения философии П.Д. Юркевича гармонично вписываются в русскую философскую традицию, в которой познание целостности иррациональными формами является важнейшим компонентом.
Список литературы Сердце как орган познания целого в философии П.Д. Юркевича
- Ишутин А.А. Некоторые теоретические аспекты холизма как философской позиции // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2017. № 4. С. 21-30.
- Ишутин А.А., Моржеедов В.Г. Гносеологические аспекты идеи целостности в мировоззрении славянофилов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2018. № 4. С. 82-91.
- .
- Сковорода Г.С. Сочинения: в 2 т. М., 1973. Т. 1. 510 с.
- Юркевич П.Д. Философские произведения. М., 1990. 672 с.