Статьи журнала - Сибирский филологический форум

Все статьи: 238

"Как мы пишем", или проблема литературного самосознания

"Как мы пишем", или проблема литературного самосознания

Черняк Мария Александровна, Саргсян Марине Амрайовна

Статья научная

Постановка проблемы. Интерес современного литературоведения к проблеме литературной рефлексии осуществляется в основном на материале разнообразных метатекстов, особенно ярко представленных в рубежные эпохи. Цель статьи - выявление авторской идентичности и художественной саморефлексии в текстах нон-фикшн. В этой связи особенный интерес представляет коллективный сборник «Как мы пишем», составленный в 2018 г. петербургскими писателями Павлом Крусановым и Александром Етоевым. Сборник стал репликой к сборнику «Как мы пишем» 1930 г. Литературный процесс 1920-х гг., как и во многом литература нового XXI в., был периодом обновления различных видов и жанров художественного творчества, периодом рождения новых форм. Результаты исследования. Сравнение двух сборников, в которых писатели разных литературных эпох размышляют о природе творчества, о технологии литературного труда, о взаимоотношениях с читателем, дает основание говорить о контурах новой текстологии XXI в. Деформация канона, разрушение границ литературы и эстетического вкуса, новые формы коммуникации повлияли на содержание и форму текстов. Выводы. С возникновением интернет-реальности появились новые источники текстологии. Новая литературная реальность диктует свои законы и создает новые условия для развития писательско-издательских, писательско-читательских отношений. Современная литература, как и литература прошлых лет, реагирует на культурно-исторические события и на развитие литературного процесса, рефлексируя о создании текста и о роли писателя здесь и сейчас.

Бесплатно

"Любовь" как ценность в представлении профессиональной группы "педагог" Красноярского края

"Любовь" как ценность в представлении профессиональной группы "педагог" Красноярского края

Бурмакина Наталья Алексеевна, Мамаева Татьяна Владимировна

Статья научная

Постановка проблемы. В статье рассматривается ассоциативное поле «Любовь» и обосновываются причины количественных и качественных различий любви как ценности в языковом сознании педагогов Красноярского края. Специфические черты регионального языкового сознания выявляются в результате сопоставления данных прямого и обратного порядка базы данных первого ассоциативного словаря профессиональной группы «педагог» на основе массового ассоциативного эксперимента с количеством испытуемых 2500 человек (АСП). Материалы обратного ассоциативного словаря (от реакции к стимулу) демонстрируют top-75 слов с наибольшим количеством ассоциативных связей, представляющих собой перечень базовых ценностей и профессиональных доминант испытуемых, называемых «ядром языкового сознания». Ассоциативные поля ядра языкового сознания являются основой для описания ценностной картины мира данной профессиональной группы. Цель работы - выявление ценностных представлений о любви в языковом сознании сибирских педагогов. Для достижения поставленной цели проведен анализ ассоциативного поля «Любовь», выявлены специфические черты профессионального языкового сознания. В результате анализа мы пришли к следующему выводу: выявленные ассоциации языкового сознания педагогов Красноярского края позволяют утверждать, что любовь является одной из ценностных доминант данной профессиональной группы и содержит концептуальное ядро, тесно связанное с понятиями чувство, семья, дети. Профессиональные представления современного учителя о любви отразились в немногочисленных понятиях: Чехов, дело, патриотизм, книга и др.

Бесплатно

"Монстрация" как семиозис политического симулякра демонстрации: феномен возвращения к реальному

"Монстрация" как семиозис политического симулякра демонстрации: феномен возвращения к реальному

Глушенкова Ольга Александровна, Сонич Ирина Валерьевна

Статья научная

Проблема и цель.В статье анализируются причины возникновения культурного феномена Монстрации, а также происходит ее репрезентация как социально-политического явления. Цельстатьи - выявление значимых особенностей Монстрации и их интерпретация в контексте концепций Ж. Бодрийяра и А. Камю. Методологиюисследования составляет метод компаративного анализа первомайских демонстраций и Монстраций. Результаты.Монстрация возникает как противопоставление демонстрациям, которые оказываются в положении четвертого порядка симулякра - отсутствия смысла, она бессмысленна из-за своей традиционности и отсутствия серьезных требований изменений. Действительность, с которой по разным причинам может быть не согласен индивид, не предоставляет ему пространства свободного дискурса, как социального, так и политического. Отсюда, согласно положениям А. Камю, обращение к абсурду как высмеивание видимой рациональности действительности. Наиболее актуальной и значимой Монстрация оказывается в отдаленных от центра субъектах федерации, так как именно там общество ощущает наибольшее отчуждение от участия в жизни государства. Помимо этого, причинами Монстрации является также возможность творческого самовыражения, что далеко не всегда сопутствует какой-либо политической или социальной позиции. Заключение.Анализ характерных черт Монстрации, сущности данного социально-культурного явления и причин его появления репрезентирует кризисные явления в современном российском обществе, его политическом и социальном пространстве, с одной стороны. С другой - Монстрация представляет собой принципиально новое пространство для реализации творчества народом - стихийно, без специального регулирования административным ресурсом, но в то же время упорядоченно. Именно эта черта Монстрации представляется наиболее интересной, что послужит материалом для дальнейших исследований в данной области.

Бесплатно

"Новый реализм" - его авторы и герои

"Новый реализм" - его авторы и герои

Новикова Елизавета Олеговна

Статья научная

Статья посвящена исследованию актуального литературного направления, получившего название «новый реализм» и являющегося на сегодняшний день одним из векторов развития идейно-художественного пространства в России. Начало 2000 года отмечено очередной дискуссией о новом реализме, который стал самым обсуждаемым художественным направлением нашего времени. Шаргунов, Пустовая, Рудалев, Сенчин пишут статьи в духе манифеста, где предпринимают попытку выявить ключевые признаки, особенности поэтики молодого направления как сформировавшегося явления в русской литературе.

Бесплатно

"Новый реализм" как попытка преодоления мифопоэтики традиционализма. Валентин Распутин и Роман Сенчин

"Новый реализм" как попытка преодоления мифопоэтики традиционализма. Валентин Распутин и Роман Сенчин

Вавжинчак Александр

Статья научная

Исследовательская задача настоящей статьи заключается в проведении сравнительного анализа повестей Валентина Распутина и произведения Романа Сенчина «Зона затопления». Оба писателя отличаются друг от друга не только жизненным, поколенческим опытом, но, прежде всего, разным эстетическим подходом к творчеству. В своем романе Сенчин предпринимает попытку преодоления мифопоэтического, традиционалистского восприятия мира, хаактерного для творчества Распутина. Апеллируя к творчеству классика, современный автор предлагает другой, подчиненный художественным принципам «нового реализма» способ описания действительности, стремится развенчать мифологемы, ставшие фундаментом распутинской прозы. Проведенный в статье анализ позволяет сформулировать тезис, что творческий замысел Сенчина трудно назвать успешным, но в то же время он полностью вписывается в извечный спор между «традиционным» и «новым» в искусстве.

Бесплатно

"Общежитие" В. Зазубрина как "неудавшийся" рассказ (на материале критических оценок современников и партцензуры)

"Общежитие" В. Зазубрина как "неудавшийся" рассказ (на материале критических оценок современников и партцензуры)

Проскурина Елена Николаевна

Статья научная

Цель работы - анализ восприятия рассказа сибирского писателя В. Зазубрина «Общежитие» в критике 1920-х гг. К анализу привлекаются материалы из архивного фонда Государственного архива Новосибирской области, сибирской периодики 1920-х гг. и переписка Зазубрина с М. Горьким. После первой публикации в 1923 г. в журнале «Сибирские огни» рассказ был переиздан только один раз - в сборнике «Общежитие», выпущенном Новосибирским книжным издательством в 1990 г. Однако сравнительный анализ текста в данной публикации с публикацией 1923 г. показал, что в нем оказались существенные сокращения, касающиеся наиболее откровенных натуралистических описаний «коммунистического быта». Обращение к фондам Государственного архива Новосибирской области показало, что первая публикация «Общежития» вызвала резкую критику Главлита РСФСР, после чего была существенно усилена цензура всей местной литературы. В статье проанализирована поэтика рассказа в контексте тех претензий, которые выдвинуты автору. Показаны тематические сближения «Общежития» с произведениями Б. Пильняка, И. Бабеля, С. Малашкина и других авторов 1920-х гг., включавших в свои тексты эротические эпизоды. В конце 1920-х гг. они были расценены как «порнографические», а к 1930-м гг. литературная эротика входит в разряд запретных тем. Проведенный анализ критических отзывов на рассказ подвел к выводу, что именно публикация «Общежития» открыла роковую страницу в судьбе Зазубрина, трагически завершившейся в подвалах Лубянки в 1937 г., после чего его имя было забыто на десятилетия.

Бесплатно

Genre-stylistic specifics of modern Belarusian historical prose

Genre-stylistic specifics of modern Belarusian historical prose

Kliabanau Dzmitry

Статья научная

The aim of the article is the genre-stylistic features and specifics of the modern Belarusian historical prose, which are considered through the prism of reconstruction as a literary method used by the writer as one of the main ways of constructing a collective historical memory. The method of research is historical-literary and motivic analysis. In the process of analysis of selected works by Uladzimir Karatkievic and Uladzimir Arlou, worldview prerequisites and the main ways of implementing writing strategies are examined, as well as the issue of the influence of the subject of a literary work on its genre and stylistic specifics. Uladzimir Karatkievic referred to some of the major events, characterizing the history of the Grand Duchy of Lithuania and of the Polish-Lithuanian Commonwealth, then undertook a massive reconstruction of that period. Karatkievic thoroughly examines Belarusians and “Belarusianness”, reconstructing and constructing these notions in a very untypical way for the Soviet literature and ideology. Uladzimir Arlou chose a different path in his endeavor to reconstruct the past. In a series of works the writer starts from written sources of information (sometimes really scarce and fractional) in order to reconstruct the context.

Бесплатно

The sound of silence in Boris Pasternak's Doctor Zhivago

The sound of silence in Boris Pasternak's Doctor Zhivago

Vukas Danijela Lugari

Статья научная

Influence of classical music and composers like Scriabin is clearly visible in the syntax and phonology of Pasternak’s poetical language. His “composer’s ear” [cf. in De Mallac, 1981] - profound sense of rhythm, harmony, sound, but also silence - is traceable throughout literary language in his famous novel Doctor Zhivago, one of the greatest novels about the fall of the Imperial Russia, and the end of the monarchy in war and revolution ever written. This paper investigates some aspects of the relationship between art, violence, and revolution, i.e. between imaginary world of revolutionary and postrevolutionary (Soviet) Russia in Doctor Zhivago, and the ways in which the novel captivates those events through sounds of a crowd and city in turmoil, but even more importantly - through intense moments of silence. Departing from the premises that sounds and silence are physical states, but also aesthetic and cultural devices, the aim of this paper is to answer the following questions. What is the meaning of antithesis of sound and silence as a metaphor of “double” meaning in Pasternak’s Doctor Zhivago where silence indicates violence, war, and revolution as well as contains in itself the energy of creation, creative impulse? Especially in relation to “paradoxical materiality” [Miller, 2007] of silence, where this state of complete muteness and stillness represents simultaneously emptiness - but also plentitude, weightlessness - but also heaviness, the paper analyzes the symbolism of silence in Pasternak’s novel. Is Pasternak’s profound uses of silence signifier of an amputation of Doctor Zhivago’s protagonists from the world of violent revolutionary Russia into their own, private, intimate worlds of introspection, or it is rather a signifier of their resistance against popular representation of revolution as universal political and cultural project of emancipation and freedom for all? In other words, can Pasternak’s “rhetoric of silence” in Doctor Zhivago be understood as a state of plentitude and knowing (S. Sontag), i.e. as a method of radical speech of silenced and whispering protagonists rather than of their muteness as a consequence of their (bourgeois) laid-backness and passivity?

Бесплатно

«Водка с содовой»: поэтика рассказа В.М. Шукшина «Версия»

«Водка с содовой»: поэтика рассказа В.М. Шукшина «Версия»

Куляпин А.И.

Статья научная

Постановка проблемы. Многие годы творчество Шукшина рассматривалось почти исключительно в русле традиций реализма, который понимался предельно просто - как правдивое изображение действительности. В современном шукшиноведении категория «правды» по-прежнему нередко выдвигается в качестве основополагающей для поэтики писателя. При этом не учитываются серьезные перемены, произошедшие в идейно-политической и культурной жизни Советского Союза в конце шестидесятых годов, а также изменения мировоззрения и художественных принципов позднего Шукшина. Цель исследования - выявить эволюцию поэтики Шукшина, рассмотреть процесс трансформации понятия «правда» в его произведениях конца 1960-х - начала 1970-х гг. В статье используются историко-культурный и структурно-семиотический методы. Результаты исследования. Для Шукшина, как и для многих писателей-шестидесятников, ценность Правды была абсолютна и непреложна. Однако к концу 1960-х гг. понятие «правда» в шукшинских текстах проблематизируется. К началу семидесятых годов Шукшин и вовсе создает ряд произведений, в которых утверждается мысль о принципиальной невозможности установления объективной правды. Рассказ «Версия» (1973) в их числе.

Бесплатно

«Интеллигентские кухни» в романе Л.Е. Улицкой «Зеленый шатер»: творчество как стимул бытия

«Интеллигентские кухни» в романе Л.Е. Улицкой «Зеленый шатер»: творчество как стимул бытия

Гонтарева Альбина Игоревна

Статья научная

Постановка проблемы и цель. Творчество Л. Улицкой и по сей день является объектом повышенного внимания критиков и литературоведов. Роман «Зеленый шатер» (2011) обозначил новый этап в развитии творчества автора. В отличие от ранних текстов Л. Улицкой, «Зеленый шатер» охватывает не судьбу одной личности или семьи, но целую эпоху «от Иосифа до Иосифа» (1951-1990) и, как следствие, представляет читателю целый калейдоскоп героев, их судеб. Замах на эпопейность отвечает задаче автора - изобразить идеологию, историю русского диссидентства означенного периода. В статье рассматривается поэтика романа «Зеленый шатер», особое внимание уделяется теме творчества, образу художника. Опорой исследования послужили труды Н. Лейдермана, М. Липовецкого, Н. Ковтун, О. Осьмухиной, Н. Поляковой, Д. Тищенко, посвященные творчеству Л. Улицкой. Методологией исследования стали сравнительно-сопоставительный, структурно-типологический и историко-культурный подходы. Предметом исследования является реализация темы творчества в романе «Зеленый шатер». Результаты исследования. На основании анализа романа Л. Улицкой «Зеленый шатер» показано, как изменяется восприятие образа эпохи, проблемы творчества, личности в историческом контексте. Если в ранних произведениях автора на первый план выдвигается бытие человека и его окружения, то в данном произведении наблюдается трансформация авторской манеры. В текстовой действительности Л. Улицкой возникает необходимость обращения не к одной человеческой судьбе, но к судьбе поколений, стержнем истории становится тема взаимоотношений художника и власти. Заключение. Л. Улицкая, помещая героев романа в реальный исторический контекст, вписывая их судьбы в историю страны, ставит в произведении социально-философские проблемы взаимоотношений человека и государственной машины. Творчество становится единственным способом выживания личности в условиях диктатуры.

Бесплатно

«Работа», «труд», «успех» в языковой картине мира педагогов-красноярцев

«Работа», «труд», «успех» в языковой картине мира педагогов-красноярцев

Курделяс Анастасия Андреевна

Статья научная

Статья посвящена проблеме описания ценностной картины мира профессиональной группы «педагог» Красноярского края. В ней исследуются фрагменты регионального языкового сознания педагогов, отражающие ценности профессиональной деятельности. Цель проведенного исследования - выявление профессиональных ценностных доминант учителей Красноярского края. Материалом послужили данные проведенного свободного ассоциативного эксперимента, респондентами которого являлись педагоги и студенты педагогических образовательных учреждений Красноярского края. Проводился анализ полученных ассоциаций на основе динамического соотношения между стимулом и ассоциатом, а также содержательной стороны ответов, количества слов-стимулов, образующих ядерную зону ассоциативного поля, учитывался возраст респондентов. В результате анализа определено, что, несмотря на физическое и эмоциональное истощение от рабочего процесса, профессиональная деятельность педагога воспринимается как неотъемлемая часть жизни, где важной составляющей является тесное взаимодействие с другими субъектами деятельности.

Бесплатно

«Свое» и «чужое» в структуре повествования И.А. Гончарова «Фрегат "Паллада"»

«Свое» и «чужое» в структуре повествования И.А. Гончарова «Фрегат "Паллада"»

Касьянова А.А.

Статья научная

Постановка проблемы. В статье поставлена задача рассмотреть произведение «Фрегат “Паллада”» с точки зрения соответствия его характеристикам древнерусской литературы, представленной жанром «хождений», основной особенностью которого является наличие оппозиции «свое»/«чужое», через ее призму путешественник воспринимает окружающий мир, наделяя его теми или иными качествами. Цель статьи - рассмотреть описания «своего» и «чужого» мира во второй главе произведения (потому что на протяжении описанного в ней пути путешественник впервые по-настоящему отдаляется от «знакомого» мира), данные ему «новым паломником», охарактеризовать через их соотношение представление русского человека о мире в контексте его религиозности, духовности как существенной черты русской словесности, отмечаемой многими исследователями, например Г.В. Мосалевой, В.Н. Захаровым, И.А. Есауловым, М.М. Дунаевым, И.А. Казанцевой. Обзор научной литературы по проблеме. Осмыслению творчества И.А. Гончарова в части его религиозности посвящены исследования В.И. Мельника, Г.В. Мосалевой, Н.Л. Ермолаевой. Методология (материалы и методы). Методами, используемыми в статье, являются герменевтический и православно-аксиологический. Результаты исследования. В результате анализа описаний «своего» и «чужого» формируются основные характеристики пространств: «чужого» - представленного образом моря и Мадеры, и «своего», в качестве которого выступают русский фрегат как образ дома и его команда.

Бесплатно

«Эхо жанра автобиографии» в прозе Людмилы Улицкой

«Эхо жанра автобиографии» в прозе Людмилы Улицкой

Гонтарева А.И.

Статья научная

Постановка проблемы. Обращение современных писателей к отдельным приемам автобиографизма вне документально-художественной литературы на сегодняшний день стало обыденностью. Так, художники слова делают акцент на фактуальности сюжета произведений, предлагают читателю наблюдать за историческим контекстом, в котором разворачиваются судьбы литературных героев. Одним из таких авторов является Людмила Улицкая, которая использует маркеры реального времени и пространства в построении художественных текстов. Цель исследования - проанализировать приемы автобиографизма, которые применяет Л. Улицкая для создания художественной картины действительности. Выяснить, какую роль они играют в понимании идейной основы произведений писательницы. Методы исследования: культурно-исторический, сравнительно-сопоставительный и структурно-типологический анализ текстов.

Бесплатно

Аксиологическая доминанта "любовь" в языке повествователя "Рассказов сибиряка" В.И. Соколовского

Аксиологическая доминанта "любовь" в языке повествователя "Рассказов сибиряка" В.И. Соколовского

Бурмакина Наталья Алексеевна, Мамаева Татьяна Владимировна

Статья научная

В статье анализируется ценностное понятие ЛЮБОВЬ в языковой картине мира рассказчика. Источником исследования служит произведение поэта XIX века Владимира Игнатьевича Соколовского (1808-1839) «Рассказы сибиряка». Незаурядный поэт, журналист и писатель XIX века, Владимир Игнатьевич Соколовский был современником А.С. Пушкина, Е.А. Баратынского Н.П. Огарева, А.И. Герцена. Язык произведений В.И. Соколовского дает возможность выявить яркую личность поэта. Объектом нашего исследования являются языковой образ рассказчика в произведении «Рассказы сибиряка», его индивидуально-авторская картина мира. В «Рассказах…» возникает две сюжетных линии, искусно переплетенных в произведении. Одна статична, основана на описании душевных переживаний героя; другая повествует о зарождении шагямунианской веры и о жизненных перипетиях поэта. Цель данной работы: выявление ценностных доминант лексемы ЛЮБОВЬ в языке повествователя. Для выявления аксиологических доминант, ценностных смыслов мы применяем метод сплошной выборки: из текста «Рассказов сибиряка» было выделено 50 ключевых слов с их вербализованными вариантами; путем подсчета их частотности среди выбранных ключевых слов выделились четыре ценностных понятия: БОГ, ВЕРА, ЛЮБОВЬ, ДУША. В результате анализа выявлены парадигматические, ассоциативные отношения вербализованных единиц ценности ЛЮБОВЬ. Мы пришли к следующему выводу: в языковой картине мира повествователя лексема ЛЮБОВЬ (всего 51 вербализованная единица) употребляется в следующем компонентном составе: чувство привязанности, симпатии, расположения; чувство влюбленности, влечение к лицу другого пола; склонность, расположение, пристрастие к чему-н.

Бесплатно

Аксиологические мотивы в романе Л. Улицкой "Медея и ее дети" в контексте гендерной проблематики

Аксиологические мотивы в романе Л. Улицкой "Медея и ее дети" в контексте гендерной проблематики

Нургали Кадиша Рустембековна, Уайсбаева Алина Геннадьевна

Статья научная

Постановка проблемы. В статье рассматривается влияние гендерного анализа и аксиологии на литературоведение в связи с высоким уровнем научной глобализации, что приводит к пополнению литературоведческого словаря такими терминами, как: гендер и ценностная ориентация. Цель исследования заключается в анализе мотивной структуры романа Л. Улицкой «Медея и ее дети» в аспекте гендерного анализа с учетом ценностных установок фемининных и маскулинных типов. В качестве основных методов следует выделить компаративистский, мотивный и гендерный анализ. Результаты исследования. На основании мотивного анализа было выявлено, что аксиологическая картина мира женских и мужских образов, воссозданных в романе Л. Улицкой «Медея и ее дети», практически идентична, но имеет ряд характерных особенностей, заключающихся в образе главной героини и используемых тропах.

Бесплатно

Аксиологический (культуроформирующий) потенциал художественного концепта в территориальном (австралийском) варианте английского языка (на примере исследования индивидуально-авторского концепта Г. Лоусона "mate / mateship")

Аксиологический (культуроформирующий) потенциал художественного концепта в территориальном (австралийском) варианте английского языка (на примере исследования индивидуально-авторского концепта Г. Лоусона "mate / mateship")

Добряева Ирина Сергеевна

Статья научная

Процесс формирования ценностных установок является актуальной темой исследования в рамках глобального смешения культур в мультикультурном обществе как результат процессов миграции. Цель статьи - изучить аксиологический потенциал художественного концепта «Mate / Mateship» в территориальном варианте английского языка и его способность влиять на создание ценностных установок социума, а также механизм манифестации, репрезентации и трансляции культурных ценностей в рамках мультикультурного общества. Проблема языковой вариативности, понятие и социальные функции национального варианта языка рассматриваются в работах А.Д. Швейцера, Л.Б. Никольского, Л.П. Крысина, Ю.Д. Дешериева, Е.Б. Гришаевой, М.И. Исаева, Н.Б. Вахтина и др. История развития австралийского варианта английского языка рассматривается G. Leitner. Концептологические исследования, положенные в основу данной статьи, содержатся в работах В.И. Карасика, Н.А. Красавского, З.Д. Поповой, И.А. Стернина, М.В. Пименовой, А. Вежбицка и др. Данное исследование базируется на социолингвистическом, когнитивно-дискурсивном, лингвокультурологическом методах и методе координированного управления культурными смыслами. В основу положена трехмерная модель лингвокультурного концепта В.И. Карасика. Исследование социокультурного фона и особенностей лексико-семантической системы австралийского варианта английского языка позволило сделать выводы о значительном влиянии социально-экономических условий развития Австралии на формирование лексико-семантической системы ее языка. Австралийский вариант характеризуется производностью и неформальностью. Базовыми культурными ориентирами австралийского общества являются сосуществование, сотрудничество, справедливость. Индивидуально-авторский концепт-образ Г. Лоусона «Mate» рассматривается как ключевой системообразующий этап процесса образования лингвокогнитивного концепта «Mate / Mateship». Понятийная составляющая является результатом дивергентного развития исходной британской лексемы «mate». В основе понятийного и образного компонентов находится категория «Буш». Ценностный компонент отражает тот идеал mate, который оказал влияние на формирование этносознания и самоидентификации австралийцев. К основным поведенческим ценностям созданного Г. Лоусоном героя можно отнести: выносливость, упорство, общительность, остроумие, верность, взаимопомощь и готовность делиться. Динамика концепта «Mate» проявляется в развитии его семантического содержания, что нашло отражение в появлении концепта-деривата - «Mateship». Развитие авторского концепта-образа «Mate» в рамках лингвокультурного концепта-символа «Mateship» происходит в направлении символизации его семантических признаков и связано с их метафорическим и метонимическим развитием как средством адаптации концепта к меняющимся социальным условиям путем обогащения его новыми смысловыми признаками. В заключении делается вывод о том, что Австралия является ярким примером успешного создания формирующих нацию ценностей, направленных на передачу, поддержание и усиление национальной идентичности. Австралийский национальный вариант английского языка выступает средством консолидации и самоидентификации австралийской нации, отражением национальной идентичности австралийцев. Формирование концептуальной структуры в территориальном варианте языка основывается на дивергентом развитии семантического ядра заимствованной лексемы под влиянием новых социокультурных и экономических условий. Вклад автора статьи заключается в определении способов манифестации, репрезентации и трансляции ключевых ценностей австралийской культуры в исторической перспективе посредством изучения аксиологического потенциала художественных концептов «Mate / Mateship».

Бесплатно

Актуализация кратного таксиса: синкретизм значений (на материале немецкого языка)

Актуализация кратного таксиса: синкретизм значений (на материале немецкого языка)

Архипова И.В.

Статья научная

Постановка проблемы. В статье рассматривается вопрос актуализации категориальных значений кратного таксиса (итеративного, мультипликативного, дистрибутивного) в современном немецком языке. Цель работы - описание различных синкретичных итеративно-таксисных, мультипликативно-таксисных и дистрибутивно-таксисных категориальных значений одновременности и разновременности в высказываниях с итеративными и мультипликативными девербативами. Методология (методы и материал исследования). В ходе исследования использовались такие методы как гипотетико-дедуктивный, индуктивный, описательный, контекстуальный, а также метод обобщения и интерпретации языкового материала. Материалом исследования явились 6000 высказываний, полученные методом направленной выборки из электронной базы Лейпцигского корпуса и Немецкого электронного словаря. Результаты исследования. В ходе исследования выявлено, что актуализируемые значения кратного таксиса характеризуются синкретизмом, обусловленным различными диагностическими индикаторами итеративности и мультипликативности. К ним относятся в первую очередь девербативы-итеративы и девербативы-мультипликативы, а также такие дополнительные итеративные показатели, как итеративные адвербиалы и атрибуты. На сопряженность итеративно-таксисного, мультипликативно-таксисного и дистрибутивного значений указывает субъектная и объектная множественность глаголов.

Бесплатно

Актуализация примарного таксиса в современном немецком языке

Актуализация примарного таксиса в современном немецком языке

Архипова Ирина Викторовна

Статья научная

Настоящая статья посвящена рассмотрению вопроса актуализации примарно-таксисных категориальных значений одновременности и разновременности в современном немецком языке. Примарно-таксисные категориальные значения одновременности и разновременности выражаются в немецких высказываниях с таксисными предлогами темпоральной семантики. Темпорально-таксисные (монотемпоральные и инклюзивно-темпоральные) предлоги während, bei, in, mit, seit, nach, vor, bis маркируют примарно-таксисные категориальные значения одновременности, предшествования и следования. В ходе исследования установлено, что примарно-таксисные категориальные значения одновременности, предшествования и следования реализуются в высказываниях, содержащих девербативы с темпорально-таксисными предлогами während, bei, in, mit, nach, seit, vor, bis. В высказываниях, содержащих итеративные или фазовые индикаторы, а также при дистрибутивной множественности глагольных действий актуализируются итеративно-примарно-таксисные, дистрибутивно-примарно-таксисные и фазово-примарно-таксисные категориальные значения одновременности, предшествования или следования.

Бесплатно

Актуализация таксисной категориальной семантики в польском языке

Актуализация таксисной категориальной семантики в польском языке

Архипова Ирина Викторовна

Статья научная

Постановка проблемы. В связи с недостаточностью освещения вопроса актуализации таксисной категориальной семантики в польском языке данная проблематика остается сегодня наиболее актуальной. Цель работы - выявление и описание таксисных значений в различных типах высказываний в современном польском языке. Методология (материалы и методы). Исследование проводилось в рамках функционально-семантического подхода к изучению семантических категорий и языковых единиц. В качестве основных методов были использованы следующие: метод сплошной выборки, гипотетико-дедуктивный, индуктивный, описательный, метод классификации, а также метод обобщения и интерпретации языкового материала. Результаты исследования. В ходе исследования обнаружено, что категориальная семантика независимого таксиса одновременности и разновременности актуализируется в различных сложноподчиненных и сложносочиненных предложениях с таксисными союзами различной семантики. Примарно-таксисные значения одновременности, предшествования и следования актуализируются в сложноподчиненных предложениях с темпоральными придаточными, а секундарно-таксисные значения одновременности - в сложноподчиненных предложениях с обстоятельственными придаточными, а также в сложносочиненных предложениях с консекутивной семантикой. Категориальная семантика зависимого таксиса одновременности и разновременности репрезентируется в польских высказываниях примарного и секундарного типов с девербативами с таксисными предлогами темпоральной семантики и обстоятельственной семантики.

Бесплатно

Актуализация темпоральности как субъективная составляющая языкового имиджа женщины-политика

Актуализация темпоральности как субъективная составляющая языкового имиджа женщины-политика

Богуславская Олеся Владимировна

Статья научная

Постановка проблемы. В центре внимания автора находится языковой имидж женщины-политика - один из самых интересных объектов политической лингвистики. Понятие языкового имиджа при этом трактуется достаточно широко, а интерес к соответствующей проблематике обусловлен не только антропоцентрической направленностью современной лингвистической науки, но и глобальным процессом медиатизации сфер человеческой жизнедеятельности. Научную базу в данном случае определяют труды, посвященные исследованию языковой личности. Лингвисты, в самых разных аспектах исследующие этот феномен, обращают внимание на коммуникативную составляющую публичного образа и ее языковую репрезентацию. На этом фоне заметен явный дефицит работ, посвященных временной актуализации политических текстов и ее имиджформирующему потенциалу; автор данной статьи формулирует данную проблему и предлагает пути ее разрешения. Цель данного исследования - выявить особенности субъективной составляющей языкового имиджа женщины-политика в контексте темпоральной актуализации. Материалом исследования послужили тексты публичных выступлений М. Захаровой, официального представителя МИДа, опубликованные в 2016-2018 гг. В работе использованы описательно-аналитический и сравнительно-сопоставительный методы, а также понятийный и методический инструментарий семантического синтаксиса. В результате исследования определено, что большая часть выявленных модусных маркеров демонстрируют семантику настоящего времени, поскольку М. Захарова как субъект властной сферы личностно включена в ситуацию речи и с учетом тех полномочий, которыми наделена в данный момент, реализуется в актуальном настоящем. Второй темпоральный «акцент» сосредоточен на футуральной событийной перспективе. В последнем случае спикер, морально и эмоционально чувствующий себя ответственным не только за политическое настоящее, но и будущее, становится на речевую позицию «прогнозиста». Вывод. На основе методов семантического анализа расширено представление о языковом содержании публичного политического имиджа. Одним из элементов, влияющих на него, является реализация категории темпоральности - использование тех временных рамок, в которые спикер «вставляет» описываемые политические события.

Бесплатно

Журнал