Сибиреведческие исследования в Институте социальной антропологии им. Макса планка в г. Галле (1999-2008 гг.)

Автор: Хабек Йоахим Отто

Журнал: Новый исторический вестник @nivestnik

Рубрика: Сообщения

Статья в выпуске: 26, 2010 года.

Бесплатный доступ

Статья представляет анализ 10-летней сибиреведческой деятельности Института социальной антропологии им. Макса Планка. Первая группа сотрудников исследовала вопросы собственности и конкретные примеры землепользования на Севере. Следующие группы расширяли тематический диапазон, исследуя восприятие окружающей среды; пространственную ориентацию; дискурсы об окружающей среде и землепользовании; гендерные взаимоотношения и отношения между поколениями; этничность как форму идентификации; конверсию и взаимодействие различных форм духовности; современное положение домов культуры в районных центрах; меняющиеся условия и ограничения разнообразия стилей жизни в Сибири.

Еще

Крайний север, сибирь, дальний восток России, социальная антропология, этнография, международное научное сотрудничество

Короткий адрес: https://sciup.org/14913557

IDR: 14913557

Список литературы Сибиреведческие исследования в Институте социальной антропологии им. Макса планка в г. Галле (1999-2008 гг.)

  • Gray P.A. The predicament of Chukotka’s indigenous movement: post-Soviet activism in the Russian Far North. Cambridge: Cambridge University Press, 2005.
  • Ssorin-Chaikov N. A social life of the state in subarctic Siberia. Stanford: Stanford University Press, 2003.
  • Stammler F. Reindeer nomads meet the market: culture, property and globalisation at the ‘End of the Land’. Münster: LIT, 2005.
  • Ventsel A. Reindeer, rodina and reciprocity: kinship and property relations in a Siberian village. Münster: LIT, 2006.
  • Ziker J. Peoples of the tundra: Northern Siberians in the post-Communist transition. Prospect Heights, IL: Waveland Press, 2002.
  • People and the Land: pathways to reform in post-Soviet Siberia/E. Kasten (ed.). Berlin: Reimer, 2002.
  • Properties of culture -culture as property: pathways to reform in post-Soviet Siberia/E. Kasten (ed.). Berlin: Reimer, 2004.
  • Rebuilding identities: pathways to reform in post-Soviet Siberia/E. Kasten (ed.). Berlin, 2005.
  • Gray P., Vakhtin N., Schweitzer P. “Who owns Siberian ethnography? A critical assessment of a reinternationalized field”//Sibirica. 2003. Vol. 3 (2). P. 194-216.
  • Донахо Б. Оленеводство тувинцев-тоджинцев сегодня//Вопросы изучения истории и культуры народов Центральной Азии и сопредельных регионов: Материалы Международной научно-практической конференции к 80-летию со дня рождения известного ученого-тувиноведа Севьяна Израилевича Вайнштейна. Кызыл: Национальный музей им. Алдан-Маадыр Республики Тыва, 2006. С. 121-132.
  • Донахо Б., Истомин К.В. Изменение практики регулирования доступа к природным ресурсам у оленеводческих народов Сибири//Расы и народы: современные этнические и расовые проблемы: Ежегодник. Вып. 33. М., 2007. С. 128-163.
  • Halemba A. Religion and Conflict over Land in the Republic of Altai: is there a Difference between Building a Shrine and Creating a Nature Park?//Conflict and Social Order in Tibet and Inner Asia/F. Pirie, T. Huber (eds). Leiden; Boston: Brill, 2008. P. 135-158.
  • Metzo K. Civil society and he debate over pipelines in Tunka National Park, Russia//Environmental justice in the former Soviet Union/J. Agyeman, Ye. Ogneva-Himmelberger (eds). Boston, MA: MIT Press, 2009.
  • Metzo K. The Formation of Tunka National Park: revitalization and autonomy in late socialism//Slavic Review. 2009. Vol. 68 (1). P. 50-69.
  • Habeck J.O. What it means to be a herdsman: the practice and image of reindeer husbandry among the Komi of Northern Russia. Münster: LIT, 2005.
  • Halemba A. The Telengits of Southern Siberia: Landscape, Religion and Knowledge in Motion. L.: Routledge, 2006.
  • Dwyer M.J., Istomin K.V. Theories of nomadic movement: a new theoretical approach for understanding the movement decisions of Nenets and Komi reindeer herders//Human Ecology. 2008. Vol. 36. P. 521-533.
  • Habeck J.O. Experience, movement and mobility: Komi reindeer herders’ perception of the environment//Nomadic Peoples, New Series. 2006. Vol. 10 (2). P. 123-141.
  • Istomin K., Dwyer M. Finding the way: a critical discussion of anthropological theories of human spatial orientation with reference to reindeer herders of northeastern Europe and western Siberia//Current Anthropology. 2009. Vol. 50 (1). P. 29-49.
  • Истомин К. Мы смотрим на мир -мир смотрит на нас: предметно-пространственные отношения и их обозначение как элемент семиотической картины мира//Семиозис и культура: сб. науч. статей/Ред. И.Е. Фадеева. Вып. 2. Сыктывкар, 2006. С. 130-136.
  • Karjalainen T.P., Habeck J.O. When ‘the Environment’ comes to visit: local environmental knowledge in the Far North of Russia//Environmental Values. 2004. Vol. 13 (2). P. 167-186.
  • Habeck J.O., Ventsel A. Consumption and popular culture among youth in Siberia//Zeitschrift für Ethnologie. 2009. Vol. 134 (2). S. 1-22.
  • Habeck J.O. Introduction: growing research on youth in Siberia//Sibirica. 2004. Vol. 4 (1). P. 2-13.
  • Liarskaya E. Northern residential schools in contemporary Yamal Nenets culture//Sibirica. 2004. Vol. 4 (1). P. 74-87.
  • Ventsel A. Stars without the money: Sakha ethnic music business, upward mobility and friendship//Sibirica. 2004. Vol. 4 (1). P. 88-103.
  • Хабек Й.О. Гендер, «культура», северные просторы//Этнографическое обозрение. 2006. № 4. С. 59-68.
  • Gernet K. Kulturrevolution in Zentral-Kamtschatka: die Integration der evenischen Rentier-nomaden in die sowjetische Gesellschaft. Wiesbaden: Harrassowitz, 2008.
  • Donahoe B., Habeck J.O., Halemba A., Sántha I. Size and place in the construction of indigeneity in the Russian Federation//Current Anthropology. 2008. Vol. 49 (6). P. 993-1020.
  • Halemba A. Contemporary religious life in the Republic of Altai: the interaction of Buddhism and shamanism//Sibirica. 2003. Vol. 3 (2). P. 165-182.
  • Metzo K. Sacred landscape, healing landscape: ‘Taking the Waters’ in Tunka Valley, Russia//Sibirica. 2008. Vol. 7 (1). P. 51-72.
  • Metzo K. Shamanic transformations: Buriat shamans as mediators of multiple worlds//Reclaiming the Sacred: morality, community, and religion after Communism/M. Steinberg, C. Wanner (eds.). Washington, DC: Woodrow Wilson Foundation Press, 2008. P. 215-246.
  • Намсараева С. Политический аспект религиозной жизни современной Бурятии//Религия в истории и культуре монголоязычных народов России/Отв. ред. Н.Л. Жуковская. М.: Восточная литература РАН, 2008. С. 58-87.
  • Oelschlägel A. Der weiße Weg: Naturreligion und Divination bei den West-Tyva im Süden Sibiriens. Leipzig: Leipziger Universitätsverlag, 2004.
  • Хабек Й.О. Роль домов культуры в трансляции этничности//Этносоциальные процессы в Сибири: тематический сборник/Ред. Ю.В. Попков. Новосибирск: Сибирское научное издательство, 2007. Вып. 8. С. 63-66.
  • Habeck J.O. Enacting ‘culture’ and ‘culturedness’: why people may or may not want to spend their free time in the House of Culture//Kultura: Russian Cultural Review. Bremen: Forschungsstelle Osteuropa, 2007. P. 14-18.
  • Habeck J.O. Conditions and limitations of lifestyle plurality in Siberia: a research programme//Max Planck Institute for Social Anthropology Working Paper Series. 2008. Vol. 104.
  • Konstantinov Yu. Reinterpreting the Sovkhoz//Sibirica. 2007. Vol. 6 (2). P. 1-25.
  • Konstantinov Yu., Vladimirova V. Changes in property regimes and reindeer herding management in post-Soviet herding collectives: the case of the Municipality of Lovozero (Murmansk Region, Northwest Russia)//Reindeer management in northernmost Europe: linking practical and scientific knowledge in social-ecological systems/B. Forbes et al. (eds.). Berlin [etc.]: Springer, 2005.
  • Vladimirova V. Just labor: labor ethic in a post-Soviet reindeer herding community. Uppsala: Uppsala Universidad, 2006.
Еще
Статья научная