Символ и чудо у средневековых францисканцев: Антоний Падуанский

Автор: Самарина Марина Сергеевна

Журнал: Общество. Среда. Развитие (Terra Humana) @terra-humana

Рубрика: Ценностный опыт

Статья в выпуске: 4 (65), 2022 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена Антонию Падуанскому, одному из самых известных средневековых проповедников, ученику и последователю основателя францисканского ордена Франциска Ассизского. Св. Антоний во многом повлиял на формирование образов «Божественной комедии» Данте. Особое внимание в статье уделяется наиболее известному религиозному тексту, описывающему так называемую «Проповедь рыбам» Антония на берегу моря. Анализируется глубокий символизм водной стихии, уходящей корнями в древние дохристианские индоевропейские представления. Делается вывод о наличии определенной параллели между «Проповедью птицам» Франциска Ассизского и «Проповедью рыбам» его ученика и последователя Антония Падуанского.

Еще

Архетип, бестиарий, ересь, магия, проповедь, символика, средневековье, францисканцы, христианство

Короткий адрес: https://sciup.org/140296462

IDR: 140296462   |   DOI: 10.53115/19975996_2022_04_035-040

Список литературы Символ и чудо у средневековых францисканцев: Антоний Падуанский

  • Аверинцев С.С. София-Логос. Словарь. 2-е, испр. изд. – Кiев: Дух i Лiтера, 2001. – С. 155–161.
  • Гура А.В. Символика животных в славянской народной традиции. – М.: Индрик, 1997. – С. 369–372, 746–758.
  • Левин М.Г., Этнографические параллели к неолитическим фигурам рыб // Советская этнография. – 1939, № 2.
  • Maрр Н.Я., Иштарь (от богини матриархальной Афревразии до героини любви феодальной Европы) // Яфетический сбоник. Том. 5. – Л., 1927.
  • Мелешко Е.Д. Л.Н. Толстой и Франциск Ассизский: опыт духовного братства // Философия непротивления Л.Н. Толстого: систематическое учение и духовный опыт. – Тула,1999. – С. 239–252.
  • Пиотровский Б.Б. Вишапы. Каменные статуи в горах Армениии. Изд.рмян. филиала АН СССР. – Л., 1939. – 40 с.
  • Шауб И.Ю.. Италия-Скифия: культурно-исторические параллели. М. – СПб.: Новый Гермес, 2008. – 155 с.
  • Шауб И.Ю. О семантике изображения Скиллы на зеркале из Артюховского кургана // Боспорский феномен. Искусство на периферии античного мира: Матер. междунар. научн. конф. – CПб., 1–4 дек. 2009 г. – СПб.: Нестор-История, 2009. – C. 276–280.
  • Шауб И.Ю. Морские монстры в загробных представлениях боспорян // Боспорский феномен: население, языки, контакты. – СПб.: Нестор-История, 2011. – С. 131–136.
  • Шауб И.Ю. Эллинские традиции и варварские влияния в религиозной жизни греческих колоний Северного Причерноморья (VI–IV вв. до н.) // Saarbrucken: LAP, 2011. – P. 83.
  • Юнг К.Г. ЭОН. Исследования о символике самости. – М.: АСТ, 2019. – С. 94–209.
  • Robaud V. Introduzione alla lettura del “Cantico delle creature” // Responsabilita’ del sapere. – 1977.
  • Cantini G. Sant’Antonio di Padova oratore // Studi francescani. – 1932, № 4. – P. 403–428.
  • Cardini F. Francesco d’Assisi. – Milano,1989. – P. 261–262.
  • Cessi R. Legende antoniane. – Milano: Vita e pensiero, 1936. – 115 p.
  • Costa B. La mariologia di Sant’Antonio di Padova // Messaggero di S. Antonio, Padova. 1950. – 181 p.
  • Fausti L. L’iconografia di Sant’Antonio di Padova // Miscellanea Francescana. –1932, № 3. – P. 189–200.
  • Frasson L. La personalita’ di Sant’Antonio di Padova nei suoi sermoni // I volti antichi e attuali del Santo di Padova. Padova. – 1980. – P. 179–180.
  • Manselli R. Sant’Antonio di Padova e la prima predicazione francescana // Il Santo. – 1968, № 8. – P. 3–19.
  • Rigon A. Sant’Antonio e la cultura universitaria nell’ordine franescano delle origini // Francescaneimo e la cultura universitaria. Atti del XVI Convegno internazionale. Assisi 13-14-15 ottobre 1988. Universita’ degli studi di Perugia, Centro di studi francescani. –1990. –P. 67–92.
Еще
Статья научная