Символика сказок Э.Т.А. Гофмана: к проблеме преподавания художественной литературы

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются символы в сказке Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» с точки зрения как философско - морального содержания произведений писателя - романтика, так и в дидактическом аспекте. Авторы исходят из роли литературных произведений в реализации ключевых педагогических принципов, лежащих в основе современного гуманитарного образования: формирование критического, образного и системного мышления, эстетического вкуса, умения интерпретировать тексты. Научение будущих специалистов различных гуманитарных специальностей осмысленному чтению не только «наращивает» их профессиональные компетенции, но расширяет культурный тезаурус, совершенствует культуру бытовой и профессиональной речи. Выбор текстов Э.Т.А. Гофмана обусловлен многоплановостью его мировоззрения и глубоким символизмом текстов, раскрытие которых демонстрирует образец филологического чтения как дидактического принципа.

Еще

Символ, символизм, романтизм, э.т.а. гофман, сказка, филологическое чтение

Короткий адрес: https://sciup.org/143180812

IDR: 143180812   |   DOI: 10.38161/2618-9526-2023-4-141-145

Текст научной статьи Символика сказок Э.Т.А. Гофмана: к проблеме преподавания художественной литературы

Head of the Department of Foreign Languages and Intercultural Communication

Pacific National University

E.Yu. Strelkova,

Senior lecturer

Higher School of Eurolinguistics and Cross-Cultural Communication Pacific National University

SYMBOLISM OF E.T.A. HOFFMANN’S FAIRY TALES: TO THE ISSUE OF TEACHING WORKS OF VERBAL ART

The article dwells upon symbols in “The Nutcracker and the Mouse King” by E.T.A. Hoffmann viewing them in terms of ethical and philosophical content of a romanticist masterpiece, as well as accepting them as a means of the didactic sphere. The authors claim the essential role of literary works in key pedagogical principle realisation. These pedagogical principles, such as forming critical thinking, imagination and systematization skills along with aesthetic taste and literary text interpretation, establish the basis of the contemporary humanitarian education. Teaching deep reading enhances professional competencies of future specialists in various fields of humanitarian sciences. Moreover, it broadens students’ cultural background and forms everyday and professional communication competencies. Hoffmann’s fairytale was chosen due to its complex inner content and deep symbolic value. The study of the text chosen illustrates the philological reading approach as a vitally important didactic principle.

В сегодняшнем мире увеличивается поток информации, поступающей как через печатные издания, так и посредством сети интернет. Следовательно, современному человеку необходимо владеть эффективными стратегиями и умениями работы с информацией [1], и развитые навыки чтения не перестают быть актуальным инструментом в профессиональной деятельности. Однако процесс чтения рассматривается современным обществом в первую очередь с позиции утилитаризма: как извлечение и использование информации, данной в тексте для ее последующего функционального применения. По мнению Дж. Барни [2], способность искать и скачивать данные часто является тем, что требует образование во всем мире. Это может быть проиллюстрировано, например, тестами как формой проверки знаний в конце каждого изучаемого юнита учебника. Тест будет считаться пройденным, если студент сможет успешно найти искомую информацию в качестве ответа на вопрос, и не важно, как он это сделает. Поиск данных - это навык эпохи Интернета.

Тем не менее, чтение - это не только процесс поиска и применения информации. Посредством чтения читатель открывает для себя миры мыслителей, расширяет кругозор, научается анализировать имплицитно заложенные в тексте идеи, их интерпретировать, преобразовывать, развивать. В этом процессуальном направлении главенствующая роль принадлежит художественной литературе, а филология призвана прививать вышеперечисленные способности.

Филологические дисциплины включены в учебные планы многих гуманитарных специальностей и призваны формировать у будущих специалистов по связям с общественностью, коммерции, педагогов, журналистов системное, в том числе образное и критическое мышление, творческие способности; развивать эстетическое чувство, умение работать с художественно-стилевыми системами различных периодов, различными национальных искусств и литератур. Не случайно министерство устанавливает общую универсальную компетенцию - «способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач» (УК-1).

Для направления подготовки РСО информацией является не только профессионально-ориентированная, но и художественная, которая углубляет культурный тезаурус будущих специалистов, расширяет их кругозор, что с успехом может использоваться в профессиональной деятельности. Курс «Искусство и литература» для студентов РСО формирует компетенции по умению интерпретировать идейно-художественное содержание литературных произведений. Сегодня задача научить «мягким навыкам», в частности, «глубокому чтению» стоит необыкновенно остро: молодые люди не умеют читать медленно, вдумчиво, находить смыслы «между строк».

Задача данной статьи состоит в том, чтобы описать символы в сказках Э.Т.А. Гофмана. Романтизм как литературное направление неизбежно обращается к символам, писатели-романтики исповедовали эскапизм в разных формах, создавая ирреальные миры, где все зыбко, нечетко, основывается на намеках и непрямых указаниях, иносказательно зашифровано и требует от читателя не отстранённого созерцания, но активной работы воображения. Поверхностный поиск информации не способен раскрыть замысел автора и будет представлять собой двухмерную фотографию созданного автором трехмерного мира. Для глубокого прочтения и поиска зашифрованных смыслов необходимы навыки анализа, критического мышления и вдумчивого чтения. Выбор Гофмана как автора обусловлен стилем писателя, простым по форме и сложным, многоплановым по идейно-философскому, морально-этическому содержанию, что представляет собой ценный педагогический материал. На первый взгляд, сказка написана для детей, с их удивительной способностью видеть воображаемые миры, однако опытный читатель, несомненно, обратит внимание на используемую символику, уводящую в глубокую философию.

Значимая роль в текстах Гофмана отводится обыденным деталям. Литературное направление романтизма, к которому принадлежит писатель, характеризуется стремлением отказаться от реалистичного описания жизни. Для Гофмана бытовые детали обрастают символическим и магическим смыслом. Индивидуальный стиль писателя уникален именно этим симбиозом обыденности и волшебства. За внешней обыкновенностью реальности скрывается таинство, - в этом философский смысл сказок. Например, рождественские подарки предстают воплощением чуда, которое может проникать в обыденную действительность, обозначают подсознательное ожидание мечты человеком, вне зависимости от его возраста и жизненного опыта. Дарение подарков - иррациональное таинство и взгляд в будущее, надежда на радость, свойственная всем. Сам сюжет сказки строится на христианских догматах милосердия, и подарок предстает как символ веры.

Такая деталь как обувь, в частности, туфелька главной героини, обозначает поведенческие особенности своего обладателя. С одной стороны, это показатель статуса (насколько человек богат, чтобы позволить себе носить кожаную обувь) и возраста (для спасения Пирлипат нужен был человек настолько юный и неиспорченный, что никогда не носил ботинок). С другой стороны, обувь, легко отделяемая от обладателя, может стать орудием борьбы и выражением собственного мнения, собственной значимости. Именно туфелька помогает Мари спасти Щелкунчика в ответственный этап сражения с Мышиным королем. В иных всемирно известных сказках также можно обозначить сюжетную роль обуви героев [3].

Другой символический предмет – сабля – предстает оружием в борьбе со злом. Саблей владеют воины (в сказке солдатики Фрица), и Щелкунчик, предназначение которого изначально сугубо утилитарное, лишен этого атрибута и неспособен сражаться с Мышиным королем. Однако с помощью главной героини проблема обмундирования решается, и добро одерживает верх. Идея, зашифрованная в этом эпизоде, состоит в том, что героические поступки мужчины становятся возможными благодаря помощи и поддержке женщины.

Число 7 в сказке также обыгрывается как символ. Согласно Пифагору («Все в мире есть числа»), числа могут собирательно рассматриваться как действующие силы, которые упорядочивают и регулируют Вселенную. В общем толковании нечетные числа являются олицетворением мужского начала, позитивного и активного. Еще в древности это число считалось особым. Так, известно, что жрецы Вавилона поклонялись семи богам. Мусульманский паломник во время хаджа должен семь раз обойти вокруг Каабы; в исламе упоминаются семь райских врат и семь врат ада; восточные географы делили Землю на семь климатов (широтных зон); по поверьям, семь дней проводит душа умершего возле могилы. Христианство не менее других религий богато упоминанием числа семь: Великий пост насчитывает семь недель. Известно семь чинов ангельских, семь смертных грехов. Бог создал человека на седьмой день. В радуге семь цветов, на свете – семь чудес света, в неделе семь дней, в музыке семь нот [4]. Психолог Дж. Миллер утверждает, что человеческая память особенно хорошо удерживает лишь до семи разных элементов [5]. Цифру семь всегда отождествляли с понятием везения. Щелкунчик в замке короля спотыкается на седьмом шаге и не проходит последнее испытание, вследствие чего уродство принцессы Пирлипат переходит на него самого. Число 7 в этой сказке встречается и дальше – семиголовый Мышиный король, 7 золотых корон, подаренных Мари в знак победы Щелкунчика над Мышиным королем. Поскольку число «семь» (гептада) является суммой триады (божественность) и тетрады (природа, окружающая человека), оно означает упорядоченность космоса, [6] и Щелкунчик своими действиями восстанавливает нарушенный всевластием мышей порядок.

Символично в сказке описание красоты. Только два героя описаны внешне – Щелкунчик и принцесса Пирлипат. Наружное уродство главного героя сознательно противопоставляется автором его глубоко положительному внутреннему миру, замешанному на благородстве (самопожертвование в пользу принцессы) и храбрости (задача спасения Мари от Мышиного короля). И наоборот, вернувшая красоту принцесса Пирлипат отказывается от своего спасителя ввиду его уродливой метаморфозы. Идея о несоответствии красоты внешней и красоты внутренней весьма четко и емко отражается в сказке «Щелкунчик» [7], иллюстрируя смысл пословицы о том, что не все блестящее является золотом.

Символизм сказки раскрывается скорее не в воображении маленького читателя, упоенно и самозабвенно следящего за сюжетными поворотами, только взрослому доступна заключенная в символах глубина. Сказка предлагает нечто большее, нежели выход из скучной повседневности, она утверждает этические принципы. Сейчас, по прошествии двух столетий, «Щелкунчик» прочно вошел в золотой фонд детского чтения. В историко-литера-турном плане значение сказки «Щелкунчик и Мышиный король» Э.Т.А. Гофмана состоит в том, что она открывает пути, по которым в дальнейшем пойдет развитие романтического жанра.

Анализ символов, заложенных писателем в текст сказки «Щелкунчик и Мышиный король», показывает алгоритм работы с художественным текстом, любым произведением искусства, по своей природе являющимся носителем важных жизненных идей, принципов, воплощенных в образную форму.

Список литературы Символика сказок Э.Т.А. Гофмана: к проблеме преподавания художественной литературы

  • Ачкасова Н. Н. К вопросу о важности чтения профессиональных статей на английском языке студентами неязыкового вуза и виды работ с ними // Universum: психология и образование. - 2019. - № 3(57). - С. 8-11.
  • Barney J. The Importance of Deep Reading in Education [электронный ресурс] https://educationalrenaissance.com/2018/11/23/deep-reading-in-education/(режим обращения 17.12.2023).
  • Напцок Б. Р. Мотивы сказки "Золушка" Ш. Перро в произведениях Ч. Диккенса // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. - 2020. - № 4(267). - С. 142-148.
  • Жусупова А. А. Числовая символика в паремиях с компонентом - числительным семь // Вестник Жалал-Абадского государственного университета. - 2021. - № 1(46). - С. 130-135.
  • Alan Baddeley, Michael W. Eysenck, and Michael C. Anderson Memory. Third edition published 2020 by Routledge, 2 Park Square, Milton Park, Abingdon, Oxon.
  • Куликова И. Анализ сказки «Щелкунчик». Записки сказкотерапевта. [электронный ресурс] https://www.krugevo-skazok.ru/analiz-skazki-shhelkunchik/(режим обращения 17.12.2023).
  • Карасик В. И. Изменение внешности как лингвокультурный сюжетный триггер // Коммуникативные исследования. - 2015. - № 2(4). - С. 16-30.
Еще
Статья научная